В связи с принятием в 2014 г. ФЗ-№212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в настоящее время наблюдается усиление значимости общественного контроля как одной из форм открытой и независимой оценки деятельности различных субъектов. Введенный в действие федеральный закон наделяет граждан правом лично или в составе общественных объединений осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления и иных организаций. Реализация таких социальных контрольных инициатив обеспечивает, по мнению законодателя, решение серии задач: формирование и развитие гражданского правосознания и нетерпимости в обществе к коррупционному поведению; повышение уровня доверия граждан к органам власти и различным организациям, обеспечение прозрачности и открытости их деятельности; профилактика социальных конфликтов.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, несмотря на то, что выполняет функции координации, поддерживая и развивая межведомственное взаимодействие и профессиональное сотрудничество специалистов как субъектов индивидуальной профилактической работы, а также административного контроля, осуществляя проверку результативности социальной реабилитации несовершеннолетних, сама может являться объектом общественного контроля. При этом актуальным предметом общественного контроля, считаем, является их деятельность по направлению индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, что обусловлено современным уровнем и состоянием правонарушений в подростковой среде, где наблюдается увеличение доли несовершеннолетних, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, повторные преступления.
Индивидуальная профилактическая работа представляет собой, по ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., особую деятельность, направленную на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогическую реабилитацию целевой группы, предупреждение совершения ими правонарушений. На базе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав она организуется в отношении следующих категорий несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении: условно осужденные; условно-досрочно освободившиеся; освободившиеся из мест лишения свободы; отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы; освобожденные от уголовной ответственности в связи с не достижением возраста и др., имеющие конфликт с законом.
В целях поиска ресурсов для организации индивидуальной профилактической работы в 2014 году нами проведен общественный контроль деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Барнаула. В процессе общественного контроля использовались метод наблюдения, интервьюирование, анализ документов. Общественный контроль осуществлялся поэтапно:
1) разработка карты оценки порядка реализации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) общественная оценка технологического обеспечения межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) анализ используемых в индивидуальной профилактической работе методов, форм и средств профессиональной деятельности специалистов, работающих с несовершеннолетними и их ближайшим окружением;
4) разработка рекомендаций органам и учреждений системы профилактики по оптимизации технологического обеспечения индивидуальной профилактической работы.
В качестве критериев оценки индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, учитывая межведомственный характер индивидуальной профилактической работы, в процессе общественного контроля были выбраны следующие: технологии, методы и формы, используемые в организации социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями; участие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации; число реабилитационных и адаптационных мероприятий межведомственного характера, рекомендованных программой, для несовершеннолетнего; периодичность реализации реабилитационных и адаптационных мероприятий для несовершеннолетнего.
Общественный контроль проводился в отношении несовершеннолетних освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденных условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемых в совершении преступлений.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие заключения по результатам общественного контроля.
Межведомственные индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних и их семей включают план реабилитационных и адаптационных мероприятий, разработанный на основе предложений различных органов и учреждений (подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, образовательных организаций, учреждений здравоохранения и органов по делам молодежи); при этом доля совместных мероприятий субъектов системы профилактики составляет 5%.
Технологическое обеспечение индивидуальной профилактической работы представлено тремя блоками: диагностический (методы работы с несовершеннолетними, направленные на изучение их индивидуально-психологических особенностей, разностороннее изучение и описание личности и динамичной ситуации профилактического процесса); реабилитационный (методы работы с несовершеннолетними, направленные на формирование личностных качеств, значимых для активной жизнедеятельности, поддержки социально-активной жизненной позиции, способствующие интеграции его в общество, овладению компетенциями по самообслуживанию, положительными социальными ролями); профилактический (методы работы с несовершеннолетними воспитательно-профилактического характера, целенаправленного руководства индивидуальной и коллективной деятельностью и поведением, содействующие нравственно-правовому формированию личности, нейтрализации девиаций в поведении).
В целом при работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, как показывает исследование, используется более 20 различных методов. Сравнительный анализ (см. таблицы 1-3) свидетельствует о том, что по содержанию преобладают профилактические методы работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, – от 57 до 63%. На втором месте – реабилитационные методы (28-35%), и, к сожалению, как первичный этап индивидуальной профилактической работы, позволяющий выявлять причины неправомерного поведения, а также ресурсы личности и семьи для самопомощи, диагностические методы представлены на уровне 7-9%. Вместе с тем, при более активном использовании диагностического инструментария, полагаем, можно выйти на индивидуально-ориентированные методы работы с личностью, экономически обоснованное технологическое обеспечение.
Если рассматривать использование методов относительно категории несовершеннолетних, то, например, организация коллективного творческого дела чаще используется с несовершеннолетними, совершившими общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста и другими причинами. Контроль и проверка исполнения преобладает у группы освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. В среднем процент использования методов относительно различных категорий несовершеннолетних варьируется в пределах 3-5%. Индивидуальные и групповые методы работы с несовершеннолетними распределены следующим образом: 51-61% и 39-49% соответственно. При анализе частоты использования методов выявлено, что только около 10% методов применяются систематически, в 90% случаев они носят разовый характер социально-педагогического воздействия или взаимодействия.
Таким образом, результаты общественного контроля, проведенного на базе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, свидетельствуют о необходимости более интенсивного использования в индивидуальной профилактической работе диагностики личности и семьи (психологической, педагогической, социальной), расширения спектра межведомственных совместных мероприятий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, введения оценки результативности реализации методов работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, с учетом их периодичности реализации.