МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Пахомова Ольга Александровна
Юго-западный государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема методов и механизмов личностного развития в университетском пространстве. Особое внимание уделено состоянию науки и образования в России, болонскому процессу и компетентностному подходу к профессиональному образованию. Данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Статья подготовлена в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ЮЗГУ на 2012-2013 годы (мероприятие 2 «Популяризация образа успешного российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи» пп. 2.6 «Организация и проведение интернет-конференции с ведущими учеными РАН «Интерактивный диалог поколений в университетском образовательном пространстве»).

Ключевые слова: болонский процесс, компетентностный подход, компетентность, трансляция современного знания


METHODS AND MECHANISMS OF PERSONAL DEVELOPMENT IN THE UNIVERSITY AREA

Pachomova Olga Aleksandrovna
Southwestern State University

Abstract
This article deals with the problem of methods and mechanisms of personality development in the university area. Particular attention is paid to the state of science and education in Russia, the Bologna process and the competence-based approach to professional education. This issue is relevant for today.
This article was prepared as part of the development program of student associations SWSU, 2012-2013 (Activity 2 "Promoting the image of a successful Russian scientist and the rise of scientific information exchange Youth" paragraphs. 2.6 "Organization of the Internet conference with the leading scientists of Russian Academy of Sciences' Interactive dialogue of generations in university education space ")

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Пахомова О.А. Методы и механизмы личностного развития в университетском пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3542 (дата обращения: 28.02.2024).

Состояние образования и науки в России сейчас можно назвать переходным. Это связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к декларации – Болонское соглашение, которая была принята в 1999 году. Наша страна обязалась до 2010 года реформировать национальную систему образования.

Болонская система внесла ряд изменений в сфере образования:

  • Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года).
  • Академическая мобильность, т.е. возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний.
  • Оценка знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый  курс студент получает зачетные единицы, которые выражают количество прослушанных часов.
  • Европейское приложение к диплому. Это приложение включает в себя  8 разделов, которые содержащих информацию  обо всем учебном процессе студента. Оценки ставятся латинскими буквами: А, В, С…F. Где A это отлично, а F – неудовлетворительно.
  • Подразумевается непрерывная учеба во время всего, что не дает студентам расслабиться на протяжении целого учебного года.

Необходимо выделить плюсы и минусы Болонской системы, к плюсам отнесем:
+Бакалавры будут рассматриваться, как основная масса работников, а магистры, как интеллектуальная элита. Магистры будут осваивать узкий профиль знаний и конкретные профессии, а бакалавры широкую область профессиональных знаний.

+  Болонская система позволяет комбинировать знания, т.е. бакалавром можно стать по одной специальности, а в магистратуру поступить на другую специальность. Поэтому появляются юристы-экономисты, математики-химики и т.д. Это значительно экономит время обучения и финансовые затраты. Отпадает необходимость получать второе высшее образование. 
+ Двухступенчатая система образования очень хорошо подходит в наше время, так как знания сейчас очень быстро устаревают, и эта система дает возможность пожизненного образования, выпускники могут получать дополнительное образование.
         В качестве минусов можно выделить следующее:
- Существуют предположение, что вузы, которые не вошли  в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. Взаимодействие с кафедрой  и научное руководство будет доступно только магистрам. И идет опасение, что очень мало выпускников-бакалавров смогут поступить в магистратуру на бюджет. Это может повлиять на уровень образование российских выпускников не в лучшую сторону.
-  Некорректна также новая система оценивания знаний. Во многом она необъективна, преподаватели пока ещё не могут к ней привыкнуть и понять,  поэтому у каждого система оценивания разная.

          Да, Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса, но хочется верить, что от Болоньи она возьмет только самое лучшее и прогрессивное.

         Проблема освоения новой системы наложилась на проблему  трансляции современного знания, актуализированная низкой степенью адаптивности к запросам общества и государства.

-Во-первых, усилилось информационное воздействие на человека со стороны СМИ и новых информационных технологий. Информация, таким образом, стала важнейшим ресурсом государства.  

-Во-вторых, Интернет значительно упрощает поиск, сбор информации, он открывает новые возможности научно-познавательной деятельности. Иными словами, сеть Интернет стала глобальным и информационным ресурсом.  Преподавателям необходимо научить студентов выбирать достоверную и актуальную информацию.

          Когда Интернет вошел в нашу жизнь, человечество изначально даже не представляло его возможностей. В настоящее время во «всемирной паутине» обитают люди разных возрастов, интересов и профессий. Каждый ищет там своё. 

         Но информационные технологии принесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и новые проблемы, о которых сегодня много говорят:

1-плагиат. Студенты всё меньше прикладывают свои усилия к самостоятельной  работе, они скачивают готовые рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы из интернета.

2-Интернет-зависимость. Люди бесцельно проводят время в Интернете, а отсутствие возможности выхода в сеть приводит к депрессии и плохому настроению.

3-снижение мотивации при дистанционном обучении. При дистанционном обучении студенты бросают учебу значительно чаще, чем при традиционной форме обучения.

4-проблема качества информации. В Интернете мы получаем быструю и легкодоступную информацию. Но качественна ли она? Создатели сайтов из-за конкуренции могут быть заинтересованы в сокрытии информации или предоставлении ложной информации.    

-В – третьих, связана с быстрым старением информации, то, что было актуально 5 или 10 лет назад, сегодня уже является устаревшим.

       В связи с выявленными условиями развития образования пореформенного состояния и всеохватывающей информатизации, как выход видится компетентностный подход к профессиональному образованию, поговорим о условиях его реализации. Компетентностный подход велючает в себя такие цели-векторы, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

       Главная  роль в процессе обучения принадлежит обучающемуся, поэтому особое внимание необходимо уделять развитию познавательных потребностей студентов. При этом необходимо реально оценивать знания , навыки и умения студентов. Взрослые студенты  осознанно стремятся к самореализации, самоуправлению и самостоятельности, поэтому нужно основное внимание уделять самостоятельной работе в аудиторное и внеаудиторное время.

        Исходя из этого, основным является осознанность и осмысление обучения, а также предоставление учащемуся свободы выбора методов, форм, средств, сроков, время и места обучения. Свобода выбора способствует повышению ответственности у студентов за сделанный выбор и его результаты.  

          Студент, как правило, приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, нужно учитывать все положительные моменты и стараться устранить негативные. Задачей педагога является помощь учащимся в выявлении личного опыта, его анализе и совершенствовании, для чего целесообразно использовать такие формы занятий, как «профессиональный бой», дискуссия, решение конкретных профессиональных задач, деловые и ролевые игры, а также иллюстрировать на примерах из жизненного опыта теоретические знания. Это способствует восприятию студентами данного материала, как личностно значимого, таким образом, положительно влияя на развитие целеполагания и мотивационной сферы личности.  

         В заключении в связи с вышеперечисленным следует сказать, что многим преподавателям нужно усовершенствовать свою педагогическую деятельность и провести её анализ.  В качестве основных направлений на данном пути можно предложить:

- использование современных мультимедийных средств обучения, которые позволяют наглядно демонстрировать аспекты изучаемых дисциплин;

- отслеживать наиболее актуальную информацию для лекционных материалов и практических занятий;

- способствовать развитию интеллектуальных качеств студента, отказаться от существующих шаблонов в мыслительной деятельности;

- предоставлять больше возможности студентам  для самостоятельной работы, для развития их креативности.;

Это можно обозначить как основные пожелания, которые мы сформулировали после проработки заданной тематики.



Все статьи автора «volna-sha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: