К ВОПРОСУ О СНИЖЕНИИ СТРАХОВОГО БРЕМЕНИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Ракова Светлана Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГУЭФ)
студентка

Аннотация
В настоящее время в отечественной пенсионной системе проблема усилившегося страхового бремени хозяйствующих субъектов имеет особую актуальность. В связи с этим автором предлагается один из возможных путей ее решения в виде перераспределения компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное страхование, пенсионный фонд, пенсия, страховое бремя, страховые взносы, тариф страховых взносов, хозяйствующий субъект


ON THE QUESTION OF REDUCING THE BURDEN OF INSURANCE COMPANIES

Rakova Svetlana Sergeevna
Saint-Petersburg State University of Economics and Finance
Student

Abstract
Currently, the national pension system, the problem of increased insurance burden on economic entities is of particular relevance. In this regard, the author suggests one of the possible solutions in the form of component redistribution rate of insurance contributions for compulsory pension insurance.

Keywords: insurance load, insurance premiums, pension, pension fund, pension insurance, rate premiums, the company, the pension system


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ракова С.С. К вопросу о снижении страхового бремени хозяйствующих субъектов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5245 (дата обращения: 22.02.2024).

В связи с произошедшими законодательными нововведениями, а также официальным закреплением Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве главного администратора страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 1 января 2010 года все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории РФ, были строго разделены на две основные категории:

1 категория: Лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (самозанятое население):

  • индивидуальные предприниматели, работающие исключительно сами на себя и не использующие при этом труд наемных работников;
  • адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающие страховые взносы в бюджет ПФР и фонды ОМС сами за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

2 категория: Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:

  • организации – работодатели;
  • индивидуальные предприниматели, в штате которых имеются наемные работники;
  • физические лица, которые не признаются индивидуальными предпринимателями, но осуществляют выплаты другим физическим лицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским либо лицензионно-издательским договорам.

Причем к каждой из вышеперечисленных категорий хозяйствующих субъектов – плательщиков страховых взносов – со стороны территориальных органов ПФР стали применяться свои, строго определенные тарифы исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В целом же изменение тарифной политики с 1 января 2010 года в действующей системе отечественного пенсионного страхования предусматривало:

  • ликвидацию единого социального налога;
  • увеличение совокупного тарифа страховых взносов на ОПС;
  • установление единого для всех хозяйствующих субъектов тарифа страховых взносов независимо от отраслевой принадлежности;
  • отмену регрессивной шкалы, установление предельного уровня годового заработка, с которого начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы [1, С. 9].

Необходимо отметить, что на протяжении 2005 – 2010 гг. тариф страховых взносов в России соответствовал типичному мировому уровню. Однако, начиная с 2011 года, пенсионные взносы в нашей стране стали уплачиваться по сравнительно высокой ставке (табл. 1) [2, С. 13-14].

Таблица 1 – Ставки страховых взносов в различных странах мира, 2010 год (%)

Страна

Уплачивают

Всего ставка

работники

работодатели

Австралия

0

9

9

Болгария

7,1

8,9

16

Венгрия

9,5

24

33,5

Германия

10

10

20

Италия

9,2

23,8

33

Канада

5

5

10

Мексика

1,7

7

8,7

Польша

11,3

14,3

25,6

Португалия

11,0

23,8

34,8

Россия

0

26

26

Румыния

10,5

20,8

31,3

Словакия

7

20

27

США

6,2

6,2

12,4

Чехия

6,5

21,5

28

Франция

6,8

9,9

16,7

Швеция

7

11,9

18,9

Южная Корея

4,5

4,5

9

На основании вышеприведенной таблицы можно сделать выводы о том, что в таких странах, как Польша, Словакия, Чехия уровень страховых взносов близок к российскому. В Румынии, Италии, Венгрии, Португалии, напротив, пенсионные отчисления еще выше. Однако есть и такие страны (Австралия, Канада, Мексика, Южная Корея), где ставки страховых взносов в несколько раз ниже, чем в нашей стране.

Тарифы страховых взносов (с разбивкой по всем государственным внебюджетным фондам), которые были установлены в период 2010 – 2013 гг., для основной части хозяйствующих субъектов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу работников – физических лиц, обобщены в таблице 2 [3].

Таблица 2 – Тарифы страховых взносов в 2010 – 2013 гг.

Год

Предельная база для начисления

Совокупный тариф взносов

ПФ РФ

ФСС РФ

Фонды ОМС РФ

ФФ

ТФ

2010

415 000 руб.

и менее

26%

20%

1966 г.р. и старше:

20% – страховая часть;

1967 г.р. и моложе:

14% – страховая часть;

6% – накопительная часть

2,9%

1,1%

2%

2011

463 000 руб.

34%

26%

1966 г.р. и старше:

26% – страховая часть;

1967 г.р. и моложе:

20% – страховая часть;

6% – накопительная часть

2,9%

3,1%

2%

2012

512 000 руб.

30%

22%

1966 г.р. и старше:

6% – солидарная часть;

16% – индивидуальная часть

1967 г.р. и моложе:

6% – солидарная часть;

10% – индивидуальная часть; 6% – накопительная часть

2,9%

5,1%

0%

2013

568 000 руб.

30%

22%

1966 г.р. и старше:

6% – солидарная часть;

16% – индивидуальная часть

1967 г.р. и моложе:

6% – солидарная часть;

10% – индивидуальная часть; 6% – накопительная часть

2,9%

5,1%

0%

При этом необходимо отметить, что предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица – работника организации – исчисляется нарастающим итогом с начала каждого расчетного периода (календарного года).

Вместе с тем, нужно сказать, что с 1 января 2011 года произошло повышение совокупного тарифа страховых взносов в бюджеты всех государственных внебюджетных фондов на 8%: с 26 до 34%. Причем собственно отчисления в Пенсионный фонд РФ увеличились на 6%: с 20% до 26%.

1 января 2012 года в России был проведен очередной этап масштабной пенсионной реформы в виде изменения тарифов страховых взносов. Причем первоначально предполагалось сохранение совокупного тарифа страховых взносов в размере 34% во все государственные внебюджетные фонды – с частичным перераспределением тарифных ставок между Федеральным и территориальным фондами ОМС.

Позже Министерство финансов РФ предложило снизить общий тариф страховых взносов с 34% до 30% с одновременным введением дополнительных тарифов в размере 10% на страховую часть трудовой пенсии с заработков, превышающих предельную базу для начисления страховых взносов в 512 тыс. руб.

С 1 января 2013 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды была проиндексирована в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. При этом тарифы страховых взносов не претерпели каких-либо изменений, оставшись на уровне 2012 года.

Что касается хозяйствующих субъектов, не осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то все они, начиная с 2010 года, уплачивали страховые взносы в бюджеты государственных внебюджетных фондов (в т. ч. Пенсионный фонд РФ) в размере, определяемом исходя из «стоимости страхового года» (ССГ), которая, в свою очередь, рассчитывалась по нижеприведенной формуле:

,

где – минимальный размер оплаты труда (официально установленный на начало каждого финансового года);

– тариф страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд;

– количество месяцев календарного года; n = 12.

На наш взгляд, одним из способов снижения страхового бремени хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в современных экономических условиях, является перераспределение компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Последнее также направленно на совершенствование взаимоотношений организаций и индивидуальных предпринимателей с Пенсионным фондом РФ.

А именно: отнесение накопительной части тарифа страховых взносов в существующем на данный момент размере 6%, уплачиваемой лицами 1967 года и моложе, не на себестоимость, а напрямую на заработную плату работников. С последующим удержанием указанных 6% накопительного компонента страховых взносов из денежного вознаграждения за труд и прочих видов выплат работникам. Оставшиеся 16% страховой части тарифа страховых взносов – включать в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) либо в состав коммерческих расходов – для организаций сферы розничной торговли и оказания бытовых услуг населению, как это происходит в настоящее время [4, С. 280].

В этой связи одним из положительных моментов предлагаемого к практическому внедрению мероприятия может стать то, что часть пенсионной «нагрузки» хозяйствующих субъектов существенно перераспределится и в размере 6% «ляжет» непосредственно на заработную плату работника (по аналогии с НДФЛ). В результате чего из средств работодателей останется к внесению в действующую систему обязательного пенсионного страхования лишь 16%, т. е. собственно отчисления на страховую часть трудовой пенсии

Предлагаемое мероприятие по перераспределению компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для хозяйствующих субъектов – работодателей детально раскрывается в таблице 3.

Таблица 3 – Перераспределение компонентов тарифа страховых взносов на ОПС между хозяйствующим субъектом – работодателем и наемным работником

Компонент тарифа

страховых взносов

Лица 1966 г. р.

и старше

Лица 1967 г.р.

и моложе

Уплата за счет

средств работодателя

(с отнесением на себестоимость)

Уплата за счет средств работодателя

(с отнесением на себестоимость)

Уплата

за счет средств работника

(прямые удержания из заработной платы)

Страховые взносы на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФР
на выплату страховой части трудовой пенсии

22%

16%

Х

Страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии

Х

Х

6%

Бухгалтерские проводки по осуществлению учета и отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, как по существующему на данный момент времени способу исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС хозяйствующими субъектами, так и по предлагаемому нами к практическому внедрению варианту предлагаются в таблице 4.

Таблица 4 – Отражение хозяйствующим субъектом операций по исчислению и уплате

страховых взносов на ОПС на счетах бухгалтерского учета

Существующий на данный момент времени вариант

Предлагаемый к практическому внедрению вариант

1. Дт 20, 25,26,44 К 70 – начислена заработная плата работнику предприятия

2. Д 20, 25, 26, 44 К 69.4 – начислены страховые взносы на ОПС работника на страховую часть его трудовой пенсии (16%)

3. Д 20, 25, 26, 44 К 69.5 – начислены страховые взносы на ОПС работника

на накопительную часть его трудовой пенсии (6%)

4. Д 70 К 68 – удержан НДФЛ из заработной платы работника

5. Д 70 К 50, 51 – выдана работнику заработная плата

6. Д 69.4 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии работника (16%)

7. Д 69.5 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии работника (6%)

8. Д 68 К 51 – произведена уплата НДФЛ

в бюджет

1. Дт 20, 25,26,44 К 70 – начислена заработная плата работнику предприятия

2. Д 20, 25, 26, 44 К 69.4 – начислены страховые взносы на ОПС работника

на страховую часть его трудовой пенсии (16%)

3. Д 70 К 69.5 – начислены страховые взносы на ОПС работника на накопительную часть его трудовой пенсии (6%)

4. Д 70 К 68 – удержан НДФЛ из заработной платы работника

5. Д 70 К 50, 51 – выдана работнику заработная плата

6. Д 69.4 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии работника (16%)

7. Д 69.5 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии работника (6%)

8. Д 68 К 51 – произведена уплата НДФЛ

в бюджет

Таким образом, в качестве положительных результатов от практического внедрения предлагаемого вышеописанного механизма уплаты накопительного компонента в размере 6% непосредственно работником (застрахованным лицом), а не хозяйствующим субъектом (т.е. фактического перераспределения компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), на наш взгляд, будут выступать:

  • разрешение сложившегося к настоящему времени достаточно острого «конфликта интересов» между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и бизнес-сообществом;
  • не допущение резкого снижения количества отечественных предприятий, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса, вследствие увеличения совокупного тарифа страховых взносов;
  • повышение у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, экономических стимулов к дальнейшей работе без каких-либо дополнительных «оптимизаций» численности работников, увеличения выплат «серой» заработной платы, а также искусственного занижения размеров получаемого дохода;
  • рост заинтересованности со стороны работающих граждан 1967 года рождения и моложе в результатах собственного труда с целью активного формирования будущих пенсионных накоплений.

Библиографический список
  1. Соловьев А.К. Изменения в пенсионном и налоговом законодательстве необходимы / Налоговая политика и практика. 2009. № 7 (79).
  2. Гурвич Е. Принципы новой пенсионной реформы / Вопросы экономики. 2011. № 4.
  3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.11.2013).
  4. Копасова С.С. Проблема усиления страхового бремени в России и правовые пути ее решения / Народное хозяйство (вопросы инновационного развития). 2010. № 2.


Все статьи автора «Ракова (Копасова) Светлана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: