Современная высшая техническая школа, развиваясь в русле новой нормативной основы, нацелена на обновление теории и методологии подготовки будущего специалиста. Среди множества тенденций, характеризующих современный этап высшего образования, следует выделить две основные: регионализация образования и интеграция региональных образовательных систем. Регионализация преследует своей целью наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной доктрины [1]. Формирование региона как единого образовательного и социокультурного комплекса требует от каждой территориальной единицы проведение политики, претворяющей в жизнь механизм интеграции образовательных систем как внутри самого региона, так и адекватное вхождение в единое образовательное пространство Российской Федерации. Важным этапом на пути реализации инновационных принципов регионализации и интеграции образования стало создание Университетских учебных комплексов [2], интегрирующих в себе учреждения дошкольного, общего и профессионального образования.
Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, обеспечивающей преемственность в передаче знаний и формирующей мотивацию будущей профессиональной деятельности. Модернизация образовательных программ разного уровня нацелено не только на изменение содержания образования для того, чтобы дать обучающимся более современный учебный материал, но и на реальную возможность практического использования получаемых знаний в профессиональной деятельности будущих специалистов.
Поэтапные (дошкольное, общее и профессиональное), целенаправленные и интегрированные действия по формированию профессиональной направленности в Университетском учебном комплексе способствуют формированию как мотивации обучения в высшем учебном заведении, так и мотивации будущей профессиональной деятельности специалиста. Система обучения в Университетском учебном комплексе можно представить в виде алгоритма (пошагового выполнения действия для достижения цели – для получения выбранной специальности). В рамках Университетского учебного комплекса осуществляется интеграция образовательного, воспитательного, социокультурного, интеллектуального и управленческого компонентов в двух направлениях: «горизонтальная интеграция» – между образовательными учреждениями одного уровня, «вертикальная интеграция» – между однопрофильными образовательными учреждениями разного уровня.
Примером интегрированного образовательного учреждения Пензенского региона является Ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, основной целью которой является объединение научного, интеллектуального и материально-технического потенциала образовательных, информационных и других организаций для создания единой регионально-отраслевой системы непрерывного образования, повышения качества подготовки специалиста.
Функционирование Ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется с учетом психолого-педагогического. психолого-дидактического, психолого-социального и собственного психологического аспектов становления и деятельности регионального образовательного комплекса. Внедрение в жизнь данных принципов способствует достижению ряда целей:
1) на начальном этапе обучения в Университетском учебном комплексе – формирование первоначальной профессиональной направленности будущих специалистов;
2) на дальнейших этапах обучения в Университетском учебном комплексе – укрепление профессиональной мотивации будущего специалиста, уточнение профессиональной специализации;
3) формирование основных профессионально необходимых качеств и свойств личности специалиста;
4) овладение основами профессиональных знаний, умений и навыков;
5) обучение без психологического дискомфорта, снятие психологических барьеров при переходе с одной ступени обучения на другую;
6) воспитание культуры умственного труда;
7) укрепление межпредметных связей и раннее развитие художественных способностей;
8) разумное сочетание интеграции и дифференциации содержания образования;
9) обеспечение адаптации выпускника высшего учебного заведения у экономическим, политическим и социальным запросам общества;
10) непрерывное развитие личности на основе демократизации, интеграции, гуманизации образования;
11) обеспечение мобильности образование, повышение статуса высшего образования в политическом, экономическом, социальном, культурном развитии общества.
Существенную роль в формировании образовательного комплекса технического вуза играют не только объективные социально-педагогические факторы, но и субъективные. Нельзя переоценить влияние преподавательского состава и администрации образовательного комплекса на формирование профессиональной мотивации будущего специалиста, обучающегося в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс».
Функция воспитателя в дошкольном учреждении, учителя в школе, педагога в учреждении профессионального образования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» отличается от функции педагога в традиционном учебном заведении, где преобладает консервативный стиль обучения и управления сотрудниками в отличие от современного демократического стиля руководства и обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс». Отсутствие планового расчета контингента обучающихся профессиональных учебных заведений в традиционной системе образования создает дополнительные проблемы при трудоустройстве выпускников. Тесная, последовательная совместная работа представителей администрации учебных заведений разных ступеней, входящих в состав учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, решает проблему трудоустройства путем перспективного планирования контингента обучающихся на каждом уровне обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс». В системе непрерывной практической подготовки студентов ПГУАС особую роль играют работодатели. Трудоустройство выпускников вуза по ряду специальностей осуществляется на основе прямых контактов между учебным заведением и заказчиком, то есть по принципу рынка труда.
Руководство Ассоциации «Университетский учебный комплекс» разрабатывает и внедряет проекты, позволяющие реализовывать комплекс сквозных (непрерывных) вариативных образовательных программ, в результате которых осуществляется тесное сотрудничество преподавателей и руководства всех учебных заведений, входящих в УУК.
Таким образом, на всех этапах обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» школьник и студент находится в непрерывном взаимодействии с преподавателем, человеком, имеющим высокий авторитет, теоретические знания и практические навыки деятельности. Обучающийся становится не пассивным наблюдателем процесса образования, а его действенным участником. Примером этому является активное участие студентов в структурах студенческого самоуправления.
Библиографический список
- Бармин, Н.Ю. Регионализация образовательной системы [Текст] / Н.Ю. Бармин, В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова // Педагогика. – 1999. – №2. – С. 15.
- Захаров, Ю.А. Университетские комплексы как перспективная форма интеграции различных типов и видов образовательных учреждений [Текст] / Ю.А. Захаров, Т.М. Чурекова // Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования / Моск. гос. ун-т печати. – М., 2003. – С. 30-37.