В современном мире наблюдается активный рост предложений в сфере туризма, особенно этот процесс заметен в сфере культурного туризма. Среди основных причин этого явления можно выделить, прежде всего, переход к постиндустриальному, информационному обществу, который привел к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия. Особую роль в современном мире приобретают факторы коммуникабельности, толерантности и осведомленности о культурных событиях во всем мире [1]. Немаловажное значение имеют и процессы интернационализации и глобализации, следствием которых стали, с одной стороны, изобилие однотипных товаров и услуг, а, с другой стороны, увеличение конкуренции на туристическом рынке.
Следует также отметить, что, упрочнению связей в сфере культурного туризма поспособствовал и научно-технический прогресс конца XX века, поскольку с появлением компьютеров и развитием компьютерных технологий, был существенно упрощен процесс сбора, обработки, применения и передачи информации между различными странами [2, с. 68]. В целом использование компьютерных технологий позволяет приобретать туристические услуги заранее и вдали от места потребления. Следовательно, туристический рынок невозможен без современных средств коммуникации.
Необходимо отметить, что в настоящее время развитие культурного туризма напрямую зависит и от ряда других факторов. Во-первых, важным условием развития массового культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия в определенном регионе или местности, среди которых можно выделить следующие: памятники археологии (ландшафтной, культовой, гражданской); исторические города и сельские поселения; музеи, театры, выставочные залы; социо-культурную инфраструктуру; объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; технические комплексы и сооружения [3].
Вторым важным фактором является уникальность этих объектов культурного наследия. Неповторимость историко-культурного наследия региона следует рассматривать как совокупность ценностей материального и нематериального достояния, в частности произведений художников, архитекторов, музыкантов, писателей, скульпторов, трудов ученых и фольклора, народных промыслов, фестивалей, религиозных обрядов, традиций в области образования и так далее [4]. Важно отметить, что национальным потенциалом обладает и социокультурная среда, включающая в себя обычаи, традиции, характерные черты хозяйственной и бытовой деятельности.
В-третьих, развитие культурного туризма зависит от наличия материально-технической базы региона. Четвертым условием принято считать экономическую развитость местности в целом, в том числе и ее туристских возможностей. В-пятых, важную роль играет эффективная работа информационных каналов, распределяющих сведения о туристских возможностях региона.
Заканчивая перечисление факторов, подчеркивающих взаимосвязь культурного туризма и историко-культурного наследия региона, отметим, что разумная творческая организация последнего позволяет не только сформировать стабильное толерантное отношение к нему, но и сохранить на длительное время мотивацию туристов [5].
Примером необходимости применения творческих способностей в сфере сохранения национального наследия может служить процедура оценивания культурных комплексов, поскольку представление об их культурной ценности различается у туристов и специалистов. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести, например, их разделение согласно важности для мировой и отечественной культуры; определение необходимого времени для осмотра достопримечательностей; сравнение историко-культурного потенциала различных территорий по степени их перспективности [6]. В конечном счете, ценность объектов культурного наследия во многом зависит от их доступности, удобства экскурсионных маршрутов, уровня образования самих туристов и многих других факторов.
В данном контексте большую актуальность приобретает создание, развитие и поддержание положительной репутации определенного региона на туристском рынке через развитие культурного туризма и привлечение внимания к его национальному историко-культурному наследию.
Следовательно, создание благоприятного имиджа региона позволяет решать целый ряд проблем, в частности стимулирует экономическое развитие региона, обеспечивает привлечение большого числа туристов, стимулирует внимание общественности к историко-культурному наследию предков, активизирует деятельность по его сохранению, обеспечивает преемственность поколений, с одной стороны, и обмен культурными традициями с другими народами, с другой. Кроме того, культурный туризм предполагает широкое использование потенциала культурного наследия в качестве основы для утверждения в обществе идеалов толерантности, уважения к другим культурам, солидарности человечества в целом, принятия многообразия культур всего мира.
Эффективное использование потенциала культурного наследия в сфере культурного туризма является одним из доминантных направлений деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО (UNESCO), ИКОМОС (IСОМОS) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO). Данные организации разрабатывают и воплощают в жизнь ряд межрегиональных и межкультурных проектов таких, как, например, «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», направленных на создание культурно-исторических маршрутов, в том числе и в России.
Другим направлением их международной деятельности является разработка методов охраны памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест регионов. Поскольку культурный туризм рассматривается данными организациями, как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [7], то в данной связи потенциал культурного наследия находит свое воплощение в самой идее о необходимости его сохранения и развития.
Итак, взаимосвязь историко-культурного наследия и культурного туризма является неотъемлемым условием реализации потенциала первого и развития второго. Данное убеждение находит свое отражение в ряде нормативно-правовых актов, в том числе и в Хартии туризма, одобренной резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года [8]. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство со всеми сторонами общечеловеческой культуры. В данном документе, подчеркивается роль национальной составляющей потенциала историко-культурного наследия, которая, в свою очередь, заложена в религиозных, художественных, археологических, культурных ценностях, обычаях и традициях местного населения, в его традиционной деятельности, верованиях и убеждениях.
Принцип взаимосвязи и взаимозависимости национального потенциала историко-культурного наследия и культурно-познавательного туризма обозначен и в Глобальном этическом кодексе туризма, который представляет собой международный нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность международных организаций по охране и сохранению культурно-исторических мест.
Рассматривая культурный туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5) [9], данный кодекс подчеркивает его социальную, экономическую, культурную значимость.
Согласно данному документу, культурный туризм, с одной стороны, использует историко-культурное наследие в процессе реализации права, провозглашенного кодексом, на свободу туристских путешествий как «возможности напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7). Однако, с другой стороны, культурный туризм вносит существенный вклад в обогащение потенциала культурного наследия. Так в статье 4 подчеркивается необходимость бережного отношения к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений» [10]. Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционной национальной культуры.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что основную ценность культурного туризма, как процесса знакомства с культурой и историей страны и как вида, учитывающего культуры других народов [11], представляют именно национальные черты и особенности объектов культурного наследия конкретного региона. Иными словами, культурно-познавательный туризм объединены одной целью – знакомство с национальными и региональными особенностями живописи, архитектуры, фольклора, театра, образа жизни людей, их традиций и обычаев.
Следует отметить, что в зависимости от специфики национального потенциала историко-культурного наследия можно выделить различные виды традиционного культурно-познавательного туризма. Так, например, посещение природно-культурных памятников относится к культурно-экологическому туризму; удовлетворение интересов к религиозным обычаям – к культурно-религиозному; изучение культурного наследия родины, своего народа – к культурно-этническому; посещение стран для знакомства с современной, так называемой «живой культурой» – к культурно-антропологическому; изучение предметов и явлений этнической культуры, быта, языка, творчества, костюма, традиций и т.п. – к культурно-этнографическому туризму [12].
Национальный потенциал культурного наследия находит свое отражение и в исторических особенностях региона, памятниках и местах; традиционных и современных культурных мероприятиях, фестивалях и праздниках; в археологических раскопках древних памятников [13]. Это, в свою очередь, позволяет говорить о реализации этого потенциала в сфере культурно-исторического, культурно-событийного и культурно-археологического туризма соответственно.
Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время культурный туризм представляет собой соединение приятного времяпрепровождения с познанием национальной культуры других народов. Однако большое количество культурных контактов и грамотная организация использования историко-культурного наследия конкретного региона непременно влечет за собой, во-первых, широкое распространение информации о национальном потенциале наследия за его пределами и, во-вторых, стимулирует рост самосознания местных жителей, повышение их заинтересованности в культуре в целом. Культурный туризм, соответственно, обладает большим гуманитарным потенциалом, включающим в себя художественные, духовные, моральные и интеллектуальные аспекты человеческой жизни. В свою очередь, использование национального потенциала историко-культурного наследия призвано не только привлечь потенциальных туристов и обеспечить выход на международный рынок, но и сохранить фундаментальную основу самобытности народа региона.
Библиографический список
- Идиатуллин А.В. Современное высшее образование в республике: между глобализацией и регионализацией. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств № 3, 2006. – с. 49-55.
- Ахмадуллина Л.Р. Четыре стадии компьютерной зависимости. Сборник конференций НИЦ «Социосфера» № 14, 2012. – с. 68-70.
- Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
- Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
- Там же.
- Александрова А.Ю. Международный туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004 – 340с.
- Хартия туризма. URL: http://www.terralegis.org/terra/act/b471.html// (дата обращения: 30.02.2012).
- Глобальный этический кодекс туризма. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism.pdf (дата обращения: 17.03.2013).
- Там же.
- Драчева Е.Л., Забаев Е.Б., Исмаев И.С. Экономика и организация туризма: международный туризм. –Москва: КНОРУС, 2005 – 450 с.
- Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320 с.