РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
Приведен авторский анализ теоретических взглядов на понимание производственной инфраструктуры, реализован авторский подход к разделению понятий и терминов , характеризующих направления развития региональной производственной инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктурное развитие, региональная экономика


REGIONAL PRODUCTION INFRASTRUCTURE: THEORETICAL VIEWS ON THE PATH OF DEVELOPMENT

Musostova Deshi Shamsutdinova
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
See the author's analysis of theoretical perspectives on the understanding of the production infrastructure, implemented the author's approach to the separation of the concepts and terms that characterize the directions of regional development of industrial infrastructure.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Региональная производственная инфраструктура: теоретические взгляды на пути развития // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7760 (дата обращения: 24.02.2024).

В региональной экономике элементы производственной инфраструктуры постепенно интегрируются с производственным комплексом, способствуя повышения эффективности и интенсификации региональной экономики.

При однородности большинства  взглядов [2,3,5] модель классификационных признаков инфраструктуры, ее сущности и роли не нашли окончательного решения.

В процессе  развития науки и техники выяснялась зависимость эффективности региональных производственных комплексов от уровня и темпов развития инфраструктуры, их влияние на социальную, политическую, внешнеэкономическую обстановку  в регионе и стране в целом.

При этом принимался во внимание  тот факт, что самостоятельное  функционирование объектов производственной инфраструктуры прибыли не приносит, в то же время  доказано – чем выше уровень инфраструктурного обеспечения, тем выше степень региональной  инвестиционной привлекательности, и наоборот.

В составе региональной инфраструктуры можно выделить две крупные группы: производственная и социальная инфраструктуры, в которые изначально вложены различные функции, однако желаемого позитивного эффекта достигают только во взаимосвязи.

Производственная инфраструктура классифицируется по сферам производственной деятельности, по отраслям, территориальному распространению. С этих позиций следует выделить две основные особенности региональной производственной инфраструктуры: инфраструктура не создает продукцию для конечного потребления; большей части объектов инфраструктуры присущ межотраслевой характер то есть предназначена для выполнения возложенных на нее  функций в нескольких отраслях (связь, транспорт, энергообеспечивающие системы и комплексы, информационные сети и пр.) Это, в свою очередь, востребовало специализированных, зачастую отличных от рыночных, механизмов  ее развития, паевое участие в этом механизме заинтересованных отраслей.

Отдельно необходимо  отметить о проблеме интегрирования науки в структуру региональной производственной инфраструктуры, так как, именно наука выступает в качестве  интеллектуального фундамента развития производства, и ограничивается созданием внешних условий эффективного  производства[2,4].

Производственная  деятельность объектов производственной и социальной инфраструктур характеризуется  рядом особенностей, таких как невозможность аккумулирования, хранения результатов их деятельности, так как они выступают в виде самого  процесса транспортировки, передачи и хранения конечного продукта от производителя к потребителю.

Также следует отметить возможность функционального взаимозамещения при отсутствии пространственной взаимозаменяемости  элементов региональной производственной инфраструктуры[1,3].

Действительно, функционально возможно заменить виды транспорты (вместо большегрузного транспорта использовать несколько среднегрузовых видов техники),   концентрация составляющих региональной инфраструктуры  в одном месте не компенсировать их недостаток в другом.

Именно черта  пространственной не взаимозаменяемости актуализирует  необходимость  рассмотрения региональных проблем социальной и производственной инфраструктуры.

В процессе производственного процесса производственная  инфраструктура занимает специализированное место. Отличительной особенностью объектов производственной инфраструктуры  является и то, что их услуги носят всеобщий характер, то есть обслуживают производственно-хозяйственную деятельность всех товаропроизводителей.

Подытоживая все сказанное,  ключевой  задачей региональной производственной инфраструктуры считается  формирование прочных  связей между производственными предприятиями, объединение  в единый  хозяйственный комплекс с целью эффективного функционирования региональной экономики.

Отечественная экономическая мысль классифицирует инфраструктуру по пространственному и отраслевому признакам[2].

Под пространственной инфраструктурой понимаются  производственную инфраструктуру государства, региона, отрасли и предприятия.

В состав отраслевой инфраструктуры включены  выделяются: транспорт; энергетические, информационные и передаточные коммуникации; оптовая торговля, теплоснабжение,  водоснабжение; финансово-кредитная инфраструктура .

Общемировой  тенденцией является постоянное изменение структуры и состава отраслевой производственной инфраструктуры, которая напрямую зависит  темпов развития экономики региона, эволюции науки и техники, структуры общественного производства,  появляются новые отрасли, замещаются более эффективными и перспективными отраслями и т.д. [5]

Также отметим, что производственная инфраструктура отличается  внутренними локальными взаимосвязями входящих в ее структуру отраслей и находится в постоянном взаимодействии с прочими секторами экономики, связана прямыми и обратными связями, которые постоянно меняются во времени и в пространстве.

В настоящее время, наравне с производственной многократно возрастает и значение социальной инфраструктуры, к которой мы отнесли:

1. Жилищно-гражданские объекты: жилые дома; ЛПХ; надворные и хозяйственные постройки, сараи и т.д.

2. Объекты ЖКХ: водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения и т.д.

3. Объекты социального назначения: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, больницы, спортивные площадки, автопарки и т.д.

4. Объекты культурно-бытового назначения: клубные, досуговые учреждения, библиотеки, бани, магазины, столовые, буфеты, ларьки и т.д.


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Теоретические основы пространственной организации региональной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Издательства «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) 2014 г. , 107-110
  2. Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
  3. Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
  4. Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
  5. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: