УДК 159.9

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Абросимова Мария Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Авторы статьи характеризуют проблему организации работы психологической службы в образовательном учреждении. В статье выделяются направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении, а также этапы её первичной организации

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Абросимова М.А., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Организация работы психологической службы в образовательном учреждении // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/11/47271 (дата обращения: 21.11.2021).

Психологическая служба в образовательном учреждении представляет собой определённое подразделение, ключевая функция которого состоит в обеспечении условий, непосредственным образом способствующих оптимальному личностному и психическому развитию учащихся. В свою очередь, нарушение развития препятствует реализации индивидуальных и возрастных способностей и возможностей детей, вызывает необходимость в психолого-педагогической коррекции со стороны специалистов. В рамках психологической службы работает практический психолог, который оказывает консультации детям, помогает им справиться со своими проблемами.

Исследователи Р.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, В.Д. Костюшина и Д.И. Чистовский выделяют три направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении. Первое направление – это «актуальное». Оно направлено на разрешение актуальных проблем, которые непосредственным образом связаны с пробелами в учебно-воспитательном процессе, поведенческими отклонениями учащихся. Следующее направление – «пропедевтическое», которое заключается в осуществлении практическим психологом своей профессиональной деятельности по созданию необходимых условий для формирования личности, предупреждению возможного неблагополучия в психическом развитии детей.  Последнее направление – «перспективное». Оно ориентировано на формирование и развитие индивидуальности и личностного потенциала каждого учащегося [1].

Исследователь Н.В. Панова отмечает, что организация психологической службы в образовательном учреждении представляет собой систему психологических и методических мероприятий, ориентированных на создание условий для эффективной и оптимальной деятельности практического психолога по работе с развитием детей [2].

В свою очередь, Е.Ю. Пономарева выделяет этапы первичной организации психологической службы в образовательном учреждении.

Первый этап – подготовительный, который подразумевает анализ социально-образовательного пространства образовательного учреждения. В рамках данного этапа психолог определяет материально-технические условия образовательного учреждения, а также соотносит их с возможностью оборудования специальных аудиторий. Помимо этого, психолог проводит характеристику психофизического здоровья детей, а также особенностей контингента школы. Также в рамках подготовительного этапа психолог выявляет запрос администрации, который выражается в актуальных для школы проблемах, разрешению которых может способствовать его работа.

Второй этап – основной, который подразумевает разработку или выбор модели психологической службы применительно к конкретному образовательному учреждению посредством проведённого ранее анализа. Психолог в рамках данного этапа определяет содержание своей работы, организует структуру психологической службы, а также конкретные мероприятия. Также психолог диагностирует педагогический стиль общения у каждого педагога, проводит срезовую диагностику, оборудует собственный кабинет, систематизирует пакет документации, связанной с его деятельностью. В заключение основного этапа он презентует функционал и содержание собственной деятельности педагогическому коллективу и родителям [3].


Библиографический список
  1. Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска / Р.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, В.Д. Костюшина, Д.И. Чистовский // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – № 2. – С. 39-48.
  2. Панова, Н.В. Организация работы социально-психологической службы комплексного сопровождения учащихся-сирот / Н.В. Панова // Академия профессионального образования. – 2018. – № 7. – С. 35-42.
  3. Пономарева, Е.Ю. Проблема готовности практического психолога к работе в психологической службе образовательного учреждения / Е.Ю. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-2. – С. 358-364.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация