Педагогическая мысль среднего профессионального образования как в России, так и в мире огромное внимание уделяет профессиональной компетентности обучающихся.
Во многих программах образовательных систем в качестве основных целей обучения заложено интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического и творческого мышления.
В новых российских социально-экономических условиях основными ценностями для человека являются знания и квалификация, умение самостоятельно приобретать знания, принимать взвешенные решения. Становление и развитие нового производства нуждается в новых специалистах. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, не традиционные решения.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, самодеятельности, ответственности.
В основе любой профессии лежат профессиональные компетенции. Методическая научная мысль в России сейчас много и глубоко исследует работу образовательных учреждений в этом направлении. За последние годы появилось немало публикаций, посвященных учебно-воспитательному и производственному процессу различных учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
Исследование, выполненное в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды в рамках экспериментальной площадки Российской академии образования на тему «Подготовка рабочих и специалистов по интегрированным программам профессионального образования, реализующие систему непрерывного профессионального образования НПО-СПО-ВПО», позволяет говорить об эффективности работы в направлении профессиональной компетентности обучающихся.
Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды ведет свою историю с июля 1974 года, когда было открыто техническое училище № 23. В октябре 1992 года образовательное учреждение стало первым в области профессиональным лицеем, расширив число и повысив качество подготавливаемых профессий и специальностей.
Благодаря неиссякаемому творческому потенциалу педагогического коллектива над созданием имиджа лицея как образовательного учреждения, готовящего настоящих профессионалов для индустрии моды, в 2000 году лицей получил имя Профессиональный лицей № 1 МОДЫ (с 1998 года была организована работа над коллекциями модной одежды, которые успешно выставлялись и отмечались дипломами и благодарственными письмами на престижнейших конкурсах и фестивалях моды).
В 2005 году лицей стал опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования, а уже в 2006г. – реорганизован в техникум, а в 2009 – колледж.
На протяжении всех лет существования образовательное учреждение развивалось, искало пути совершенствования педагогического процесса, повышения качества подготовки выпускников и квалификации педагогов. За годы своего существования колледж прочно утвердился в числе лучших учебных заведений Смоленской области, готовящего конструкторов-модельеров.
В условиях рыночной экономики и свободной конкуренции важным фактором поддержания работоспособности предприятий легкой промышленности и возможностей их развития, становления модной индустрии в России является подготовка специалистов, соответствующих требованиям рынка. Сегодня широкое развитие получил и малый бизнес, где тоже острый дефицит хороших специалистов. Небольшие частные фирмы, чтобы быть конкурентоспособными, не в состоянии содержать большой штат специалистов. Модельер должен владеть смежными специальностями, способными помочь не только реализовывать свои знания в любых социальных и производственно-экономических условиях, но и действовать оперативно, творчески, проявляя инициативу, правильно организовывая свой труд, а также постоянно повышая свой профессиональный уровень и применяя на практике новейшие, современные технологии. Современный модельер должен обладать художественным видением, тонкостью восприятия и умением поставить свое дело.
Специалист по производству одежды, вне всякого сомнения, должен быть компетентным в вопросах эффективного использования современных методов и средств при изготовлении швейных изделий, так как быстрая сменяемость современной моды, высокая конкуренция предлагаемых товаров, объективные рыночные условия современного производства и сбыта продукции, в том числе и одежды, все в большей мере требует от специалиста умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях рынка, а также умения вовремя и достаточно точно прогнозировать спрос и качество продукции.
При изучении тем и разделов курса «Конструирование и моделирование одежды» применяется последовательный метод обучения, позволяющий более рационально использовать время студентов. Суть в том, что все вопросы, изучаемые данной дисциплиной, условно поделены на вопросы для самостоятельного изучения материала дома, изучения на лабораторно-практических занятиях и лекциях. Преподаватели колледжа разработали систему учебных пособий, ориентированных на развитие навыков самостоятельного творческого мышления и решения конкретных проблемных задач в сфере производства одежды.
При разработке практико–ориентированных учебных пособий преподаватели тесно сотрудничали с работодателями, были учтены все требования, потому что формировать профессиональные компетенции невозможно в отрыве от реальных условий, в которых будущие специалисты будут осуществлять свою профессиональную деятельность. В условиях производства даже самые подготовленные специалисты могут столкнуться с вопросами связанными с выполнением их профессиональных функций.
В рамках этой системы были разработаны следующие практико-ориентированные учебные пособия: «Методические рекомендации по оформлению, проведению и выполнению лабораторно-практических работ», в которых изложены последовательность выполнения работы, обеспечение – оборудование, инструменты, материалы, приспособления и т.д., а также основные сведения для выполнения (перечень вопросов, список литературы и т.д.); «Рабочая тетрадь»; «Дефекты одежды и способы их устранения», «Градация лекал»; «Построение различных конструкций женской, мужской и детской одежды»; «Конструирование 2011»; «Конструирование 2012».
На третьем курсе студенты приступают к творческой работе по выполнению курсовых проектов. Курсовой проект – работа, выполняемая студентами самостоятельно с целью закрепления и углубления знаний, полученных при изучении спецдисциплин. Для выполнения курсового проекта разработаны методические рекомендации в соответствии с рабочей программой, которые предусматривают самостоятельную работу студентов по разработке ПКД на изготовление швейного изделия, включающее разработку проекта новой модели одежды и изготовление первичного образца.
Завершающим этапом обучения студентов является дипломное проектирование – важнейшая часть итоговой государственной аттестации специалиста. Предлагаемые студентам для самостоятельной проработки темы дипломного проекта являются комплексными и предполагают детальную разработку многих взаимосвязанных вопросов: художественных, конструкторских, материаловедческих, технологических, экономических.
Внедрение учебных пособий приучает студентов к самостоятельной активности, влияет на творческое развитие личности, студенты могут сами извлекать знания. Руководители дипломных проектов ограничиваются только рекомендацией темы, указанием базовых источников и графиком консультаций. Студент, благодаря разработанной системе, составляет собственный график работы, где учитывает все элементы работы
Пособия предназначены для студентов профессии 262019.03 Портной, специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, а также может быть использовано преподавателями специальных дисциплин и производственного обучения.
Все материалы пособия - совместный труд преподавателей и студентов, оказывающий огромную помощь выпускникам при выполнении дипломных проектов.
Таким образом, внедрение практико-ориентированных учебных пособий решает задачи пробуждения у студентов постоянной тяги к знаниям, развитие их готовности к учебно-исследовательской работе, создают условия для развития компетентных и конкурентоспособных специалистов.