Психологическая служба в образовательном учреждении представляет собой определённое подразделение, ключевая функция которого состоит в обеспечении условий, непосредственным образом способствующих оптимальному личностному и психическому развитию учащихся. В свою очередь, нарушение развития препятствует реализации индивидуальных и возрастных способностей и возможностей детей, вызывает необходимость в психолого-педагогической коррекции со стороны специалистов. В рамках психологической службы работает практический психолог, который оказывает консультации детям, помогает им справиться со своими проблемами.
Исследователи Р.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, В.Д. Костюшина и Д.И. Чистовский выделяют три направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении. Первое направление – это «актуальное». Оно направлено на разрешение актуальных проблем, которые непосредственным образом связаны с пробелами в учебно-воспитательном процессе, поведенческими отклонениями учащихся. Следующее направление – «пропедевтическое», которое заключается в осуществлении практическим психологом своей профессиональной деятельности по созданию необходимых условий для формирования личности, предупреждению возможного неблагополучия в психическом развитии детей. Последнее направление – «перспективное». Оно ориентировано на формирование и развитие индивидуальности и личностного потенциала каждого учащегося [1].
Исследователь Н.В. Панова отмечает, что организация психологической службы в образовательном учреждении представляет собой систему психологических и методических мероприятий, ориентированных на создание условий для эффективной и оптимальной деятельности практического психолога по работе с развитием детей [2].
В свою очередь, Е.Ю. Пономарева выделяет этапы первичной организации психологической службы в образовательном учреждении.
Первый этап – подготовительный, который подразумевает анализ социально-образовательного пространства образовательного учреждения. В рамках данного этапа психолог определяет материально-технические условия образовательного учреждения, а также соотносит их с возможностью оборудования специальных аудиторий. Помимо этого, психолог проводит характеристику психофизического здоровья детей, а также особенностей контингента школы. Также в рамках подготовительного этапа психолог выявляет запрос администрации, который выражается в актуальных для школы проблемах, разрешению которых может способствовать его работа.
Второй этап – основной, который подразумевает разработку или выбор модели психологической службы применительно к конкретному образовательному учреждению посредством проведённого ранее анализа. Психолог в рамках данного этапа определяет содержание своей работы, организует структуру психологической службы, а также конкретные мероприятия. Также психолог диагностирует педагогический стиль общения у каждого педагога, проводит срезовую диагностику, оборудует собственный кабинет, систематизирует пакет документации, связанной с его деятельностью. В заключение основного этапа он презентует функционал и содержание собственной деятельности педагогическому коллективу и родителям [3].
Библиографический список
- Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска / Р.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, В.Д. Костюшина, Д.И. Чистовский // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – № 2. – С. 39-48.
- Панова, Н.В. Организация работы социально-психологической службы комплексного сопровождения учащихся-сирот / Н.В. Панова // Академия профессионального образования. – 2018. – № 7. – С. 35-42.
- Пономарева, Е.Ю. Проблема готовности практического психолога к работе в психологической службе образовательного учреждения / Е.Ю. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-2. – С. 358-364.