Проблема патриотического воспитания умственно отсталых школьников является весьма актуальной, теоретически и практически значимой в современных условиях [1].
Исследования практики патриотического воспитания умственно отсталых школьников имеет важное значение для их позитивной социализации [2], формирования мотивации учения у данной категории обучающихся [3], развития личностного потенциала [4].
Становление личности подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, формирующей жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Воспитание берет свое начало там, где родился человек, прошел свое духовное и нравственное становление. Для формирования патриотизма с малых лет ребенок должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего родного края и помнить о прошлой жизни своих предков.
Дети с умственной отсталостью в связи с нарушением интеллекта и личностной незрелостью сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности [5]. Эмоциональная сфера личности умственно отсталых детей отличается поверхностным характером, неустойчивостью, полярностью эмоциональных проявлений, несформированностью высших, духовных чувств. В связи с имеющимися нарушениями обучение и воспитание умственно отсталых детей требует применения специальных методов и средств, обеспечения особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Развитие интереса к истории родного края произведениям различных поэтов, художников – одна из важных задач развития и воспитания детей с умственной отсталостью. Для данной категории обучающихся нравственное, этическое и эстетическое воспитание играет важную роль в становлении личности, формировании коммуникативных качеств, позитивной социализации и адаптации в обществе.
Патриотическое воспитание в процессе обучения умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Еще К.Д. Ушинский [6] отмечал, что патриотизм выступает не только в качестве важной задачи воспитания, но и могучего педагогического средства развития личности, борьбы с вредными привычками и наклонностями. Патриотизм рассматривается В.С. Горбуновым как любовь к Родине, интегрированная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающей в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности [7].
Одним из средств воспитания патриотизма является работа детей в литературно-краеведческом музей, созданном при школе. В литературно-краеведческом музее СОШ п. Дубки учащиеся осуществляют поиск и хранение информации, связанной с историей жизни поэтов и художников
г. Саратова и Саратовской области. В условиях инклюзивного образования в школе в работу в музее активно включаются дети с умственной отсталостью. В процессе общения и деятельности в школьном музее у учащихся формируется чувство ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордость за свое Отечество, школу, семью и др.
Музейное образовательное пространство позволяет обеспечить развития различных сторон психики школьников с умственной отсталостью и решает следующие задачи:
- социально-коммуникативное развитие (искусство является средством реабилитации ребенка, в процессе музейной коммуникации происходит развитие вербальных и невербальных средств общения);
- эмоциональное направление (осуществляется развитие духовного потенциала личности школьника, воспитание культуры чувств посредством приобретения опыта эмоционального реагирования на произведения искусства);
- эстетическое направление (ребенок приобщается к миру искусства через социокультурную среду музея, происходит пробуждение интереса, развитие художественного восприятия, образного мышления, эстетических оценок);
- историко-художественное направление (ребенок вовлекается в художественно-эстетическую деятельность, получает возможность создания прекрасного своими руками);
- патриотическое направление (формируется ценностное отношение к культурно-историческому наследию региона).
Ценным в музейном образовании и воспитании, с точки зрения решения задач социализации и развития детей с умственной отсталостью, является то, что происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, в которых ребенок получает возможность выбирать свой вид деятельности исходя из собственных предпочтений и интересов, самостоятельно искать пути решения какой-либо проблемы, в ходе обзорных и ознакомительных занятий, наравне со своими сверстниками выступать перед гостями литературно–краеведческого музея, участвовать в создании разных проектов и их дальнейшей защите перед членами жюри или комиссии.
В музее представлено творчество художников и поэтов г. Саратова. Всех учащихся школы знакомят на обзорных занятиях со стендами, которые посвящены Б.И. Давыдову, Н.И. Леденцову, Е.М. Рязанову, Н.Е. Палькину, К.А. Федину и др. Проводятся различные выставки, приуроченные к юбилеям, праздникам. Так, готовя проект ко дню рождения Н.Е. Палькина (известного поэта и патриота своего родного Саратовского края), ученики с умственной отсталостью рассказывали об истории жизни поэта и его творчестве, исполняли песни на его стихи.
Таким образом, дети с умственной отсталостью могут полноценно участвовать в школьной жизни, раскрывать свой творческий потенциал в деятельности в литературно-краеведческом музее. С помощью литературно-краеведческого музея у учеников данной категории развиваются мыслительные процессы, обогащается словарный запас, они становятся более внимательными и усидчивыми. Они начинают проявлять интерес к история родного края, изучать литературные произведения соотечественником, у них обогащаются представления о родной земле.
Библиографический список
- Рудзинская Т.Ф., Мещерякова И.Ю. «Педагогика патриотизма»: психологическая ретроспектива // Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 83-86.
- Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход.. Москва, 2016. С. 183-189.
- Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.
- Петряева Л.Н., Шипова Л.В. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников разных возрастных групп // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 147-153.
- Вопросы специальной психологии / Шипова Л.В., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Бурмистрова Е.Д., Кухарчук О.В., Акименко А.К., Польская Н.А., Лысенко Е.М., Лысогорская М.В. Учебное пособие / Саратов, 2009. 272 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 2. С. 157-160.
- Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 1-5.