АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОДЕРЖАНИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Шестернина Ольга Ивановна1, Егорочкина Екатерина Юрьевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», кандидат экономических наук, доцент по кафедре менеджмента
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студентка 4 курса, направление подготовки «Менеджмент»

Аннотация
В статье представлены результаты исследования практики применения традиционных, активных и инновационных образовательных технологий, используемых на аудиторных занятиях при обучении студентов экономических и управленческих направлений подготовки. Дана оценка степени их эффективности и перспектив дальнейшего использования. Определены резервы развития в данной области.

Ключевые слова: вуз, компетентностный подход, метод обучения, образовательная технология, преподаватель, студент, эффективность


ANALYSIS OF APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE CONTENT OF HIGH SCHOOL TRAINING

Shesternina Olga Ivanovna1, Egorochkinа Ekaterina Yrievna2
1Penza State University of Architecture and Construction, Ph.D., associate professor in the Department of Management
2Penza State University of Architecture and Construction, 4th year student, training direction «Management»

Abstract
The paper presents the results of a study of traditional practices, active and innovative educational technologies used in the classroom when teaching students of economics and management training areas. Evaluating the degree of their effectiveness and the prospects for future use. Identified reserves development in this area.

Keywords: competence approach, educational technology, efficiency, school, teacher, teaching method


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шестернина О.И., Егорочкина Е.Ю. Анализ практики применения образовательных технологий в содержании вузовского обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8649 (дата обращения: 21.02.2024).

Сегодня Российская система высшего образования переживает сложный период трансформации, касающийся самых глубинных процессов, механизмов, ценностей и приоритетов данной системы. Изменения затрагиваю не только спектр и содержание учебных курсов и образовательных услуг, но и методики их преподавания. Изменяются  требования к личности педагога, который сам должен находиться в постоянном профессиональном и личностном развитии.

В информационный век цифровых технологий авторитетен лишь тот педагог, который наравне со своими учениками владеет IT – технологиями, в интерактивной форме может практически мгновенно продемонстрировать полезность и практическую направленность того или иного блока знаний. Любая информация, становится востребованной, а значит, имеет больше шансов быть усвоенной учащимся лишь в том случае, если он видит в ней полезность и понимает, как ею можно воспользоваться, т.е.  весь учебный процесс должен содержать в себе элементы прагматичности. Данный факт предопределяет необходимость детального анализа и пересмотра методов, способов и, конечно же, технологий организации образовательного процесса. И если на уровне школы вопрос методики преподавания отдельных дисциплин имеет более детальную и основательную проработку, в высшей школе приоритетное большинство ученых курсов читается на основе интуитивного подбора преподавателями методик и технологий преподавания. И здесь нет их вины, поскольку, во-первых, никто не учил  их быть преподавателем высшей школы, в лучшем случае были пройдены краткосрочные курсы повышения квалификации. Во-вторых, спектр преподаваемых  кафедрами дисциплин, имеет тенденцию к постоянному изменению, что является следствием  введения новых государственных стандартов, открытия новых направлений подготовки, изменяющихся требований рынка труда.

Все эти обстоятельства требуют новых исследований в области методики преподавания учебных дисциплин, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Основной целью должна стать максимальная эффективность использования как педагогического, так и студенческого потенциала.

Как было сказано ранее, при исследовании образовательных технологий главный акцент делается на школьное образование. Среди отечественных исследователей следует особого выделить: Эльконина Д.Б.  – виднейшего советского психолога, автора всемирно известной периодизации возрастного развития, Давыдова В.В. – академика, автора теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения, которая отличается от других концепций развивающего обучения своей направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся; Шевченко Н.И. – автора многих публикаций и книги «Технология обучения истории в старшей школе»; Кларина М.В. – автора книги «Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения». В настоящее время интерес к образовательной технологии вырос, и привлёк множество высококвалифицированных исследователей. В их числе: Вербицкий А.А., Кушнир А.М., Монахов В.М., Назарова Т.С., Селевко Г.К., Сериков В.И., Сластёнин В.А., Третьяков П.И., Фирсов В.В., Шамова Т.И., Юдин В.В., Якиманская И.С. и др. Особо следует отметить попытки построения системной теории образовательной технологии, предпринятые Назаровой Т.С., Селевко Г.К., Юдиным В.В. и разработки технологий личностно ориентированного обучения Вазиной К.Д.,. Серикова В.И. и Якиманской И.С.

Наличие  столь очевидной проблемы предопределило необходимость в проведении специального исследования, целью которого стало развитие образовательной системы современного вуза через повышение эффективности и расширение спектра предоставляемых вузом услуг и реализуемых образовательных технологий. Предметом данного исследования являлись образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшем учебном заведении. Для достижения указанной цели были определены ряд задач, в том числе и анализ практики использования различных образовательных технологий в процессе обучения студентов, результаты которого освещаются в данной статье.

В исследовании принимали участие 100 преподавателей государственных вузов г. Пензы, преподающих студентам, обучающимся по управленческим и экономическим направлениям подготовки. В том числе 24 преподавателя Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), 36 преподавателей Пензенского государственного университета (ПГУ), по 20 преподавателей из Пензенского государственного технологического университета (ПГТУ) и Пензенской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА). Из них должность профессора кафедры занимают 11 человек, доцента – 70 человек, 9 человек – это старшие преподаватели, а 10 человек являются ассистентами. Звание кандидата наук имеют 69 человек, доктора наук – 10 человек. В целях получения достоверной, объективной информации был выбран наиболее распространенный и простой метод опроса – анкетирование.

Цель любого образовательного процесса – способствовать удовлетворению образовательных запросов каждого студента в соответствии с его индивидуальными способностями, и создавать условия для самореализации, саморазвития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Анализ практики использования в образовательном процессе различных образовательных технологий вполне логично начинать с исследования сущности той базы, на которую опиралась вузовская педагогика последнее столетие, а именно с технологий, ставших уже традиционными. Обобщив результаты анализа, можно сделать следующие выводы:

-     в каждом вузе по-разному оценивают эффективность методов обучения, однако в среднем  48% опрошенных считают, что вполне эффективны лекции, семинары, 42% преподавателей отдают предпочтение, информационным методам обучения, 40% респондентов считают важным элементом образовательного процесса самостоятельную деятельность студентов и 23% преподавателей приветствуют тестовые методы;

-     среди игровых технологий, используемых преподаватели при обучении студентов экономических и управленческих направлений подготовки, приоритеты были определены следующим образом: 32% отдали предпочтение деловым играм, позволяющим обучить совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества, 23% предпочитают  имитационные игры, способствующие пониманию сути некоторых экономических и управленческих процессов, предоставляющие возможность оценить свои способности к работе в команде и проявлению аналитических, лидерских и других деловых качеств, 23% преподавателей активно используют ролевые игры, в которых участники действуют в рамках выбранных ими ролей, 22% опрошенных применяют операционные игры, позволяющие моделировать соответствующий рабочий процесс и помогающие отрабатывать выполнение конкретных специфических операций;

-     активно используется метод проектов, который позволяет  вовлекать студента в процесс решения сложных проблем. Большинство преподавателей (88%) в своей деятельности используют исследовательским проектам, поскольку это преимущественно курсовые работы и научные исследования, 25% опрошенных используют информационные проекты, предполагающие сбор информации об объекте с целью анализа для широкой аудитории.  23% опрошенных применяют также методы творческих проектов, которые имеют своей целью подготовку презентации, фильма, и 14% преподавателей выбирают практико-ориентированный метод, поскольку считают, что метод проектов должен быть нацелен сугубо на интересы заказчика;

-     довольно распространённым в педагогической практике является метод обучения в сотрудничестве, который позволяет проводить совместное расследование. В процессе реализации данного метода обучающиеся коллективно конструируют и продуцируют новые знания, т.е. развивают своё продуктивное мышление;

-     преподаватели вузов достаточно массово используют информационные технологии. В частности электронной почтой пользуются 72% из опрошенных. Это удобно, например, при анализе исследовательских проектов или при организации работы по индивидуальному заданию. Компьютерной техникой пользуются 88% опрошенных преподавателей, проектором – 81%, интернет ресурсами – 98% и электронными учебниками – 54%, что указывает на высокий уровень владения преподавательским сообществом IT технологиями.

Результаты анализа указывает на то, что традиционные методы обучения являются классическими и применяются достаточно обширно. Однако применение традиционных образовательных технологий обучения не обходится без дополнений – инновационной составляющей. «Цифровое поколение», как называют сегодня современную молодежь, активно осваивает все новые и новые технологии, делая процесс обучения для себя более легким, эффективным и качественным.

Переход на многоуровневую систему подготовки, ориентация на «обучение через всю жизнь» требует широкого внедрения в учебный процесс образовательных технологий обучения, направленных на повышение его эффективности. Реализация компетентностного подхода, предполагающего высокий уровень практической ориентации содержания вузовского обучения, предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Анализ применение активных образовательных технологий как условия реализации компетентностного подхода в высшей школе показал следующее:

-     70% опрошенных преподавателей применяют на аудиторных занятиях активные методы обучения, к которым были отнесены: активные лекции и семинары, тематические дискуссии, презентации, олимпиады, деловые игры, игровые занятия на машинных моделях, ситуационные методы и групповые тренинги (рис. 1). Активные методы обучения способствуют повышению коммуникативной компетентности личности, адаптации студентов к процессу обучения и всему тому, что их окружает в мире; позволяют получить студентом реальный опыт по выявлению и анализу сложных проблем; оживляют повседневность учебного процесса, усиливают интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышают степень усвоения материала;

 

Рисунок 1. Активные методы обучения, используемые на занятиях при обучении студентов экономических направлений

-     наиболее эффективными, по мнению преподавателей, являются ситуационный метод и игровые занятия на машинных моделях, поскольку они способствуют выработке у студентов умения анализировать и принимать управленческие решения, делают процесс обучения интересным и продуктивным (табл. 1);

-     среди информационно-инновационных технологий обучения, к которым относятся: кейс-стадии, веб-квесты, метод Портфолио, дистанционное обучение наиболее эффективным методом было признано дистанционное обучение, поскольку оно позволяет пройти курсы по интересующей его проблеме «не выходя из дома, экономит время и деньги. Также актуальным является Веб-квест. Данную технологию нужно развивать и внедрять в учебный процесс, так как она способствует развитию профессиональных качеств, творческого мышления студентов, формирует навык по разработке и принятию управленческих решений.

Таблица 1. Оценка эффективности применения активных методов обучения

Степень эффективности

Активные лекции и семинары Тематические дискуссии Презентация Олимпиада Деловая игра Игровые занятия на машинных моделях Ситуационные методы Групповой тренинг
1 – не эффективно

2%

2%

2 – низкая эффективность

0%

6%

2%

6%

2%

4%

4%

4%

3 – средний уровень эффективности

14%

18%

16%

14%

14%

14%

2%

6%

4 – эффективно

22%

24%

24%

14%

32%

20%

26%

34%

5 – очень эффективно

18%

12%

24%

4%

21%

2%

50%

6% 

В настоящее время информация с одной стороны становится стратегическим ресурсом развития общества, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в высшей школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностному, при котором студент становится активным субъектом учебного процесса. Анализ инновационных образовательных технологий, используемых на аудиторных занятиях в высшем профессиональном образовании, показал следующее:

-     преимущественное большинство (74%) считают, что наиболее оптимальным вариантом будет являться рациональное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения;

-     к инновационным методам обучения в первую очередь были отнесены: электронные учебники, игровые машины, симуляторы, интернет-задачи, кейс-технологии, обучение инновационным курсам, интерактивные методы. В частности, в своей профессиональной деятельности 34% опрошенных преподавателей используют возможности компьютерных инновационных технологий (например дистанционное образование), 21% преподавателей пользуются интерактивными имитаторами реальных ситуаций, 32% опрошенных активно используют метод портфолио и компьютерные инновационные технологии применяют 32% опрошенных;

-     для диагностирования уровня сформированности компетенций студентов преподаватели используют Интернет-ресурсы: сайт i-exem (40% опрошенных), MOODLE (36% опрошенных преподавателей), «Прометей» (2% опрошенных) и тесты УМО (4% опрошенных преподавателей). Только 18% из опрошенных преподавателей не пользуются Интернет-ресурсами для диагностирования уровня развития компетенций студентов.

-     в своей работе при обучении студентов экономических и управленческих направлений подготовки преподаватели Пензенских высших учебных заведений хотели бы более активно применять такие технологии, как: симуляторы, кейс-стадии менеджерского уровня,  виртуальные семинары и конференции, видео-кейсы.

Таким образом, проведенный показал, что, несмотря на верность большинства педагогов высшей школы традиционным образовательным технологиям, которые  показывали свою эффективность в методической базе вузовского обучения в 20 веке, реалии 21 века настойчиво указывают на необходимость обновления технологической составляющей образовательного процесса с учетом современных достижений и инноваций в области компьютерных и информационных технологий.


Библиографический список
  1. Olga I. Shesternina Esperienza e prospettive di competenza professionale degli studenti a causa l’uso della tecnologie problem-based formazione // Italian Science Review. 2014. № 6 (15). PP. 87-90.
  2. Резник С., Шестернина О. Декан вуза в условиях рыночной экономики [Текст] // Предпринимательство. – 2007. - № 3. – С. 151-154.
  3. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования – повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений [Текст] / С.Д. РезникО.А. Вдовина; под общ. ред. С.Д. Резника. – М. : ИНФРА-М, 2009.
  4. Резник С.Д., Черниковская М.В., Камбург В.Г. Управление развитием организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения[Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2012. - № 2. – С. 127-136.
  5. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска [Текст] // Проблемы современной экономики. 2013. - № 3 (47). – С. 399-402.
  6. Шестернина О.И. Эффективность применения технологий проблемно – деятельностного обучения во внутри вузовском образовательном процессе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3998
  7. Шестернина О.И. Развитие системы управления факультетом высшего учебного заведения [Текст]: автореф. дис. …. канд. экон. наук / О.И. Шестернина. – Пенза: ПГУАС, 2007.
  8. Шестернина О.И., Антипова Н.Н. Трансформация образовательных технологий при переходе на компетентностный подход [Текст] // Актуальные проблемы управления в социальных и экономических системах: принятие решений, управление персоналом и социально-культурное развитие в социальных и экономических системахматериалы Всероссийской студенческой экономической научно-практической конференции / под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 344с. – С. 246-249.
  9. Шестернина О.И., Чистякова М.И. Современные образовательные технологии: теория и практика [Текст] // Актуальные проблемы управления в социальных и экономических системах: пути повышения конкурентных преимуществ: материалы Всероссийской студенческой экономической научно-практической конференции / под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2014.-380 с. – С. 203-206.


Все статьи автора «Шестернина Ольга Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: