В региональной экономике элементы производственной инфраструктуры постепенно интегрируются с производственным комплексом, способствуя повышения эффективности и интенсификации региональной экономики.
При однородности большинства взглядов [2,3,5] модель классификационных признаков инфраструктуры, ее сущности и роли не нашли окончательного решения.
В процессе развития науки и техники выяснялась зависимость эффективности региональных производственных комплексов от уровня и темпов развития инфраструктуры, их влияние на социальную, политическую, внешнеэкономическую обстановку в регионе и стране в целом.
При этом принимался во внимание тот факт, что самостоятельное функционирование объектов производственной инфраструктуры прибыли не приносит, в то же время доказано – чем выше уровень инфраструктурного обеспечения, тем выше степень региональной инвестиционной привлекательности, и наоборот.
В составе региональной инфраструктуры можно выделить две крупные группы: производственная и социальная инфраструктуры, в которые изначально вложены различные функции, однако желаемого позитивного эффекта достигают только во взаимосвязи.
Производственная инфраструктура классифицируется по сферам производственной деятельности, по отраслям, территориальному распространению. С этих позиций следует выделить две основные особенности региональной производственной инфраструктуры: инфраструктура не создает продукцию для конечного потребления; большей части объектов инфраструктуры присущ межотраслевой характер то есть предназначена для выполнения возложенных на нее функций в нескольких отраслях (связь, транспорт, энергообеспечивающие системы и комплексы, информационные сети и пр.) Это, в свою очередь, востребовало специализированных, зачастую отличных от рыночных, механизмов ее развития, паевое участие в этом механизме заинтересованных отраслей.
Отдельно необходимо отметить о проблеме интегрирования науки в структуру региональной производственной инфраструктуры, так как, именно наука выступает в качестве интеллектуального фундамента развития производства, и ограничивается созданием внешних условий эффективного производства[2,4].
Производственная деятельность объектов производственной и социальной инфраструктур характеризуется рядом особенностей, таких как невозможность аккумулирования, хранения результатов их деятельности, так как они выступают в виде самого процесса транспортировки, передачи и хранения конечного продукта от производителя к потребителю.
Также следует отметить возможность функционального взаимозамещения при отсутствии пространственной взаимозаменяемости элементов региональной производственной инфраструктуры[1,3].
Действительно, функционально возможно заменить виды транспорты (вместо большегрузного транспорта использовать несколько среднегрузовых видов техники), концентрация составляющих региональной инфраструктуры в одном месте не компенсировать их недостаток в другом.
Именно черта пространственной не взаимозаменяемости актуализирует необходимость рассмотрения региональных проблем социальной и производственной инфраструктуры.
В процессе производственного процесса производственная инфраструктура занимает специализированное место. Отличительной особенностью объектов производственной инфраструктуры является и то, что их услуги носят всеобщий характер, то есть обслуживают производственно-хозяйственную деятельность всех товаропроизводителей.
Подытоживая все сказанное, ключевой задачей региональной производственной инфраструктуры считается формирование прочных связей между производственными предприятиями, объединение в единый хозяйственный комплекс с целью эффективного функционирования региональной экономики.
Отечественная экономическая мысль классифицирует инфраструктуру по пространственному и отраслевому признакам[2].
Под пространственной инфраструктурой понимаются производственную инфраструктуру государства, региона, отрасли и предприятия.
В состав отраслевой инфраструктуры включены выделяются: транспорт; энергетические, информационные и передаточные коммуникации; оптовая торговля, теплоснабжение, водоснабжение; финансово-кредитная инфраструктура .
Общемировой тенденцией является постоянное изменение структуры и состава отраслевой производственной инфраструктуры, которая напрямую зависит темпов развития экономики региона, эволюции науки и техники, структуры общественного производства, появляются новые отрасли, замещаются более эффективными и перспективными отраслями и т.д. [5]
Также отметим, что производственная инфраструктура отличается внутренними локальными взаимосвязями входящих в ее структуру отраслей и находится в постоянном взаимодействии с прочими секторами экономики, связана прямыми и обратными связями, которые постоянно меняются во времени и в пространстве.
В настоящее время, наравне с производственной многократно возрастает и значение социальной инфраструктуры, к которой мы отнесли:
1. Жилищно-гражданские объекты: жилые дома; ЛПХ; надворные и хозяйственные постройки, сараи и т.д.
2. Объекты ЖКХ: водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения и т.д.
3. Объекты социального назначения: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, больницы, спортивные площадки, автопарки и т.д.
4. Объекты культурно-бытового назначения: клубные, досуговые учреждения, библиотеки, бани, магазины, столовые, буфеты, ларьки и т.д.
Библиографический список
- Баснукаев М.Ш. Теоретические основы пространственной организации региональной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Издательства «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) 2014 г. , 107-110
- Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
- Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
- Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
- Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.