ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кухарчук Ольга Валерьевна1, Старкова Екатерина Николаевна2
1Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии
2МДОУ «Детский сад № 46» г. Саратов, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты работы педагогов с гиперактивными детьми и детьми с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Даются рекомендации, как организовать продуктивное взаимодействие с гиперактивными детьми и детьми с СДВГ.

Ключевые слова: внимание и его свойства, гиперактивность, импульсивность, нарушение поведения, СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности


PSYCHO-PEDAGOGICAL WORK WITH HYPERACTIVE CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Kukharchuk Olga Valeryevna1, Starkov Ekaterina Nikolaevna2
1Saratov State National Research University named after N.G. Chernyshevsky, Ph.D., assistant professor of special psychology
2Kindergarten № 46, Saratov, educational psychologist

Abstract
The article discusses some aspects of the work of teachers with hyperactive children and children with ADHD in the conditions of preschool educational institution. Recommendations on how to organize the productive interaction with hyperactive children and children with ADHD.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кухарчук О.В., Старкова Е.Н. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17929 (дата обращения: 21.02.2024).

Ежегодно увеличивается количество детей с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), поступающих в ДОУ. Гиперактивные дети обладают неукротимой энергией: они постоянно двигаются и являются центром организации всех шумных забав; на занятиях разговаривают и отвлекают других детей; в детском коллективе гиперактивные дети вступают в конфликтные ситуации со сверстниками, а на замечания взрослых не реагируют.

Для того чтобы продуктивно организовать и реализовать работу с гиперактивными детьми, педагог-воспитатель должен знать, что такое «гиперактивность» и «СДВГ». Эти два понятия различаются друг от друга.

Гиперактивность – это поведенческое расстройство, которое характеризуется повышенной активностью и возбудимостью человека. Это состояние, как правило, не требует какого-либо медицинского вмешательства. Дети данной категории, чаще всего, по своему темпераменту являются холериками. Одной из причин гиперактивности может быть ошибки семейного воспитания: либо чрезмерная опека, либо отсутствие системы единых требований и запретив к ребёнку [1].

При правильно организованной психолого-педагогической работе от психолога ДОУ требуется провести диагностику индивидуальных особенностей ребёнка; разработать программу коррекции поведения ребёнка, установить тесный контакт с родителями, с целью определения единых требований к ребёнку.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) – трактуется как неврологическо-поведенческое расстройство развития ребёнка, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция, то есть нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Рассмотрим некоторые причины возникновения СДВГ: биологические (осложнения во время беременности, родовые травмы, наследственная предрасположенность); генетические (врожденные отклонения от нормы); социальные (ненадлежащие условия воспитания в семье).

Медицинская наука выделяет три признака СДВГ: недостаток активного внимания; двигательная активность; импульсивность.

Концентрация внимания у такого ребёнка очень низкая; активность выше меры; он не в состоянии больше нескольких минут заниматься одним делом и редко доводит начатое дело до конца; ему трудно воспринимать то, что ему говорят взрослые.

К началу посещения детского сада или школы у ребёнка увеличиваются психические и физические нагрузки, в связи с тем, что центральная нервная система (ЦНС) не способна справляться с новыми требованиями и всё это может послужить основой для возникновения СДВГ.

Педагог-психолог ДОУ в своей работе должен учитывать разницу в этих двух понятиях («гиперактивность» и «СДВГ») и, исходя из этого, находить разные подходы в процессе обучения и воспитания таких детей.

Педагог-психолог ДОУ в своей практической деятельности решает следующие задачи: своевременно выявляет детей с гиперактивностью и СДВГ; оказывает консультативную и просветительскую помощь родителям и педагогам; создаёт специальные условия для обучения, воспитания и социализации детей с гиперактивностью и СДВГ; разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей по данной проблематике [2].

Исходя их этих задач, педагог-психолог строит свою работу по трём направлениям: с родителями, педагогами и детьми.

Задачи педагога-психолога в работе с родителями: помочь родителям разработать стратегии управления поведением ребёнка, направленных на снижение негативных тенденций в его состоянии; выбрать наиболее оптимальные пути в процессе воспитания и обучения ребёнка культурным практикам, в формировании адекватной самооценки ребёнка и раскрытию его потенциала; научить родителей техникам снижения уровня стресса [3].

Педагог-психолог ориентирует родителей базировать свои отношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Гиперактивные дети и дети с СДВГ, как правило,  не реагируют на слова-запреты, поэтому родители должны объяснять ребёнку, почему это не следует делать. В ситуации, когда ребёнок не слышит родителя, то есть смысл отвлечь, переключить его внимание на другой объект.

Положительный эффект можно наблюдать при физическом контакте родителя с ребёнком (обнять, успокоить, прижать к себе).

Очень важно создание в семье здорового психологического микроклимата и поэтому следует ограждать ребёнка от всевозможных конфликтных ситуаций между взрослыми.

Необходимо правильно организовать жизненное пространство ребёнка: исключить яркие цвета из интерьера комнаты, убрать лишние предметы, определить круг семейных обязанностей для ребёнка, соблюдать распорядок и режим дня, то есть вся обстановка в доме должна действовать на ребёнка успокаивающе.

Гиперактивные дети и дети с СДВГ любят, когда их хвалят. За любой вид деятельности, который требует усилий и концентрации внимания, ребёнок должен быть вознаграждён (каждый родитель решает, что это будет за награда).

Неокрепшая нервная система гиперактивного ребёнка и ребёнка с СДВГ подвергается опасности, когда он находится среди большого скопления народа, следовательно, родители должны это всегда помнить и учитывать [4].

Сбросить избыток энергии могут помочь длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения и бег.

Важным аспектом является анализ всех изменений в поведении ребёнка (как он реагирует на поощрение и наказание, как он справляется с заданиями, что ему больше нравиться делать), которыми родители постоянно делятся с педагогами-воспитателями в ДОУ.

Задачи педагога-психолога в работе с педагогами: развитие и повышение психолого-педагогической компетентности у педагогов-воспитателей в плане работы с детьми с СДВГ; создание комфортабельных условий и необходимой среды для продуктивного гиперактивного развития ребёнка.

Педагог-воспитатель ни в коем случае не должен подавлять двигательную активность у гиперактивного ребёнка и ребёнка с СДВГ, так как движение можно рассматривать в качестве защитного механизма ребёнка, именно, благодаря гипервентиляции в процессе движения, восстанавливаются связи между структурами мозга.

Следуя личностно-ориентированному подходу, педагог-воспитатель организует процесс воспитания на положительных эмоциях, последовательно и логически обоснованно.

В структуру занятий обязательно включать физминутки; использовать элементы игры и соревнования; дробить большое задание на составные части и при этом осуществлять постоянный контроль; инструкции давать кратко и конкретно. Во время занятий происходит снятие напряжения чрезмерной двигательной активности, снижение уровня агрессивности, развитие умения концентрировать внимание и следовать инструкциям педагога-воспитателя.

Задачи педагога-психолога в работе с гиперактивными детьми и детьми с СДВГ: развивать и повышать концентрацию, устойчивость и объём внимания; осуществлять помощь в преодолении негативных переживаний, в снятии отрицательных эмоций и страхов; научить детей планировать свои действия, управлять собственным поведением; развивать коммуникативные навыки.

Таким образом, гиперактивные дети и дети с СДВГ – это социальная проблема, которая для общества имеет большое государственное значение.

Дошкольный возраст очень важный период развития и становления личности ребёнка. Именно в дошкольные годы компенсаторные возможности мозга очень велики, и исходя из этого, педагоги должны использовать эту возможность для предотвращения стойких патологических формирований, нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома.


Библиографический список
  1. Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
  2. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин/ Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
  3. Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка //: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 183-189.
  4. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения /Суслова О.И., Кухарчук О.В. Учебное пособие / Саратов, 2011.


Все статьи автора «Кухарчук Ольга Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: