Состояние образования и науки в России сейчас можно назвать переходным. Это связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к декларации – Болонское соглашение, которая была принята в 1999 году. Наша страна обязалась до 2010 года реформировать национальную систему образования.
Болонская система внесла ряд изменений в сфере образования:
- Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года).
- Академическая мобильность, т.е. возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний.
- Оценка знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый курс студент получает зачетные единицы, которые выражают количество прослушанных часов.
- Европейское приложение к диплому. Это приложение включает в себя 8 разделов, которые содержащих информацию обо всем учебном процессе студента. Оценки ставятся латинскими буквами: А, В, С…F. Где A это отлично, а F – неудовлетворительно.
- Подразумевается непрерывная учеба во время всего, что не дает студентам расслабиться на протяжении целого учебного года.
Необходимо выделить плюсы и минусы Болонской системы, к плюсам отнесем:
+Бакалавры будут рассматриваться, как основная масса работников, а магистры, как интеллектуальная элита. Магистры будут осваивать узкий профиль знаний и конкретные профессии, а бакалавры широкую область профессиональных знаний.
+ Болонская система позволяет комбинировать знания, т.е. бакалавром можно стать по одной специальности, а в магистратуру поступить на другую специальность. Поэтому появляются юристы-экономисты, математики-химики и т.д. Это значительно экономит время обучения и финансовые затраты. Отпадает необходимость получать второе высшее образование.
+ Двухступенчатая система образования очень хорошо подходит в наше время, так как знания сейчас очень быстро устаревают, и эта система дает возможность пожизненного образования, выпускники могут получать дополнительное образование.
В качестве минусов можно выделить следующее:
- Существуют предположение, что вузы, которые не вошли в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. Взаимодействие с кафедрой и научное руководство будет доступно только магистрам. И идет опасение, что очень мало выпускников-бакалавров смогут поступить в магистратуру на бюджет. Это может повлиять на уровень образование российских выпускников не в лучшую сторону.
- Некорректна также новая система оценивания знаний. Во многом она необъективна, преподаватели пока ещё не могут к ней привыкнуть и понять, поэтому у каждого система оценивания разная.
Да, Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса, но хочется верить, что от Болоньи она возьмет только самое лучшее и прогрессивное.
Проблема освоения новой системы наложилась на проблему трансляции современного знания, актуализированная низкой степенью адаптивности к запросам общества и государства.
-Во-первых, усилилось информационное воздействие на человека со стороны СМИ и новых информационных технологий. Информация, таким образом, стала важнейшим ресурсом государства.
-Во-вторых, Интернет значительно упрощает поиск, сбор информации, он открывает новые возможности научно-познавательной деятельности. Иными словами, сеть Интернет стала глобальным и информационным ресурсом. Преподавателям необходимо научить студентов выбирать достоверную и актуальную информацию.
Когда Интернет вошел в нашу жизнь, человечество изначально даже не представляло его возможностей. В настоящее время во «всемирной паутине» обитают люди разных возрастов, интересов и профессий. Каждый ищет там своё.
Но информационные технологии принесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и новые проблемы, о которых сегодня много говорят:
1-плагиат. Студенты всё меньше прикладывают свои усилия к самостоятельной работе, они скачивают готовые рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы из интернета.
2-Интернет-зависимость. Люди бесцельно проводят время в Интернете, а отсутствие возможности выхода в сеть приводит к депрессии и плохому настроению.
3-снижение мотивации при дистанционном обучении. При дистанционном обучении студенты бросают учебу значительно чаще, чем при традиционной форме обучения.
4-проблема качества информации. В Интернете мы получаем быструю и легкодоступную информацию. Но качественна ли она? Создатели сайтов из-за конкуренции могут быть заинтересованы в сокрытии информации или предоставлении ложной информации.
-В – третьих, связана с быстрым старением информации, то, что было актуально 5 или 10 лет назад, сегодня уже является устаревшим.
В связи с выявленными условиями развития образования пореформенного состояния и всеохватывающей информатизации, как выход видится компетентностный подход к профессиональному образованию, поговорим о условиях его реализации. Компетентностный подход велючает в себя такие цели-векторы, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
Главная роль в процессе обучения принадлежит обучающемуся, поэтому особое внимание необходимо уделять развитию познавательных потребностей студентов. При этом необходимо реально оценивать знания , навыки и умения студентов. Взрослые студенты осознанно стремятся к самореализации, самоуправлению и самостоятельности, поэтому нужно основное внимание уделять самостоятельной работе в аудиторное и внеаудиторное время.
Исходя из этого, основным является осознанность и осмысление обучения, а также предоставление учащемуся свободы выбора методов, форм, средств, сроков, время и места обучения. Свобода выбора способствует повышению ответственности у студентов за сделанный выбор и его результаты.
Студент, как правило, приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, нужно учитывать все положительные моменты и стараться устранить негативные. Задачей педагога является помощь учащимся в выявлении личного опыта, его анализе и совершенствовании, для чего целесообразно использовать такие формы занятий, как «профессиональный бой», дискуссия, решение конкретных профессиональных задач, деловые и ролевые игры, а также иллюстрировать на примерах из жизненного опыта теоретические знания. Это способствует восприятию студентами данного материала, как личностно значимого, таким образом, положительно влияя на развитие целеполагания и мотивационной сферы личности.
В заключении в связи с вышеперечисленным следует сказать, что многим преподавателям нужно усовершенствовать свою педагогическую деятельность и провести её анализ. В качестве основных направлений на данном пути можно предложить:
- использование современных мультимедийных средств обучения, которые позволяют наглядно демонстрировать аспекты изучаемых дисциплин;
- отслеживать наиболее актуальную информацию для лекционных материалов и практических занятий;
- способствовать развитию интеллектуальных качеств студента, отказаться от существующих шаблонов в мыслительной деятельности;
- предоставлять больше возможности студентам для самостоятельной работы, для развития их креативности.;
Это можно обозначить как основные пожелания, которые мы сформулировали после проработки заданной тематики.