В связи с произошедшими законодательными нововведениями, а также официальным закреплением Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве главного администратора страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 1 января 2010 года все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории РФ, были строго разделены на две основные категории:
1 категория: Лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (самозанятое население):
-
индивидуальные предприниматели, работающие исключительно сами на себя и не использующие при этом труд наемных работников;
-
адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой;
-
главы крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающие страховые взносы в бюджет ПФР и фонды ОМС сами за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
2 категория: Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:
-
организации – работодатели;
-
индивидуальные предприниматели, в штате которых имеются наемные работники;
-
физические лица, которые не признаются индивидуальными предпринимателями, но осуществляют выплаты другим физическим лицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским либо лицензионно-издательским договорам.
Причем к каждой из вышеперечисленных категорий хозяйствующих субъектов – плательщиков страховых взносов – со стороны территориальных органов ПФР стали применяться свои, строго определенные тарифы исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В целом же изменение тарифной политики с 1 января 2010 года в действующей системе отечественного пенсионного страхования предусматривало:
-
ликвидацию единого социального налога;
-
увеличение совокупного тарифа страховых взносов на ОПС;
-
установление единого для всех хозяйствующих субъектов тарифа страховых взносов независимо от отраслевой принадлежности;
-
отмену регрессивной шкалы, установление предельного уровня годового заработка, с которого начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы [1, С. 9].
Необходимо отметить, что на протяжении 2005 – 2010 гг. тариф страховых взносов в России соответствовал типичному мировому уровню. Однако, начиная с 2011 года, пенсионные взносы в нашей стране стали уплачиваться по сравнительно высокой ставке (табл. 1) [2, С. 13-14].
Таблица 1 – Ставки страховых взносов в различных странах мира, 2010 год (%)
Страна |
Уплачивают |
Всего ставка |
|
работники |
работодатели |
||
Австралия |
0 |
9 |
9 |
Болгария |
7,1 |
8,9 |
16 |
Венгрия |
9,5 |
24 |
33,5 |
Германия |
10 |
10 |
20 |
Италия |
9,2 |
23,8 |
33 |
Канада |
5 |
5 |
10 |
Мексика |
1,7 |
7 |
8,7 |
Польша |
11,3 |
14,3 |
25,6 |
Португалия |
11,0 |
23,8 |
34,8 |
Россия |
0 |
26 |
26 |
Румыния |
10,5 |
20,8 |
31,3 |
Словакия |
7 |
20 |
27 |
США |
6,2 |
6,2 |
12,4 |
Чехия |
6,5 |
21,5 |
28 |
Франция |
6,8 |
9,9 |
16,7 |
Швеция |
7 |
11,9 |
18,9 |
Южная Корея |
4,5 |
4,5 |
9 |
На основании вышеприведенной таблицы можно сделать выводы о том, что в таких странах, как Польша, Словакия, Чехия уровень страховых взносов близок к российскому. В Румынии, Италии, Венгрии, Португалии, напротив, пенсионные отчисления еще выше. Однако есть и такие страны (Австралия, Канада, Мексика, Южная Корея), где ставки страховых взносов в несколько раз ниже, чем в нашей стране.
Тарифы страховых взносов (с разбивкой по всем государственным внебюджетным фондам), которые были установлены в период 2010 – 2013 гг., для основной части хозяйствующих субъектов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу работников – физических лиц, обобщены в таблице 2 [3].
Таблица 2 – Тарифы страховых взносов в 2010 – 2013 гг.
Год |
Предельная база для начисления |
Совокупный тариф взносов |
ПФ РФ |
ФСС РФ |
Фонды ОМС РФ |
|
ФФ |
ТФ |
|||||
2010 |
415 000 руб. и менее |
26% |
20% 1966 г.р. и старше: 20% – страховая часть; 1967 г.р. и моложе: 14% – страховая часть; 6% – накопительная часть |
2,9% |
1,1% |
2% |
2011 |
463 000 руб. |
34% |
26% 1966 г.р. и старше: 26% – страховая часть; 1967 г.р. и моложе: 20% – страховая часть; 6% – накопительная часть |
2,9% |
3,1% |
2% |
2012 |
512 000 руб. |
30% |
22% 1966 г.р. и старше: 6% – солидарная часть; 16% – индивидуальная часть 1967 г.р. и моложе: 6% – солидарная часть; 10% – индивидуальная часть; 6% – накопительная часть |
2,9% |
5,1% |
0% |
2013 |
568 000 руб. |
30% |
22% 1966 г.р. и старше: 6% – солидарная часть; 16% – индивидуальная часть 1967 г.р. и моложе: 6% – солидарная часть; 10% – индивидуальная часть; 6% – накопительная часть |
2,9% |
5,1% |
0% |
При этом необходимо отметить, что предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица – работника организации – исчисляется нарастающим итогом с начала каждого расчетного периода (календарного года).
Вместе с тем, нужно сказать, что с 1 января 2011 года произошло повышение совокупного тарифа страховых взносов в бюджеты всех государственных внебюджетных фондов на 8%: с 26 до 34%. Причем собственно отчисления в Пенсионный фонд РФ увеличились на 6%: с 20% до 26%.
1 января 2012 года в России был проведен очередной этап масштабной пенсионной реформы в виде изменения тарифов страховых взносов. Причем первоначально предполагалось сохранение совокупного тарифа страховых взносов в размере 34% во все государственные внебюджетные фонды – с частичным перераспределением тарифных ставок между Федеральным и территориальным фондами ОМС.
Позже Министерство финансов РФ предложило снизить общий тариф страховых взносов с 34% до 30% с одновременным введением дополнительных тарифов в размере 10% на страховую часть трудовой пенсии с заработков, превышающих предельную базу для начисления страховых взносов в 512 тыс. руб.
С 1 января 2013 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды была проиндексирована в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. При этом тарифы страховых взносов не претерпели каких-либо изменений, оставшись на уровне 2012 года.
Что касается хозяйствующих субъектов, не осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то все они, начиная с 2010 года, уплачивали страховые взносы в бюджеты государственных внебюджетных фондов (в т. ч. Пенсионный фонд РФ) в размере, определяемом исходя из «стоимости страхового года» (ССГ), которая, в свою очередь, рассчитывалась по нижеприведенной формуле:
,
где – минимальный размер оплаты труда (официально установленный на начало каждого финансового года);
– тариф страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд;
– количество месяцев календарного года; n = 12.
На наш взгляд, одним из способов снижения страхового бремени хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в современных экономических условиях, является перераспределение компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Последнее также направленно на совершенствование взаимоотношений организаций и индивидуальных предпринимателей с Пенсионным фондом РФ.
А именно: отнесение накопительной части тарифа страховых взносов в существующем на данный момент размере 6%, уплачиваемой лицами 1967 года и моложе, не на себестоимость, а напрямую на заработную плату работников. С последующим удержанием указанных 6% накопительного компонента страховых взносов из денежного вознаграждения за труд и прочих видов выплат работникам. Оставшиеся 16% страховой части тарифа страховых взносов – включать в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) либо в состав коммерческих расходов – для организаций сферы розничной торговли и оказания бытовых услуг населению, как это происходит в настоящее время [4, С. 280].
В этой связи одним из положительных моментов предлагаемого к практическому внедрению мероприятия может стать то, что часть пенсионной «нагрузки» хозяйствующих субъектов существенно перераспределится и в размере 6% «ляжет» непосредственно на заработную плату работника (по аналогии с НДФЛ). В результате чего из средств работодателей останется к внесению в действующую систему обязательного пенсионного страхования лишь 16%, т. е. собственно отчисления на страховую часть трудовой пенсии
Предлагаемое мероприятие по перераспределению компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для хозяйствующих субъектов – работодателей детально раскрывается в таблице 3.
Таблица 3 – Перераспределение компонентов тарифа страховых взносов на ОПС между хозяйствующим субъектом – работодателем и наемным работником
Компонент тарифа страховых взносов |
Лица 1966 г. р. и старше |
Лица 1967 г.р. и моложе |
|
Уплата за счет средств работодателя (с отнесением на себестоимость) |
Уплата за счет средств работодателя (с отнесением на себестоимость) |
Уплата за счет средств работника (прямые удержания из заработной платы) |
|
Страховые взносы на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
22% |
16% |
Х |
Страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии |
Х |
Х |
6% |
Бухгалтерские проводки по осуществлению учета и отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, как по существующему на данный момент времени способу исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС хозяйствующими субъектами, так и по предлагаемому нами к практическому внедрению варианту предлагаются в таблице 4.
Таблица 4 – Отражение хозяйствующим субъектом операций по исчислению и уплате
страховых взносов на ОПС на счетах бухгалтерского учета
Существующий на данный момент времени вариант |
Предлагаемый к практическому внедрению вариант |
1. Дт 20, 25,26,44 К 70 – начислена заработная плата работнику предприятия |
2. Д 20, 25, 26, 44 К 69.4 – начислены страховые взносы на ОПС работника на страховую часть его трудовой пенсии (16%)
3. Д 20, 25, 26, 44 К 69.5 – начислены страховые взносы на ОПС работника
на накопительную часть его трудовой пенсии (6%)
4. Д 70 К 68 – удержан НДФЛ из заработной платы работника
5. Д 70 К 50, 51 – выдана работнику заработная плата
6. Д 69.4 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии работника (16%)
7. Д 69.5 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии работника (6%)
8. Д 68 К 51 – произведена уплата НДФЛ
в бюджет
1. Дт 20, 25,26,44 К 70 – начислена заработная плата работнику предприятия
2. Д 20, 25, 26, 44 К 69.4 – начислены страховые взносы на ОПС работника
на страховую часть его трудовой пенсии (16%)
3. Д 70 К 69.5 – начислены страховые взносы на ОПС работника на накопительную часть его трудовой пенсии (6%)
4. Д 70 К 68 – удержан НДФЛ из заработной платы работника
5. Д 70 К 50, 51 – выдана работнику заработная плата
6. Д 69.4 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии работника (16%)
7. Д 69.5 К 51 – перечислены страховые взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии работника (6%)
8. Д 68 К 51 – произведена уплата НДФЛ
в бюджет
Таким образом, в качестве положительных результатов от практического внедрения предлагаемого вышеописанного механизма уплаты накопительного компонента в размере 6% непосредственно работником (застрахованным лицом), а не хозяйствующим субъектом (т.е. фактического перераспределения компонентов тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), на наш взгляд, будут выступать:
-
разрешение сложившегося к настоящему времени достаточно острого «конфликта интересов» между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и бизнес-сообществом;
-
не допущение резкого снижения количества отечественных предприятий, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса, вследствие увеличения совокупного тарифа страховых взносов;
-
повышение у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, экономических стимулов к дальнейшей работе без каких-либо дополнительных «оптимизаций» численности работников, увеличения выплат «серой» заработной платы, а также искусственного занижения размеров получаемого дохода;
-
рост заинтересованности со стороны работающих граждан 1967 года рождения и моложе в результатах собственного труда с целью активного формирования будущих пенсионных накоплений.
Библиографический список
- Соловьев А.К. Изменения в пенсионном и налоговом законодательстве необходимы / Налоговая политика и практика. 2009. № 7 (79).
- Гурвич Е. Принципы новой пенсионной реформы / Вопросы экономики. 2011. № 4.
- О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.11.2013).
- Копасова С.С. Проблема усиления страхового бремени в России и правовые пути ее решения / Народное хозяйство (вопросы инновационного развития). 2010. № 2.
Количество просмотров публикации: Please wait