ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА

Погодаева Маргарита Викторовна
Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета
канд. биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Снизить социальные, природные, техногенные и экологические риски для жизни и здоровья детей, проживающих на территориях где такие риски особенно велики, позволит проектирование пространства безопасного детства. Проектирование пространства безопасного детства предполагает процесс моделирования среды с целью оптимизации природных, социальных, психолого-педагогических условий безопасного развития личности. Проектирование пространства безопасного детства базируется на средовом, культурологическом, личностно-ориентированном, системном подходах к проектированию.

Ключевые слова: культура безопасности, образование в области безопасности детей дошкольного возраста., пространство безопасного детства, социально- педагогическое проектирование


PEDAGOGICAL SPACE PROJECTING OF SAFE CHILDHOOD

Pogodaeva Margarita Viktorovna
Eurasian Institute of the Moscow State Linguistic University
Candidate of biological science, Associate Professor of the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security of the Eurasian Institute of the Moscow State Linguistic University

Abstract
The projecting of space of the safe childhood will allow reducing social, natural, anthropogenic and ecological risks for children’s life and health. Socially-pedagogical projecting of space of the safe childhood supposes the process of designing the environment for the purpose of optimization natural, social and psychoeducational conditions of safe development for the individual. The projecting of space of the safe childhood is based on environmental, culturological, personality-centered and systematic approaches to the projecting.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Погодаева М.В. Проектирование пространства безопасного детства // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/9886 (дата обращения: 27.02.2024).

Проблемы, создания безопасной для жизни детей среды, которая побуждает ребенка к динамичному личностному росту,  сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Факторами опасности для жизни и здоровья детей проживающих на северо-востоке  Сибири продолжают оставаться суровые климатические условия, высокие риски природных и техногенных аварий, в ряде городов высокая степень загрязнения атмосферы и воды промышленными выбросами, социальные опасности, сопутствующие экономической нестабильности территории. Дети из многодетных и неполных семей,  дети безработных родителей относятся к группе риска в отношении социальных факторов опасности.

Острота и глубина  проблем в сфере детства, требуют от общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Такие меры могут быть реализованы в рамках социальных и социально-педагогических проектов, конструируемых на всех уровнях власти, образовательной системой, общественными организациями.

Социальное проектирование это проектирование социальных процессов и явлений.  В настоящее время проектирование социальных  процессов приобрело многоуровневый и многофункциональный характер.  Его цель – создания условий для социальных изменений и сами эти изменения. Результатом такого проектирования должно быть совершенствование  и преобразование социальных систем. Социально-педагогическая система, рассматривается нами с позиций системного подхода как гуманитарная система, и в связи с этим проектирование направлено на организацию пространства взаимодействия, взаимопонимания, организацию диалога между подсистемами, внешней средой [1].   По определению О.А. Донской, социально-педагогическое проектирование  - это согласованная деятельность субъектов различных социально-педагогических систем по созданию модели их развития и достижения поставленных  целей через исследование, конструирование, организацию, рефлексию и коррекцию [2].  Система социально-педагогического проектирования очень динамична и изменчива, как изменчивы социальные условия, установки, предпосылки,  поэтому проекты носят вероятностный характер,  характер предвидения. Однако при этом анализируются происходящие процессы, в проект вносятся изменения, уточнения,  соответствующие реальным условиям реализации проекта. Проектирование может выступать и как исследование, направленное  на создание теоретических моделей социальных  явлений; и как инновационная  деятельность, в которой проектируемая модель реализуется практически.

Вагнер И. В указывает на ряд  «существующих сегодня тревожных тенденций и противоречий, обострение которых может рассматриваться в качестве социального риска, потенциально способного ухудшить воспитательную ситуацию, препятствовать решению задач модернизации инфраструктуры детства, создания условий для позитивной социализации детей, их духовно-нравственного развития и гражданского становления. Прежде всего это  формализация проектной деятельности [3].

Социально-педагогическое проектирование пространства безопасного детства это целенаправленная деятельность по разработке и прогнозированию на основе проективной модели системы мер и основных направлений по обеспечению безопасного развития ребенка, ориентированного на экогуманистические ценности.

Социально-педагогическое проектирование пространства безопасного детства представляет собой сложную, динамическую систему теоретико-методологических подходов и технологических принципов,  направленных на реализацию цели проектирования.

Создание пространства безопасного детства – обязательное условие развития ребенка,  формирования реальных перспектив его будущего и будущего цивилизации в целом.

Создание безопасных условий для жизнедеятельности детей – забота взрослых: политиков, экономистов, депутатов всех уровней, инженеров, юристов, строителей, менеджеров, управленцев, педагогов, родителей, бабушек и дедушек. Каждый  взрослый на своем рабочем месте, в своей социальной роли должен представлять, что результаты его деятельности  сегодня определяют безопасность будущего его детей и внуков. Только  совокупная деятельность всех заинтересованных лиц позволит создать безопасное пространство для жизни.

Не смотря на глобальность проблем безопасности в современном мире,  и серьезных мотивов для их решения,  далеко не все взрослые являются заинтересованными лицами в кардинальном решении этих проблем. В чем причина?  На наш взгляд, сформированные ценностные ориентации и мировоззренческие установки  направляют современного  политика, инженера,  управленца, предпринимателя на достижение  в первую очередь  эффективного экономического результата в своей деятельности, вопросы экологической целесообразности, рационального природопользования, экологической безопасности отодвигаются на задний план, или вовсе игнорируются. Экологические проблемы   не ведут сегодня к одномоментной гибели тысяч людей, они накапливаются и умножаются постепенно, позволяя человеку привыкать к их существованию,  но без их решения у миллионов детей не  будет будущего. Конрад 3. Лоренц пишет: «В наше время слишком значи­тельная часть человечества отчуждена от природы. Повседневная жизнь стольких людей проходит среди мертвых изделий человеческих рук, что они утратили способность понимать живые создания и обращаться с ними. Эта утрата помогает разобраться, почему человечество в целом демонстрирует такой вандализм по отношению к миру живой природы, окружающей нас и питающей нашу жизнь. Попытаться восстановить утраченную связь между людьми и остальными живыми организмами, обитающими на нашей плане­те, – очень важная, очень достойная задача. В конечном счете,  успех или провал подобных попыток решает, погубит человечество самое себя вместе со всеми живыми существами на земле или нет» [ 4, с.184].

Вопросы проектирования пространства безопасного детства, обеспечивающего ребенку условия  безопасного и устойчивого развития, еще недостаточно разработаны. Это определяет необходимость рассмотрения структуры и содержания подобного пространства,  апробации системы научно обоснованных принципов и способов педагогического проектирования образования и воспитания дошкольников в области безопасности жизнедеятельности. Концепция  социально-педагогического проектирования пространства безопасного детства  представляет собой совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами образовательной среды и является методологической основой обеспечения их безопасности.

Пространство безопасного детства – это условия,   в которых миниминизированы  природные, техногенные, экологические, социальные угрозы для жизни и здоровья ребенка,  и ребенок активно и  творчески учится безопасно взаимодействовать со всеми элементами окружающего мира.

Пространство безопасного детства, выступает источником развития культуры безопасного взаимодействия с окружающим миром [5].

Пространство безопасного детства включает в себя  благоприятные для развития социальные условия, физически и технологически безопасную среду, психологически безопасную среду,  здоровьесберегающую и экоразвивающую среду; образование  в области безопасности  жизнедеятельности ребенка.

Социально-педагогическое проектирование пространства безопасного детства  предполагает процесс конструирования среды с целью оптимизации природных, социальных, психолого-педагогических условий безопасного развития личности.

Цель  концепции – обеспечение безопасного взаимодействия ребенка и окружающего мира; непосредственный контакт с природой, формирование ценностного отношения, как к жизни человека, так и жизни   в целом. Она включает в себя: теоретико-методологическое обоснование проблемы; характеристику методологического базиса проектирования; описание модели пространства безопасного детства, направленной на обеспечение эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-технологическим, социально-психологическим, ценностно-мировозренческим, рефлексивно-деятельностным компонентами пространства детства.

Средовой подход в проектировании определяет направленность социально-педагогического проектирования пространства безопасного детства на существующие региональные риски и риски связанные с технологизацией  и информатизацией   современного общества,  объективные потребности ребенка в безопасности. Личностно ориентированный   подход в проектировании  пространства безопасного детства  направлен на создание условий развития личности  безопасного типа, на психолого-педагогическое  сопровождение  развития личности,  определяет ориентиры целенаправленной деятельности педагогов, общества и государства для формирования безопасных условий развития личности ребенка. Системный подход обеспечивает рассмотрение объекта, процесса и результата проектирования как составляющих целостной системы. Отдельно взятые элементы системы являются  ее подсистемами и обладают всеми признаками системности. Так объект проектирования –безопасность ребенка –исследовался нами как сложная многофункциональная система с выделением элементов и системообразующих факторов. Проект представляет собой целостную систему, использование отдельных элементов которой не дает ожидаемого результата. Культурологический подход, использованный нами при  проектировании пространства безопасного детства  позволяет рассматривать социально-педагогическое проектирование  с позиций базисных  гуманистических ценностей: ценности жизни, здоровья  и развития каждого человека, ценности сохранения жизни в целом.

Проектирование социальной системы  пространства безопасного детства осложняется недостаточностью исследования комплекса проблем, оказывающих значимое влияние на безопасность ребенка, но трудно дифференцируемых среди других факторов: природно-географические, этносоциальныые, социально-психологические и социально-педагогические условия [6].


Библиографический список
  1. Крюкова Е.А.Сущность социально-педагогического проектирования: личностный подход./Е.А.Крюкова//Известия Волгоградского ГПУ , №10, т.74, 2012. -С.21-24.
  2. Донская О.А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников // Вестник НовГУ . 2009. №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-proektirovanie-kak-faktor-razvitiya-tvorcheskoy-individualnosti-pedagogov-i-shkolnikov (дата обращения: 04.02.2015).
  3. Вагнер И. В. Социально-педагогическое проектирование воспитательного процесса в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2013. №3 (123). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-proektirovanie-vospitatelnogo-protsessa-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 04.02.2015).
  4. Лоренц К.З. Кольцо царя Соломона/К.З.Лоренц – М.: Знание, 1980. – 208 с.
  5. Погодаева М.В. Концепция пространства безопасного детства. /М.В.Погодаева.-Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. 180с.
  6. Власюк И.В. Теоретико-методологические основания социально- педагогического проектирования региональной семейной политики // Известия ВГПУ . 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-sotsialno-pedagogicheskogo-proektirovaniya-regionalnoy-semeynoy-politiki (дата обращения: 04.02.2015).

 



Все статьи автора «Margarita Pogodaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: