В настоящее время перед Россией поставлена задача перехода на инновационный путь развития, что предусматривает сохранение и наращивание интеллектуального потенциала страны. В качестве главного «двигателя» инновационных преобразований может выступить молодежь как самая активная часть населения, которая более гибко адаптируется к изменяющимся социально-экономическим условиям, включается в общественные процессы и является наиболее мобильной.
Культурный потенциал населения находится в тесной взаимосвязи с интеллектуальным потенциалом, который формируется и развивается в определенных социально-культурных условиях. Основой культурного потенциала являются ценности людей, которые во многом определяют развитие личности и, в частности, творческих и интеллектуальных возможностей. Поэтому в современных условиях большое значение имеет рассмотрение культурного и творческого потенциала молодежи как источника новых идей, играющего значительную роль в инновационном развитии страны.
Специалисты указывают на то, что современная ситуация в стране ставит молодежь в очень сложные условия: «молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей – вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верит и ценит отдельный человек, народ, общество, – они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, – реформе конец» [1].
Под ценностями обычно понимаются культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе [2, С. 238—242]. С учетом перемен, произошедших в стране в последние десятилетия, изменилось и отношение ко многим устоявшимся в советский период ценностям. В настоящее время распространено мнение, что молодежь не поддерживает национальных культурных ценностей, а все больше следует западным образцам поведения. Тем не менее многие исследования показывают, что внешние признаки ценностной переориентации касаются только вторичных, а не первичных ценностей. Но, безусловно, семья, главным стержнем которой являются дети, является наиболее значимой среди остальных.
По мнению школьников[1], самым главным в жизни для человека является здоровье и любовь (табл. 1). В ходе анализа углубленного интервью выяснилось, что активная деятельная жизнь и наличие верных друзей и семья также представляют одни из главных ценностей для молодежи (частота упоминаний 53% и по 46% соответственно). Одинаковую важность для старшеклассников имеют во многом взаимосвязанные ценности материального достатка, уверенности в себе и развития (частота упоминаний 31%). По сравнению со школьниками, студенты считают более важными здоровье (81%), счастливую семью (57%) и наличие хороших друзей (52%).
Таблица 1 – Что, по Вашему мнению, для человека является самым важным в жизни, в чём заключается жизненное благополучие?, частота упоминаний, %
Ценности |
Вологда |
|
Старшекласники |
Студенты |
|
Здоровье |
70,5 |
80,8 |
Любовь |
63,9 |
48,3 |
Активная, деятельная жизнь |
52,5 |
30,2 |
Наличие хороших и верных друзей |
45,9 |
52,1 |
Счастливая семейная жизнь |
45,9 |
56,8 |
Материально-обеспеченная жизнь |
31,1 |
41,6 |
Уверенность в себе |
31,1 |
22,2 |
Развитие |
31,1 |
33,6 |
Интересная работа |
29,5 |
36,8 |
Свобода |
27,9 |
21,5 |
Жизненная мудрость |
26,2 |
11,3 |
Красота природы и искусства |
9,8 |
8,8 |
Развлечения |
9,8 |
15,0 |
Творчество |
9,8 |
11,1 |
Общественное признание |
4,9 |
3,5 |
Познание |
4,9 |
6,5 |
Продуктивная жизнь |
4,9 |
5,8 |
Счастье других |
3,3 |
7,7 |
Другое |
0,0 |
0,0 |
Данные опроса соотносятся с результатами, полученными В.А. Семеновым в Санкт-Петербурге, где среди главных ценностей молодежи отмечаются семья (80-85%), здоровье (75-80%) и друзья (60-67%), а ценности работы и справедливости (40-50%) ставятся выше ценности денег (30-40%) [3]. Исследование, проведенное Волгоградской областной юношеской библиотекой, показало, что молодежь также «выбирает» семью (89%), наличие верных друзей (79%) и любовь (78%) [4, С.8].
Больше всего молодежь ценит в людях такие качества, общительность, дружелюбие (77%), вежливость (49%) и умение идти на компромиссы с другими людьми (38%; табл. 2).
Таблица 2 – Какие качества Вы цените в людях?
Качества человека |
Частота упоминаний, % |
Общительность, дружелюбие |
77,0 |
Вежливость, обходительность, хорошие манеры, знание этикета |
49,2 |
Умение идти на компромиссы с другими людьми, уступать |
37,7 |
Обширные знания, эрудированность |
32,8 |
Тактичность, умение не задевать самолюбие других людей |
31,1 |
Умение хорошо говорить, красиво выражать свои мысли |
26,2 |
Умение всегда хорошо выглядеть |
13,1 |
Умение поддерживать свое здоровье |
9,8 |
Другое |
6,6 |
То, как человек проводит свое свободное время, является важной составляющей общей культуры и индикатором интеллектуального развития населения. Кроме того характер его использования показывает уровень жизни населения, а также уровень развития общества в целом.
Как видно из материалов опроса, свободное время старшеклассников складывается в основном из прослушивания музыки (частота упоминаний 90%; рис. 1), встреч с друзьями (частота упоминаний 89%) и различных увлечений (занятия спортом, чтение книг, кино и т.д.).
Наиболее популярными видами досуга молодежи Волгоградской области также являются общение с друзьями (26%) и прогулки (21%), затем – просмотр телевизора (18%), прослушивание музыки (15%) и чтение (14%) [].
Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «Люди по-разному проводят свой досуг. А как часто Вы…?»
Ценностные ориентации и творческое развитие молодежи определяются не только влиянием родителей, родственников или друзей, но и учебных, образовательных и других организаций. К примеру, библиотеки и музеи, как важнейшие ресурсы развития творческого и интеллектуального потенциала, содействуют росту духовных и интеллектуальных сил человека, «способствуют удовлетворению профессиональных потребностей, что выражается в росте квалификации, повышении производительности труда» [5] и, как следствие, росте показателей ВВП страны. Поэтому включение молодежи в деятельность культурных и образовательных институтов является неотъемлемой частью процесса развития интеллектуального потенциала нации.
Однако, по результатам опроса, старшеклассники недостаточно активны в данном отношении: учреждения культуры посещает только 33%. В настоящее время для молодежи поход в библиотеку – необходимость, а не потребность. К тому же, библиотекам сложно составить конкуренцию Интернету, где можно быстро и легко найти информацию, скачать любую книгу [6]. Это подтверждают и данные опроса: для поиска нужной информации молодежь чаще всего использует ресурсы сети Интернет (97%; табл. 3).
Таблица 3 – К каким источникам Вы обращаетесь, чтобы получить нужную Вам информацию?
Источник информации |
|
Интернет |
96,7 |
Родители, друзья, знакомые |
29,5 |
Газеты, журналы, книги |
19,7 |
Телевизионные и радиопередачи |
14,8 |
Другое |
0,0 |
Круг интересов подростков в области литературы достаточно ограничен: среди них преобладает литература, которую изучают в рамках школьной программы. Среди литературных предпочтений наиболее часто встречаются: художественные книги, научно-популярная литература и учебные издания (рис.2).
Любимыми произведениями отечественных писателей чаще всего являются книги М.А. Булгакова (16%), В.М. Достоевского (15%), А.С. Пушкина (8%), то есть в основном те, которые в настоящий момент проходят в рамках общеобразовательного курса русской литературы. Интерес к зарубежной прозе более разнообразен и не ограничивается школьной программой: Дж. Роулинг (10%), Э.М. Ремарк (7%), А. Дюма и Р. Брэдбэри (по 5%), Дж. Р. Толкиен (3%) и др. [7]
Рисунок 2 – Литературные предпочтения молодежи, %
К религии большинство старшеклассников относится нормально, но верующими людьми себя считает далеко не каждый (табл. 4): это говорит о поверхностности религиозного сознания молодежи, хотя идентификация с религией, прежде всего православием как культурно-исторической духовной ценностью России, существует.
Таблица 4 – Как Вы относитесь к религии?
Вариант ответа |
|
Положительно |
44,3 |
Нейтрально |
34,4 |
Уважительно |
4,9 |
Верю, но не соблюдаю религиозных правил, обычаев |
3,3 |
Религия помогает, если вера исходит из души, сердца |
1,6 |
Не нуждаюсь в религии |
1,6 |
Исследование, проведенное в Красноярске, также говорит о том, что большая часть старшеклассников высказывается о религии положительно (53%), и только 11% относится негативно [8]. Половина опрошенных вологодских школьников считают себя верующими, треть не может точно определиться с ответом и 20% являются атеистами (табл. 5). Белорусская молодежь реже верит в Бога (30%), при этом большая часть затрудняются с ответом (41%) и 23% относят себя к неверующим [9].
Таблица 5 – Считаете ли Вы себя верующим человеком?
Вариант ответа |
|
Да |
50,8 |
Нет |
19,7 |
Затрудняюсь ответить |
29,5 |
Другое |
0,0 |
Таким образом, культурный потенциал молодежи используется далеко не полностью. Молодежь редко интересуется памятниками культуры, архитектуры, природы, а также учреждениями культуры, существующими в большом количестве. Поэтому необходимо стимулировать у молодежи активную гражданскую позицию, для участия в общественной и культурной деятельности региона, сконструировать среду, которая бы формировала всесторонне развитую личность.
Основным направлением работы с молодежью должен стать курс на духовно-нравственное воспитание, так как без жизненных основополагающих ценностей развитие личности и общества невозможно. Ещё в 1999 году академик Д.С. Лихачев в интервью петербургской молодежной газете «Смена», отмечал, что выход из культурной ситуации, в которой оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» («Смена», 1999, 16 сентября). Таким образом, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Необходимо создавать условия для возникновения интереса к культуре: проводить более активную рекламную кампанию, направленную именно на данную категорию населения. Обеспечить возможность гармоничного включения молодежи в социальную деятельность, направленную на рост личностных достижений, комфорт в общении и совместной творческой работе и в итоге на формирование интеллектуального потенциала,
Мероприятия в области культуры и образования должны быть направлены на привлечение молодежи к активной общественной, культурной, научной деятельности и развитию и реализацию их творческих возможностей, поэтому и государственная образовательная и культурная политика должна проводиться с учетом создания условий для сохранения, укрепления и воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
[1] Опрос проводился среди обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ города Вологды в мае 2014 г. в рамках пилотного этапа научно-исследовательской работы по теме «Социокультурный портрет молодежи». Был опрошен 61 чел.: 16 юношей и 45 девушек в возрасте от 16 до 18 лет.
Библиографический список
- Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.– 138 с.
- Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. Ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. – 449 с.
- Семенов В. Жизненные ценности и нравственные установки молодёжи в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] / В Семенов. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2012/04/02/zhiznennye_cennosti_i_nravstvennye_ustanovki_molodyozhi_v_sanktpeterburge
- Молодежь новой России: социокультурный портрет : результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2009. – С. 8.
- Николаева Л.А. Роль интеллектуально-информационной сферы деятельности в развитии сервисной экономики (на примере библиотечных услуг) / Л.А. Николаева, О.В. Лайчук // Проблемы современной экономики. – 2006.– № 1(17). – С. 329-335.
- Соловьева Т.С. Социокультурная среда как фактор формирования интеллектуального потенциала территории / Т.С. Соловьева // Проблемы развития территории. – Вологда: ИСЭРТ РАН. – 2010. – № 50. – С. 49-57.
- Соловьева Т.С. Культура досуга современной молодежи // Культура и образование. – Октябрь 2014. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2355 (дата обращения: 10.10.2014).
- Гиндер И.А. Православная традиция и современная молодежь в Сибири // Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции / Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 177-184.
- Бабосов С.Е. Религиозные ориентации современной белорусской молодежи // Этнонациональные и конфессиональные процессы в современном обществе. – Гродно, 2000. – С. 524.