ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ А. ГЕЛЕНА И Х. ПЛЕСНЕРА

Свиркин Вячеслав Владимирович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Философско-антропологические концепции Х. Плеснера и А. Гелена, наряду с теорией человека М. Шелера, являются наиболее значительными концепциями ХХ века в аспекте построения метафизики человеческого бытия: выявления природы и сущности человека, основополагающих констант его бытия. Две ключевые характеристики человеческого способа бытия – неспециализированность и эксцентричность – то, что делает человека не просто «особенным» существом, но наделяет человека бытием, полным противоречий, следовательно, требуя усилий и мужества по «поддержанию» человеческого способа существования.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии А. Гелена и Х. Плеснера // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/02/24818 (дата обращения: 22.02.2024).

Одной из значительных философско-антропологических теорий является концепция человека А. Гелена – одного из основоположников философско-антропологического направления начала ХХ века (наряду с М. Шелером и Х. Плеснером).

Его главный труд – «Человек, его природа и место в космосе».

Проводя сравнение человека с животным, А. Гелен создаёт определённый образ человека: это «специальная проблема биологического толка».

Эволюция природного мира относительно понятна: её логика – как можно более плотно приспособить организм к среде обитания. «специализировать» его раны для наилучшего выживания.

Человек, в отличие от животного, не обладает подобной «специализированностью» органов. Это – «недостаточное существо» с точки зрения эволюционного кодирования.

Однако человек смог адаптироваться к природе благодаря «недостаткам»:

  1. открытостью миру (восприятие жизни во всём её многообразии);
  2. активной деятельной природой: способностью создать собственную среду для выживания и, главное, динамично развивающийся разнообразный мир культур.

Найти баланс биологического и культурного, «вписать» инстинкты (агрессии, склонности действовать совместно, учитывая интересы другого, инстинкт взаимности), посредством культуры, облагородив их и сделав пригодными для жизни сообща, вот поистине человеческая задача.

Х. Плеснер («Проблема органического и человек. Введение в философскую антропологию») в своих взглядах на человека исходит из тех же предпосылок, что и М. Шелер [1, 2]: необходимо выявить базисную структуру бытия человека.

Положение человека в живой среде отличается от положения как растения, так и животного: человек наделён способностью «выходить» за пределы своей среды и телесной организации. Центральным органом этой способности к внеположению является Я, способное созерцать самоё себя, весь ландшафт своей внутренней жизни.

Таким образом, главная человеческая черта – эксцентричность.

Эксцентричность… означает отличающую человека форму его фронтальной утверждённости по отношению к окружающему полю, становится понятным изначальный парадокс жизненной ситуации человека: как субъект он противостоит самому себе и миру и одновременно тем самым отрешается от данного противостояния. В мире и против мира, в себе и против себя – ни одно из этих противоположных друг другу определений не имеет перевеса над другим; пропасть, пустой промежуток между «здесь» и «там», движение по ту сторону сохраняется, даже если человек осознает это и наделенный именно этим знанием занимает сферу духа» [3].

Это свойство человеческого определяет и эксцентричность положения в бытии: без «места», без «времени», в «ничто».

Именно этот напряжённый «зазор» между – источник культуры и, таким образом, «укоренения» человека в его собственном бытии, и неустанного движения вперёд.

Культура становится для человека защитной искусственной средой его обитания.

Однако это (в силу эксцентричности человека) – обновляемая среда: человек постоянно не удовлетворён достигнутым, вынужден создавать что-то другое. «Люди во всякие времена достигают того, чего хотят. В то же время, как только они этого достигают, незримый человек в них уже переступает через них. Его конститутивная неукорененность удостоверяется реальностью мировой истории» [3].

Таким образом, Х. Плеснер в своём философско-антропологическом исследовании формулирует три закона человеческого бытия:

1) закон естественной искусственности;

2) закон опосредованной опосредованности;

3) закон утопического места.


Библиографический список
  1. Канайкина Д.О., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии: немецкая антропологическая школа (М. Шелер) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85377 (дата обращения: 14.01.2018).
  2. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 11.02.2018).
  3. Плеснер Х. ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/st000.shtml (дата обращения: 10.02.2018).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: