ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНЦЕПТА «ДРУГОЙ» НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Показаньева Инна Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
аспирант кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики

Аннотация
В настоящей статье дается краткая характеристика презентации этнического «Другого» на современном телевидении. В статье обозначена важность осознания проблемы культурного отчуждения при столкновении с инаковостью на телевидении, а также необходимость руководства принципами толерантности и этнической компетенции в журналистской среде при изображении других культур. Актуальность статьи определяется недостаточной разработкой темы «другого» в теории журналистики.

Ключевые слова: «Другой», географический образ, инаковость, конструирование культурного отчуждения, Мы и Они, презентация, сми, телевидение, толерантность., трэвел-журналистика


ON THE USE OF CONCEPT OF «THE OTHER» ON TELEVISION

Pokazanyeva Inna Vladimirovna
Saint Petersburg State University
PhD student at the Chair of Television and Radio Journalism, Faculty of Journalism

Abstract
This article provides a brief description of the situation while presenting the image of an ethnic «Other» in the media of the modern era. The article indicated the importance of awareness of the problem of cultural alienation while facing a collision with the Otherness on screen, also it showed the need of a guidance by the principles of tolerance and ethnic competence while representing the other cultures by the journalists. The relevance of the article is determined by the lack of sufficient research of this particular topic of representation of «the Other» in the theory of journalism.

Keywords: construction of cultural alienation, geographical image, media, Otherness, presentation, television, the Other, tolerance, Travel Journalism, We and They


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 22.02.2024).

Посредством телевизионного контента, в том числе различными программами и телешоу, сериалами, художественными и документальными фильмами, транслируется географическая информация, которая порождает в сознании зрителей представления о странах и народах, создает и разрушает стереотипы, и, в конечном счете, формирует определенную картину мира. Под информационной картиной мира мы понимаем частную картину мира, моделируемую массовыми информационными сообщениями и представляющую собой некий событийный срез реальности [1]. Современная информационная картина мира – это сильно фрагментированная картина мира, состоящая из информации разных уровней, формирующаяся различными субъектами информационной деятельности (индивидами, социальными институтами и т. п.) в процессе их взаимодействия [2].

Эта картина мира создается кроме прочих и географическими СМИ (чаще всего телеканалами) при помощи географических образов – систем взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну) [3]. Опираясь на эти образы, составляющие телевизионную репрезентацию стран, зрители дифференцируют их по принципу страны–«друзья» и страны–«враги». Зачастую телезрители безоговорочно полагаются на географическую информацию, представленную в различных телевизионных формах, как на истинную, не придавая ей большого значения, и, следовательно, не анализируя. Изображение географических мест, или дестинаций, на телевидении может изменить их медиа-образ даже в течение короткого промежутка времени. Таким образом, популярные кинофильмы, сериалы и передачи являются формирующими факторами, влияющими на восприятие зрителями изображаемых мест. Посредством телевизионной репрезентации формируются стереотипы, которые глубоко укореняются в повседневной жизни, и, вероятно, воздействуют и на рынок туристических услуг.

Все чаще на современном телевидении можно наблюдать шоу, коммерческую рекламу и фильмы, изображающие этнические меньшинства. Даже современная мультипликация порой подразумевает (с помощью музыкальных мотивов, песен, а также изображения персонажей, их внешнего вида и одежды, их озвучки) определенные страны и народы (например, «Алладин» (1992 г.), «Покахонтас» (1995 г.), «Золотая антилопа» (1954 г.), «Жил-Был пес» (1982 г.), «Маша и медведь» (2009 г. – наст. вр.)). Можно констатировать возрастающую разноплановость и этническое разнообразие телевизионной продукции. Таким образом, возрастающее влияние телевидения на восприятие, оценку и интерпретацию  этнических меньшинств в обществе становится несомненным.

Однако телевидение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на географические образы. Так, кроме создания благоприятного имиджа региона в трэвел-программах, в новостной или аналитической журналистике может распространяться спорная, неоднозначная информация, которая нуждается в контексте,  и которая может негативно отразится на имидже региона. СМИ оказываются одним из решающих факторов, закрепляющим в массовом сознании неблагоприятный образ территории, который впоследствии  может помешать привлечению туристов, мигрантов и инвестиций [4]. Чаще всего негативный образ усваивается легче и быстрее, нежели позитивный, и любую дезинформацию впоследствии сложно опровергнуть, так как первое впечатление оказывается очень сильным.

Использование концепта этнического «Другого» в различных контекстах является одной из форм коммуникативного воздействия, результатом которого является передача адресату определенных ценностных ориентиров, способных повлиять в большей или меньшей степени на его систему ценностей. В последнее время интерес к теме этнического Другого в телевизионных сюжетах резко возрос. Репрезентация и интерпретация действий «других», отличных от «нас» людей (чаще всего иностранцев, проживающих на территории «нашего» государства или за его пределами) становится одной из важнейших тем на телевидении. Другой представляет собой совокупность других по отношению к зрителю материализованных ценностей и общественных идеалов. При просмотре  они усваиваются личностью в качестве «моделей должного» (термин, предложенный Д. А. Леонтьевым) и начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали [5]. Так, все родное и естественное для индивида ассоциируется со «своим», и становится моделью должного, образцом для подражания, своеобразным общественным идеалом, а неродное, отличное ассоциируется с «другим» или «чужим», и становится инородным элементом в моносистеме. Чем более сильны в системе установки на автономность и национальную идентичность, тем сильнее дифференциация «свои»/«другие», и тем напряженнее общественная ситуация.

Контексты и оценки, предоставляемые авторами телепродуктов, в совокупности формируют ценностный ориентир, материализованный адресантом в языковой форме, который может характеризоваться как «толерантное отношение к “Другому”» [6]. Трансформированный телевизионным адресантом образ Другого осмысляется адресатом, который пропускает его через призму своих ценностных представлений и предпочтений (отрицательных, нейтральных, положительных), в результате чего формирует свою собственную оценку. Таким образом, мы приходим к выводу, что зрителю помогают сформировать собственное мнение, его подталкивают к широким обобщениям.

Существует множество различных факторов, по которым можно дифференцировать Другого. Например, национальность, внешность, физические отклонения, сексуальная ориентация, возраст, пол и т. д. В процессе дифференцирования могут возникать крайности, ведущие к мигрантофобии, исламофобии, расизму, национализму, гомофобии, половой и другим видам дискриминации. Поэтому в настоящее время актуализируется вопрос о вариативности контекстов представления инаковости:

• с одной стороны, в контексте глобализации с всеобщей интеграцией и унификацией;

• с другой – в контексте поиска национальной аутентичности и идентичности, когда акцент делается на автономизацию и культурную дифференциацию.

Этническая и политическая корректность телевизионной презентации тем, связанных с Другим, становится актуальной проблемой во время этнических, национальных, религиозных и др. конфликтов.

Терминов, связанных с проблематикой Другого много; визуально положение Другого можно представить в цепочке из схожих, но отличающихся яркостью свойства понятиях: «свой»-«другой»-«чужой»-«чуждый»-«враждебный». Трэвел-программы представляют наиболее безопасного для нас незнакомца, который не может причинить нам вред, в отличие от новостных программ, в которых Другой чаще всего представлен как агрессор. Такая презентация не случайна: трэвел-журналистика призвана объединять страны и континенты, унифицировать общественные ценности, но в то же время находить культурные различия, создавать благоприятный имидж народов и туристических дестинаций, и, в конечном счете, изображать планету безопасным местом для туриста. В телепутешествиях нет места активным агрессивным «другим», и даже если агрессоры появляются (например, упоминаются злые племена, нападавшие на деревню в прошлом), то они не вступают во взаимодействие с ведущим программы, представляющим интересы зрителя.

Современные трэвел-программамы создают положительный имидж Другого в рамках инфотейнмента. Однако иная ситуация складывается в аналитических, расследовательских трэвел-фильмах, где в зависимости от контекста Другой может быть изображен как негативный герой. Помимо трэвел-журналистики и документальных фильмов о путешествиях или иностранцах, Другой присутствует в новостных блоках телеканалов, различных телепередачах, развлекательных шоу, фильмах, сериалах, мультфильмах, музыкальных клипах и т. д. Однако у всех этих видов телевидения есть нечто общее. Это общее – способность создавать этнические стереотипы, или устойчивые упрощенные образы определенных этнических групп, когда какой-либо яркий признак, отделяющий «своих» от «других», берется за основу и распространяется на всех представителей группы.

Таким образом, в данной статье мы обозначили актуальность вопроса о толерантной презентации этнического Другого на современном телевидении. Отношение к реализованному в СМИ концепту Другого является показателем комплекса общественных мнений и настроений, ценностных представлений по отношению к инаковости, в то время как само нахождение Другого на телеэкране создает и поддерживает определенные алгоритмы стабильности и толерантности в обществе. Толерантность в журналистской деятельности является показателем профессионализма, и должна являться нормой поведения. Искажение фактов, или их рассмотрение в отрыве от контекста общественно-политической, социальной или культурной ситуации, селективность при их отборе и прочие отклонения от журналисткой нормы ведут к искажению действительности.


Библиографический список
  1. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.
  2. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / И. В. Рогозина, Я. А. Красильникова [и др.]; ред. А. А. Стриженко; Алт. акад. экономики и права, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Ин-т междунар. бизнеса и менеджмента.  Томск; Барнаул: [б. и.], 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm (дата обращения: 31.12.2014).
  3. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы и модели / Д. Н. Замятин // Культурная и гуманитарная география. 2012. Том 1, № 1. URL: http://gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/view/28 (дата обращения: 31.12.2014).
  4. Грибок М.В. Образы регионов России в телевизионных новостях: геоинформационный подход // Культурная и гуманитарная география. 2012. Том 1, № 1. URL: http://gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/view/32 (дата обращения: 31.12.2014).
  5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999.
  6. Бичарова М.М. Идея толерантного отношения к «другому» как ценностный ориентир в современной английской и американской литературе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2012. Т. 2, № 8. С. 30–38. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2012/8-2/6.html (дата обращения: 31.12.2014).


Все статьи автора «Inna Pokazanyeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: