ДЕТСКАЯ КЛЕПТОМАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Калёнова Антонина Викторовна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье актуализируется проблема детской клептомании в современном обществе, раскрываются особенности проявления клептомании, основные факторы и симптомы клептомании, приводятся результаты конкретно-социологического исследования, обращается внимание специалистов социальной сферы к предупреждению подобных отклонений.

Ключевые слова: воровство, Клептомания, неосознанное стремление, психологические признаки, разрушающая форма поведения, симптомы клептомании, удовольствие, факторы


CHILDREN KLEPTOMANIA: SOCIAL SOURCES, SOLUTIONS

Kalenova Antonina Viktorovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
Article actualize the problem of children's kleptomania in modern society, the peculiarities of the manifestation of kleptomania, main factors and symptoms of kleptomania, the results of the concrete sociological research, draws the attention of the specialists of the social sphere to prevent such deviations.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Калёнова А.В. Детская клептомания: социальные истоки, пути решения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3609 (дата обращения: 21.02.2024).

Одной из малоизученных проблем современной науки является клептомания. Клептомания (от греч. klepto – краду, похищаю и mania – безумие) рассматривается многими авторами как одна из форм аддиктивного (зависимого), девиантного поведения. При этом указывается на существование некой «предрасположенности к воровству», связанной с наличием психопатии или психопатоподобного состояния.

Некоторые вопросы, относящиеся к этой проблеме, исследовались в рамках психиатрии такими авторами, как О.В.Леонова, Ю.С.Шевченко.

Отечественные авторы В.Я. Гиндикин и М.И. Буянов, рассматривают клептоманию как редкую форму нарушения влечений [1]. Другие исследователи (Б. Мещеряков, В.И. Зинченко, В.М. Блейхер, И.В. Крук) отмечают, что клептомания – патологическое воровство. Клептомания означает страсть к воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения [2]. Её считают формой расстройства психического здоровья, которая возникает преимущественно в подростковом возрасте, реже – в раннем и пожилом. Факторами развития клептомании может выступать:

- семейное неблагополучие (способствовать клептомании могут семейные ссоры, недостаток внимания родителей к своему ребенку);

- травмы головного мозга и оперативное вмешательство;

- стрессы (проблемы в общении со сверстниками, смерть близкого человека и т.д.);

- наследственная предрасположенность.

Многие клептоманы не могут сознаться в своих поступках, находят разнообразные оправдания своим действиям. Однако определить страдает ли человек клептоманией, отделив её от простой бытовой кражи, можно по следующим психологическим признакам индивида:

- чувство возбужденности при виде цели (желанного предмета, вещи);

- сильное желание украсть вещь, которая не нужна;

- ощущение эйфории и фрустрации после кражи;

- низкая самооценка и чувство вины после совершения кражи.

Перечисленные факторы и симптомы являются риском для появления детской и подростковой клептомании.Важным является выявление и предупреждение клептомании в раннем возрасте, так как под видом воровства может скрываться другая проблема, когда дети воруют, чтобы привлечь к себе внимание родителей.

Для подтверждения теоретических положений или получения фактов, неизвестных науке в настоящее время, социологи применяют обширный инструментарий, в связи с чем, эмпирический уровень является «важнейшей частью социологического знания». [3]Автором было проведено эмпирическое исследование: объектом стали подростки как социальная группа. Для проверки гипотез применялся метод анкетирования, целью которого было выявление отношений к воровству среди школьников, а также выявление взаимоотношения в семьях учащихся школы  МБОУ СОШ № 1 города Мурома Владимирской области. В анкетировании приняли учащиеся 5, 7, 9 классов, всего 150 человек. Деликатные темы исследования требуют от социологов особых психологических навыков как при построении инструментария, так и при работе с респондентами. [4, с. 64] В связи с этим, автор особо тщательно выстраивал анкету, предлагаемую школьникам, в силу возраста имеющим стремление скрыть информацию, предполагающую неодобрение со стороны взрослых.

Как показали результаты исследования, учащиеся МБОУ СОШ №1 растут и развиваются в полных семьях – 73%, но на данный момент количество неполных семей возрастает. 10,8 % учащихся в школе воспитываются в многодетных семьях. Увеличение количества неполных и опекаемых семей затрудняет педагогический процесс, к примеру, возникает проблема одиночества ребенка, уменьшается  контроль над успеваемостью учащихся и все это негативно влияет на поведение  отдельных учащихся.

Проведенный анализ показывает, что только 35% учащихся доверяют своим родителям. Проблема взаимоотношений родителей и подростков может быть вызвана тем фактом, что ребенок не ощущает заинтересованности родителей в тех вопросах, которые действительно важны для него. С другой стороны, подростков не интересует общение об учебе и оценках в школе. Нехватка внимания со стороны родителей к детям может быть вызвана и другими факторами, так как в неполных семьях чаще встречается отсутствие внимания и надзора к ребенку, по сравнению с полными семьями.

Результаты показали, что 9,4% школьников отметили наличие конфликтов у них в семье, у 12,96% опрошенных конфликты случаются часто, а у 3,7% – зачастую с применением оскорблений и физического насилия. В социологии не раз указывалось на то, что социальное окружение несет огромный социализирующий (десоциализирующий) потенциал. [5]Очень часто родители неосознанно втягивают ребенка в конфликты, которые происходят между ними и пытаются привлечь его на свою сторону и заручится поддержкой. При этом подростки, очень хорошо понимающие и чувствующие на интуитивном уровне желаемую со стороны родителей форму поведения, с самого раннего детства уже умеют изворачиваться и маневрировать между ними, подстраиваясь под каждого из родителей. В конечном итоге не осуществляется полное формирование личности ребенка, вместо целостности  приобретаются  и усваиваются умения неискренности, приспособленчества, лживости.

На формирование моральных устоев ребенка оказывает большое влияние семья, так как она является первой социальной средой для него. Именно в семье создаются условия для приобретения основных правил, норм поведения потому что, ребенок копирует взрослых, у него формируется стереотип поведения и отношения к окружающему миру. Если семья неблагополучная то это непременно скажется на ребенке, который в ней живет. В большинстве случаев подростки, которые употребляют алкогольные напитки, живут в неблагополучных семьях.

В неблагополучных семьях, где употребляют алкоголь, наркотики чаще наблюдаются конфликтные ситуации и трудные взаимоотношения между членами семьи. Возникает тяжелая психологическая напряженность, которая иногда приводит к семейным драмам или к тому, что родителей лишают отцовства. В таких семьях, возможно, что родители не видят беды в том что дети употребляют алкоголь. Результаты эмпирического исследования показали, что разрешают употреблять алкоголь в семейном кругу 29% родителей и 71% запрещают. Проведенный опрос в 9 классе показал, что  первый раз попробовали спиртные напитки в 10 лет – 2 человека, в 13 лет – 14 человек, 14 лет – 4 человека. Причем некоторые ответили, что употребили алкогольные напитки из любопытства, большинство -  что хочется быть взрослыми, остальные хотели быть как все.

На вопрос часто ли употребляют спиртные напитки ваши родители, учащиеся ответили: 45% – иногда, 30% – нет, 25% – да. Можно предположить, что родители допускают распитие спиртных напитков в праздники.

Большое влияние на ребенка оказывает характер употребления алкоголя в семье. То, что ребенок видит в семье, изначально для него становится эталоном и объектом подражания. Частое употребление алкоголя родителями негативно сказывается на условиях воспитания ребенка. Сейчас многие родители озабоченны только тем, как обеспечить свою семью, в связи с чем не обращают внимания на своих детей. Отсюда вытекает безнадзорность детей, очень часто один из родителей работает далеко от дома, то есть, полной семьи нет, очень часто детей оставляют с бабушками, а сами уезжают на заработки. Свобода в действиях детей приводит к негативным последствиям. Выделяются следующие негативные факторы: плохая материальная база, конфликты в семье, дети без нужного надзора,  разрушение семьи и семейных устоев. Кроме этого есть еще наследственный фактор, частое употребление алкоголя родителями способствуют развитию злоупотребления алкоголем несовершеннолетними.

Большинство учащихся на вопрос, как вы относитесь к воровству ответили, что нельзя воровать, так как это противоречит Уголовному кодексу РФ – 58%. 34% ответили, что воровать можно только в исключительных случаях, таких как: нехватка денег. 69% отметили, что никогда не воровали, и всего лишь 6% отметили, что когда брали чужое чувствовали при этом удовольствие и острые ощущения.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что склонность к клептомании у учащихся находится на низком уровне. Дети, которые воспитываются в неблагополучной семье более склоны к воровству, так как в семье нет хорошего достатка (потому что пьющие люди обычно не работают), между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы. Эти дети лишены многого, а соблазнов вокруг очень много, хочется иметь тоже, что и у сверстников. Поэтому многие дети идут на воровство из-за желания иметь эту вещь. Кроме этого, здесь играет роль следующий фактор: в подростковом возрасте работает синдром стаи. В период полового созревания особо остро возникает желание быть как все и иметь те же вещи, что и у остальных, что становится причиной воровства. 

При разрешении острых социальных вопросов особую роль играет профессиональная компетентность специалистов, задействованных в процессе. [6]   При решении проблемы детского воровства и клептомании особо важную роль играет профессиональный потенциал педагогов, задействованных в разрешении вопроса. [7]По нашему мнению, перед социальным педагогом школы МБОУ СОШ №1 стоят следующие задачи: социальная  защита прав детей, создание условий  для развития ребенка, наладить отношения между семьей и школой, помочь ребенку раскрыться, найти себя и своё увлечение в жизни. Социальный педагог активно сотрудничает с педагогическим, административным персоналом школы, а также с родителями и  учащимися по организации учебно-воспитательного процесса.

С целью профилактики и  предупреждения клептомании в раннем возрасте, родителям можно предложить следующие рекомендации:

- учитывать суммы наличных денег: зачастую родители не обращают внимания на мелкие пропажи денег;

- уделять внимание «карманным» расходам своих детей: следить, не появляются ли у детей вещи, которые они не могли приобрести за свой счет;

- объяснять ребенку, как нужно зарабатывать деньги;

- уделять больше времени ребенку, не терять его доверия;

- внимательно относиться к рассуждениям ребенка, стремиться к пониманию и привитию навыков рефлексии его действий;

- создать доброжелательную домашнюю атмосферу, в которой протекает процесс социализации личности ребенка.

Придерживаясь данных рекомендаций, родители смогут осуществить профилактику различных форм девиантного поведения (в том числе и риск развития клептомании), получая удовольствие от общения со своим ребенком. Если же ребенок проявляет склонность к кражам, необходимо в первую очередь выяснить причину такого поведения, а не наказывать его, создавая тем самым условия для отчуждения.


Библиографический список
  1. Леонова О.В. Патологическое воровство – клептомания// Российский психиатрический журнал, 2004. – №5. – С. 61-65.
  2. Шевченко Ю.С. Этологический подход к пониманию и терапии клептоманического поведения детей и подростков/ Актуальные вопросы детской психиатрии: Материалы межрегиональной конференции, Киров, 2008. – С. 76-80.
  3. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. – С.4.
  4. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестник Томского государственного университета. 2013. –№ 373. – С. 60–65.
  5. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования//Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №2. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
  6. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №6. – С.23.
  7. Катербарг Т.О. Профессиональный потенциал педагогов как педагогическая категория и функциональный компонент образовательного пространства школы // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – №4. – С.22.


Все статьи автора «TKal»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: