ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Соловьева Татьяна Сергеевна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
младший научный сотрудник, аспирант

Аннотация
В рамках статьи раскрываются вопросы, связанные со становлением системы ценностей молодежи в свете сохранения и развития интеллектуального потенциала общества. На материалах опроса старшеклассников г. Вологды рассматриваются основные ценностные установки и предлагаются возможные пути включения молодежи в формирование и воспроизводство интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, культурный потенциал, молодежь, ценности


VALUE SYSTEM OF TODAY'S YOUTH IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPACITY

Soloviova Tatiana Sergeevna
Institute of Social and Economic Development of Territories RAS
junior research scholar, Ph.D. student

Abstract
Article presents issues related to the establishment of the system of values of young people in the light of the conservation and development of intellectual potential of society. On materials survey of Vologda seniors considered basic values and suggests possible ways of involving young people in the formation and reproduction of the intellectual potential.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Соловьева Т.С. Ценностные установки современной молодежи в контексте развития интеллектуального потенциала // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8246 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время перед Россией поставлена задача перехода на инновационный путь развития, что предусматривает сохранение и наращивание интеллектуального потенциала страны. В качестве главного «двигателя» инновационных преобразований может выступить молодежь как самая активная часть населения, которая более гибко адаптируется к изменяющимся социально-экономическим условиям, включается в общественные процессы и является наиболее мобильной.

Культурный потенциал населения находится в тесной взаимосвязи с интеллектуальным потенциалом, который формируется и развивается в определенных социально-культурных условиях. Основой культурного потенциала являются ценности людей, которые во многом определяют развитие личности и, в частности, творческих и интеллектуальных возможностей. Поэтому в современных условиях большое значение имеет рассмотрение культурного и творческого потенциала молодежи как источника новых идей, играющего значительную роль в инновационном развитии страны.

Специалисты указывают на то, что современная ситуация в стране ставит молодежь в очень сложные условия: «молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей – вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верит и ценит отдельный человек, народ, общество, – они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, – реформе конец» [1].

Под ценностями обычно понимаются культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе [2, С. 238—242]. С учетом перемен, произошедших в стране в последние десятилетия, изменилось и отношение ко многим устоявшимся в советский период ценностям. В настоящее время распространено мнение, что молодежь не поддерживает национальных культурных ценностей, а все больше следует западным образцам поведения. Тем не менее многие исследования показывают, что внешние признаки ценностной переориентации касаются только вторичных, а не первичных ценностей. Но, безусловно, семья, главным стержнем которой являются дети, является наиболее значимой среди остальных.

По мнению школьников[1], самым главным в жизни для человека является здоровье и любовь (табл. 1). В ходе анализа углубленного интервью выяснилось, что активная деятельная жизнь и наличие верных друзей и семья также представляют одни из главных ценностей для молодежи (частота упоминаний 53% и по 46% соответственно). Одинаковую важность для старшеклассников имеют во многом взаимосвязанные ценности материального достатка, уверенности в себе и развития (частота упоминаний 31%). По сравнению со школьниками, студенты считают более важными здоровье (81%), счастливую семью (57%) и наличие хороших друзей (52%).

Таблица 1 – Что, по Вашему мнению, для человека является самым важным в жизни, в чём заключается жизненное благополучие?, частота упоминаний, %

Ценности

Вологда

Старшекласники

Студенты

Здоровье

70,5

80,8

Любовь

63,9

48,3

Активная, деятельная жизнь

52,5

30,2

Наличие хороших и верных друзей

45,9

52,1

Счастливая семейная жизнь

45,9

56,8

Материально-обеспеченная жизнь

31,1

41,6

Уверенность в себе

31,1

22,2

Развитие

31,1

33,6

Интересная работа

29,5

36,8

Свобода

27,9

21,5

Жизненная мудрость

26,2

11,3

Красота природы и искусства

9,8

8,8

Развлечения

9,8

15,0

Творчество

9,8

11,1

Общественное признание

4,9

3,5

Познание

4,9

6,5

Продуктивная жизнь

4,9

5,8

Счастье других

3,3

7,7

Другое

0,0

0,0

Данные опроса соотносятся с результатами, полученными В.А. Семеновым в Санкт-Петербурге, где среди главных ценностей молодежи отмечаются семья (80-85%), здоровье (75-80%) и друзья (60-67%), а ценности работы и справедливости (40-50%) ставятся выше ценности денег (30-40%) [3]. Исследование, проведенное Волгоградской областной юношеской библиотекой, показало, что молодежь также «выбирает» семью (89%), наличие верных друзей (79%) и любовь (78%) [4, С.8].

Больше всего молодежь ценит в людях такие качества, общительность, дружелюбие (77%), вежливость (49%) и умение идти на компромиссы с другими людьми (38%; табл. 2).

Таблица 2 – Какие качества Вы цените в людях?

Качества человека

Частота упоминаний, %

Общительность, дружелюбие

77,0

Вежливость, обходительность, хорошие манеры, знание этикета

49,2

Умение идти на компромиссы с другими людьми, уступать

37,7

Обширные знания, эрудированность

32,8

Тактичность, умение не задевать самолюбие других людей

31,1

Умение хорошо говорить, красиво выражать свои мысли

26,2

Умение всегда хорошо выглядеть

13,1

Умение поддерживать свое здоровье

9,8

Другое

6,6

То, как человек проводит свое свободное время, является важной составляющей общей культуры и индикатором интеллектуального развития населения. Кроме того характер его использования показывает уровень жизни населения, а также уровень развития общества в целом.

Как видно из материалов опроса, свободное время старшеклассников складывается в основном из прослушивания музыки (частота упоминаний 90%; рис. 1), встреч с друзьями (частота упоминаний 89%) и различных увлечений (занятия спортом, чтение книг, кино и т.д.).

Наиболее популярными видами досуга молодежи Волгоградской области также являются общение с друзьями (26%) и прогулки (21%), затем – просмотр телевизора (18%), прослушивание музыки (15%) и чтение (14%) [].

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «Люди по-разному проводят свой досуг. А как часто Вы…?»

Ценностные ориентации и творческое развитие молодежи определяются не только влиянием родителей, родственников или друзей, но и учебных, образовательных и других организаций. К примеру, библиотеки и музеи, как важнейшие ресурсы развития творческого и интеллектуального потенциала, содействуют росту духовных и интеллектуальных сил человека, «способствуют удовлетворению профессиональных потребностей, что выражается в росте квалификации, повышении производительности труда» [5] и, как следствие, росте показателей ВВП страны. Поэтому включение молодежи в деятельность культурных и образовательных институтов является неотъемлемой частью процесса развития интеллектуального потенциала нации.

Однако, по результатам опроса, старшеклассники недостаточно активны в данном отношении: учреждения культуры посещает только 33%. В настоящее время для молодежи поход в библиотеку – необходимость, а не потребность. К тому же, библиотекам сложно составить конкуренцию Интернету, где можно быстро и легко найти информацию, скачать любую книгу [6]. Это подтверждают и данные опроса: для поиска нужной информации молодежь чаще всего использует ресурсы сети Интернет (97%; табл. 3).

Таблица 3 – К каким источникам Вы обращаетесь, чтобы получить нужную Вам информацию?

Источник информации

Интернет

96,7

Родители, друзья, знакомые

29,5

Газеты, журналы, книги

19,7

Телевизионные и радиопередачи

14,8

Другое

0,0

Круг интересов подростков в области литературы достаточно ограничен: среди них преобладает литература, которую изучают в рамках школьной программы. Среди литературных предпочтений наиболее часто встречаются: художественные книги, научно-популярная литература и учебные издания (рис.2).

Любимыми произведениями отечественных писателей чаще всего являются книги М.А. Булгакова (16%), В.М. Достоевского (15%), А.С. Пушкина (8%), то есть в основном те, которые в настоящий момент проходят в рамках общеобразовательного курса русской литературы. Интерес к зарубежной прозе более разнообразен и не ограничивается школьной программой: Дж. Роулинг (10%), Э.М. Ремарк (7%), А. Дюма и Р. Брэдбэри (по 5%), Дж. Р. Толкиен (3%) и др. [7]

Рисунок 2 – Литературные предпочтения молодежи, %

К религии большинство старшеклассников относится нормально, но верующими людьми себя считает далеко не каждый (табл. 4): это говорит о поверхностности религиозного сознания молодежи, хотя идентификация с религией, прежде всего православием как культурно-исторической духовной ценностью России, существует.

Таблица 4 – Как Вы относитесь к религии?

Вариант ответа

Положительно

44,3

Нейтрально

34,4

Уважительно

4,9

Верю, но не соблюдаю религиозных правил, обычаев

3,3

Религия помогает, если вера исходит из души, сердца

1,6

Не нуждаюсь в религии

1,6

Исследование, проведенное в Красноярске, также говорит о том, что большая часть старшеклассников высказывается о религии положительно (53%), и только 11% относится негативно [8]. Половина опрошенных вологодских школьников считают себя верующими, треть не может точно определиться с ответом и 20% являются атеистами (табл. 5). Белорусская молодежь реже верит в Бога (30%), при этом большая часть затрудняются с ответом (41%) и 23% относят себя к неверующим [9].

Таблица 5 – Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Вариант ответа

Да

50,8

Нет

19,7

Затрудняюсь ответить

29,5

Другое

0,0

Таким образом, культурный потенциал молодежи используется далеко не полностью. Молодежь редко интересуется памятниками культуры, архитектуры, природы, а также учреждениями культуры, существующими в большом количестве. Поэтому необходимо стимулировать у молодежи активную гражданскую позицию, для участия в общественной и культурной деятельности региона, сконструировать среду, которая бы формировала всесторонне развитую личность.

Основным направлением работы с молодежью должен стать курс на духовно-нравственное воспитание, так как без жизненных основополагающих ценностей развитие личности и общества невозможно. Ещё в 1999 году академик Д.С. Лихачев в интервью петербургской молодежной газете «Смена», отмечал, что выход из культурной ситуации, в которой оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» («Смена», 1999, 16 сентября). Таким образом, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Необходимо создавать условия для возникновения интереса к культуре: проводить более активную рекламную кампанию, направленную именно на данную категорию населения. Обеспечить возможность гармоничного включения молодежи в социальную деятельность, направленную на рост личностных достижений, комфорт в общении и совместной творческой работе и в итоге на формирование интеллектуального потенциала,

Мероприятия в области культуры и образования должны быть направлены на привлечение молодежи к активной общественной, культурной, научной деятельности и развитию и реализацию их творческих возможностей, поэтому и государственная образовательная и культурная политика должна проводиться с учетом создания условий для сохранения, укрепления и воспроизводства интеллектуального потенциала общества.


[1] Опрос проводился среди обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ города Вологды в мае 2014 г. в рамках пилотного этапа научно-исследовательской работы по теме «Социокультурный портрет молодежи». Был опрошен 61 чел.: 16 юношей и 45 девушек в возрасте от 16 до 18 лет.


Библиографический список
  1. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.– 138 с.
  2. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. Ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. – 449 с.
  3. Семенов В. Жизненные ценности и нравственные установки молодёжи в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] / В Семенов. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2012/04/02/zhiznennye_cennosti_i_nravstvennye_ustanovki_molodyozhi_v_sanktpeterburge
  4. Молодежь новой России: социокультурный портрет : результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2009. – С. 8.
  5. Николаева Л.А. Роль интеллектуально-информационной сферы деятельности в развитии сервисной экономики (на примере библиотечных услуг) / Л.А. Николаева, О.В. Лайчук // Проблемы современной экономики. – 2006.– № 1(17). – С. 329-335.
  6. Соловьева Т.С. Социокультурная среда как фактор формирования интеллектуального потенциала территории / Т.С. Соловьева // Проблемы развития территории. – Вологда: ИСЭРТ РАН. – 2010. – № 50. – С. 49-57.
  7. Соловьева Т.С. Культура досуга современной молодежи // Культура и образование. – Октябрь 2014. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2355 (дата обращения: 10.10.2014).
  8. Гиндер И.А. Православная традиция и современная молодежь в Сибири // Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции / Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 177-184.
  9. Бабосов С.Е. Религиозные ориентации современной белорусской молодежи // Этнонациональные и конфессиональные процессы в современном обществе. – Гродно, 2000. – С. 524.


Все статьи автора «Соловьева Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: