Одной из малоизученных проблем современной науки является клептомания. Клептомания (от греч. klepto – краду, похищаю и mania – безумие) рассматривается многими авторами как одна из форм аддиктивного (зависимого), девиантного поведения. При этом указывается на существование некой «предрасположенности к воровству», связанной с наличием психопатии или психопатоподобного состояния.
Некоторые вопросы, относящиеся к этой проблеме, исследовались в рамках психиатрии такими авторами, как О.В.Леонова, Ю.С.Шевченко.
Отечественные авторы В.Я. Гиндикин и М.И. Буянов, рассматривают клептоманию как редкую форму нарушения влечений [1]. Другие исследователи (Б. Мещеряков, В.И. Зинченко, В.М. Блейхер, И.В. Крук) отмечают, что клептомания – патологическое воровство. Клептомания означает страсть к воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения [2]. Её считают формой расстройства психического здоровья, которая возникает преимущественно в подростковом возрасте, реже – в раннем и пожилом. Факторами развития клептомании может выступать:
- семейное неблагополучие (способствовать клептомании могут семейные ссоры, недостаток внимания родителей к своему ребенку);
- травмы головного мозга и оперативное вмешательство;
- стрессы (проблемы в общении со сверстниками, смерть близкого человека и т.д.);
- наследственная предрасположенность.
Многие клептоманы не могут сознаться в своих поступках, находят разнообразные оправдания своим действиям. Однако определить страдает ли человек клептоманией, отделив её от простой бытовой кражи, можно по следующим психологическим признакам индивида:
- чувство возбужденности при виде цели (желанного предмета, вещи);
- сильное желание украсть вещь, которая не нужна;
- ощущение эйфории и фрустрации после кражи;
- низкая самооценка и чувство вины после совершения кражи.
Перечисленные факторы и симптомы являются риском для появления детской и подростковой клептомании.Важным является выявление и предупреждение клептомании в раннем возрасте, так как под видом воровства может скрываться другая проблема, когда дети воруют, чтобы привлечь к себе внимание родителей.
Для подтверждения теоретических положений или получения фактов, неизвестных науке в настоящее время, социологи применяют обширный инструментарий, в связи с чем, эмпирический уровень является «важнейшей частью социологического знания». [3]Автором было проведено эмпирическое исследование: объектом стали подростки как социальная группа. Для проверки гипотез применялся метод анкетирования, целью которого было выявление отношений к воровству среди школьников, а также выявление взаимоотношения в семьях учащихся школы МБОУ СОШ № 1 города Мурома Владимирской области. В анкетировании приняли учащиеся 5, 7, 9 классов, всего 150 человек. Деликатные темы исследования требуют от социологов особых психологических навыков как при построении инструментария, так и при работе с респондентами. [4, с. 64] В связи с этим, автор особо тщательно выстраивал анкету, предлагаемую школьникам, в силу возраста имеющим стремление скрыть информацию, предполагающую неодобрение со стороны взрослых.
Как показали результаты исследования, учащиеся МБОУ СОШ №1 растут и развиваются в полных семьях – 73%, но на данный момент количество неполных семей возрастает. 10,8 % учащихся в школе воспитываются в многодетных семьях. Увеличение количества неполных и опекаемых семей затрудняет педагогический процесс, к примеру, возникает проблема одиночества ребенка, уменьшается контроль над успеваемостью учащихся и все это негативно влияет на поведение отдельных учащихся.
Проведенный анализ показывает, что только 35% учащихся доверяют своим родителям. Проблема взаимоотношений родителей и подростков может быть вызвана тем фактом, что ребенок не ощущает заинтересованности родителей в тех вопросах, которые действительно важны для него. С другой стороны, подростков не интересует общение об учебе и оценках в школе. Нехватка внимания со стороны родителей к детям может быть вызвана и другими факторами, так как в неполных семьях чаще встречается отсутствие внимания и надзора к ребенку, по сравнению с полными семьями.
Результаты показали, что 9,4% школьников отметили наличие конфликтов у них в семье, у 12,96% опрошенных конфликты случаются часто, а у 3,7% – зачастую с применением оскорблений и физического насилия. В социологии не раз указывалось на то, что социальное окружение несет огромный социализирующий (десоциализирующий) потенциал. [5]Очень часто родители неосознанно втягивают ребенка в конфликты, которые происходят между ними и пытаются привлечь его на свою сторону и заручится поддержкой. При этом подростки, очень хорошо понимающие и чувствующие на интуитивном уровне желаемую со стороны родителей форму поведения, с самого раннего детства уже умеют изворачиваться и маневрировать между ними, подстраиваясь под каждого из родителей. В конечном итоге не осуществляется полное формирование личности ребенка, вместо целостности приобретаются и усваиваются умения неискренности, приспособленчества, лживости.
На формирование моральных устоев ребенка оказывает большое влияние семья, так как она является первой социальной средой для него. Именно в семье создаются условия для приобретения основных правил, норм поведения потому что, ребенок копирует взрослых, у него формируется стереотип поведения и отношения к окружающему миру. Если семья неблагополучная то это непременно скажется на ребенке, который в ней живет. В большинстве случаев подростки, которые употребляют алкогольные напитки, живут в неблагополучных семьях.
В неблагополучных семьях, где употребляют алкоголь, наркотики чаще наблюдаются конфликтные ситуации и трудные взаимоотношения между членами семьи. Возникает тяжелая психологическая напряженность, которая иногда приводит к семейным драмам или к тому, что родителей лишают отцовства. В таких семьях, возможно, что родители не видят беды в том что дети употребляют алкоголь. Результаты эмпирического исследования показали, что разрешают употреблять алкоголь в семейном кругу 29% родителей и 71% запрещают. Проведенный опрос в 9 классе показал, что первый раз попробовали спиртные напитки в 10 лет – 2 человека, в 13 лет – 14 человек, 14 лет – 4 человека. Причем некоторые ответили, что употребили алкогольные напитки из любопытства, большинство - что хочется быть взрослыми, остальные хотели быть как все.
На вопрос часто ли употребляют спиртные напитки ваши родители, учащиеся ответили: 45% – иногда, 30% – нет, 25% – да. Можно предположить, что родители допускают распитие спиртных напитков в праздники.
Большое влияние на ребенка оказывает характер употребления алкоголя в семье. То, что ребенок видит в семье, изначально для него становится эталоном и объектом подражания. Частое употребление алкоголя родителями негативно сказывается на условиях воспитания ребенка. Сейчас многие родители озабоченны только тем, как обеспечить свою семью, в связи с чем не обращают внимания на своих детей. Отсюда вытекает безнадзорность детей, очень часто один из родителей работает далеко от дома, то есть, полной семьи нет, очень часто детей оставляют с бабушками, а сами уезжают на заработки. Свобода в действиях детей приводит к негативным последствиям. Выделяются следующие негативные факторы: плохая материальная база, конфликты в семье, дети без нужного надзора, разрушение семьи и семейных устоев. Кроме этого есть еще наследственный фактор, частое употребление алкоголя родителями способствуют развитию злоупотребления алкоголем несовершеннолетними.
Большинство учащихся на вопрос, как вы относитесь к воровству ответили, что нельзя воровать, так как это противоречит Уголовному кодексу РФ – 58%. 34% ответили, что воровать можно только в исключительных случаях, таких как: нехватка денег. 69% отметили, что никогда не воровали, и всего лишь 6% отметили, что когда брали чужое чувствовали при этом удовольствие и острые ощущения.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что склонность к клептомании у учащихся находится на низком уровне. Дети, которые воспитываются в неблагополучной семье более склоны к воровству, так как в семье нет хорошего достатка (потому что пьющие люди обычно не работают), между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы. Эти дети лишены многого, а соблазнов вокруг очень много, хочется иметь тоже, что и у сверстников. Поэтому многие дети идут на воровство из-за желания иметь эту вещь. Кроме этого, здесь играет роль следующий фактор: в подростковом возрасте работает синдром стаи. В период полового созревания особо остро возникает желание быть как все и иметь те же вещи, что и у остальных, что становится причиной воровства.
При разрешении острых социальных вопросов особую роль играет профессиональная компетентность специалистов, задействованных в процессе. [6] При решении проблемы детского воровства и клептомании особо важную роль играет профессиональный потенциал педагогов, задействованных в разрешении вопроса. [7]По нашему мнению, перед социальным педагогом школы МБОУ СОШ №1 стоят следующие задачи: социальная защита прав детей, создание условий для развития ребенка, наладить отношения между семьей и школой, помочь ребенку раскрыться, найти себя и своё увлечение в жизни. Социальный педагог активно сотрудничает с педагогическим, административным персоналом школы, а также с родителями и учащимися по организации учебно-воспитательного процесса.
С целью профилактики и предупреждения клептомании в раннем возрасте, родителям можно предложить следующие рекомендации:
- учитывать суммы наличных денег: зачастую родители не обращают внимания на мелкие пропажи денег;
- уделять внимание «карманным» расходам своих детей: следить, не появляются ли у детей вещи, которые они не могли приобрести за свой счет;
- объяснять ребенку, как нужно зарабатывать деньги;
- уделять больше времени ребенку, не терять его доверия;
- внимательно относиться к рассуждениям ребенка, стремиться к пониманию и привитию навыков рефлексии его действий;
- создать доброжелательную домашнюю атмосферу, в которой протекает процесс социализации личности ребенка.
Придерживаясь данных рекомендаций, родители смогут осуществить профилактику различных форм девиантного поведения (в том числе и риск развития клептомании), получая удовольствие от общения со своим ребенком. Если же ребенок проявляет склонность к кражам, необходимо в первую очередь выяснить причину такого поведения, а не наказывать его, создавая тем самым условия для отчуждения.
Библиографический список
- Леонова О.В. Патологическое воровство – клептомания// Российский психиатрический журнал, 2004. – №5. – С. 61-65.
- Шевченко Ю.С. Этологический подход к пониманию и терапии клептоманического поведения детей и подростков/ Актуальные вопросы детской психиатрии: Материалы межрегиональной конференции, Киров, 2008. – С. 76-80.
- Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. – С.4.
- Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестник Томского государственного университета. 2013. –№ 373. – С. 60–65.
- Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования//Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №2. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
- Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №6. – С.23.
- Катербарг Т.О. Профессиональный потенциал педагогов как педагогическая категория и функциональный компонент образовательного пространства школы // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – №4. – С.22.