Важной потребностью для каждого человека является определение своих жизненных ценностей, приоритетов, своего мировоззрения и смысла жизни. Ценностная ориентация личности состоит в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, что представляет собой систему убеждений, личностных установок, предпочтений, посредством личностными смыслами и проявляющая в поведении. Функция ценностной ориентировки состоит в том, что она выполняет ориентировочную реакцию в поведении личности, отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю и содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности [2].
Как показано на практике, большая текучесть кадров происходит после окончания высших учебных заведений или в первые 3 года прохождения службы. Данные опрошенных респондентов Уральского юридического института МВД России 2004 г. говорят, о том, что после окончания учебного заведения хотели бы уволиться из органов внутренних дел и перейти в другие сферы профессиональной деятельности: ГУИН – 9%, МЧС -13 %, прокуратура – 33 %. Это связано с тем, что представления о правоохранительных органах у молодых людей возникает задолго до поступления в ведомственное учебное, то есть ценностные ориентиры искажены от реальности или полностью не сформированы, что в дальнейшем мешают становлению морально-ценностным основам для осуществления профессиональной деятельности. Это косвенно подтверждается исследованием: 20 % специалистов, проработавших в ОВД от 1 года да 3 лет изъявили желание сменить область профессиональной деятельности, так как в ходе выполнения служебных обязанностей не смогли адаптировать свои жизненные сферы под профессиональную сферу, а также выработать новые необходимые профессиональные навыки [7].
Человек на протяжении 7-10 лет осуществляет подготовку к профессиональной деятельности. Подготовка заключается в обучение в учебном заведение, а также в первых годах работы по профессии, когда молодой сотрудник осваивает основные профессиональные навыки и усваивает главные профессиональные ценности [1].
Для человека, профессия – способ реализации своих умений и навыков в профессиональной деятельности. Таким образом, он адаптируется к различным социальным ситуациям, выстраивает взаимоотношения с коллективом и приобретает социальную значимость своей личности в трудовой деятельности. Профессия служит для человека важным аспектом значимости себя в социуме. От его умения выработать необходимые жизненные ценности зависит не только его место в социуме как профессионала, но и жизнь людей, зависящих от качества выполнения служебных задач [8].
Особенно актуален вопрос приоритета жизненных ценностей у сотрудников ведомств, обеспечивающих безопасность граждан государства. При высоком интересе к данной теме, исследований в этой сфере проводится недостаточно, довольно много вопросов, связанных со спецификой ценностных ориентаций сотрудников ведомств, от которых зависит безопасность нашей и страны и каждого человека. [3].
Ценности и ценностные ориентации обеспечивают основную мотивацию профессиональной деятельности и формы ее реализации. Так, искажение ценностных ориентаций в процессе выполнения профессиональной деятельности приводит к развитию профессиональных деформаций [6], трансформирует жизненную позицию личности, становясь основой асоциального поведения. [5].
От ценностно-мотивационных качеств сотрудника зависит не только его эффективность в профессиональной деятельности, но и спасение и охрана жизни граждан. Совокупность индивидуальных ценностных особенностей человека и эффективность выполнения профессиональной деятельности, формирующая в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, приводит к достижению профессионализма [4].
Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно исследовалась в советской психологии. Так Леонтьев А.Н., 1971, Оссовский В.Л., 1975, Ручка А.А, 1987, рассматривают ценности как формы общественного и индивидуального сознания, представленного в виде убеждений, идеалов, убеждений, норм и т.д. В свою очередь, ценность как значимость вещей, явлений, процессов для жизнедеятельности субъектов представлена в работах Василенко В.А., Дробницкого О.Г., Кунявского В.К., Тугаринова В.П. и др. [9].
Жизненные ценности выступают основой мотивации деятельности личности в профессии, с одной стороны, однако эффективность профессиональной деятельности в значительной степени обусловлена осознанием профессии как собственной жизненной ценности [6].
Целью исследования явилось изучение жизненных ценностей сотрудников МВД и МЧС, а также выявление места профессии в структуре жизненных ценностей сотрудников МВД и МЧС.
Объектами исследования явились 25 человек в возрасте от 21 года до 45 лет: 15 сотрудников МЧС и 10 сотрудников МВД. Подавляющее большинство выборки (72%) составили мужчины, женщин всего 7 человек.
В данном исследовании использовались такие методики, как: морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина (МТЖЦ) и методика «Семантический дифференциал» Чарльза Осгуда.
Гистограмма 1. Среднегрупповые значения по жизненным сферам у сотрудников МВД и МЧС.
Данные, полученные посредством психодиагностической методики «Морфологический тест жизненных ценностей», позволяют сравнить значимость различных жизненных сфер у сотрудников МЧС и МВД. Как видно из гистограммы 1, среднегрупповые значения профессиональной сферы выше у сотрудников МЧС. Он составляет 63,8 у сотрудников МЧС и 57 у сотрудников МВД.
При этом отмечается, что различия достоверны в отношении таких жизненных ценностей, как профессия (α≤0,05)и физическая активность (α≤0,1). Иными словами, при рассмотрении профессии как жизненной сферы, проявляется её более высокая значимость для сотрудников для сотрудников МЧС.
Данные, полученные посредством опросного метода (МТЖЦ) подтверждаются данными психосемантического исследования. НА гистограмме 2 в сравнительном аспекте представлены среднегрупповые значения по факторам силы, оценки и активности по понятиям «я», «моя работа», «служба», «долг», «здоровье», «ответственность».
Высокие показатели среднегрупповых значений по сфере профессиональной жизни сотрудников МЧС свидетельствуют о том, что сотрудники отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием его жизни.
Гистограмма 2. Среднегрупповые значения по различным стимулам (понятиям) у сотрудников МВД и МЧС.
Однако в отношении понятий «я», «моя работа» «служба», «долг» различия между сравниваемыми группами недостоверны, то есть среднегрупповые значения по факторам силы, оценки, активности у сотрудников МЧС и МВД по означенным понятиям не могут рассматриваться как существенно различающиеся между собой.
По отношению к среднегрупповым значениям по факторам оценки и силы различия значимы на уровне α≤0,05 в отношении понятия «ответственность». Примечательно при этом, что по названным факторам среднегрупповые значения выше именно у сотрудников МЧС.
Вероятно, в подобных показателях отражается переживание более высокой социальной значимости и, возможно, более высокого общественного признания социальной значимости профессии у сотрудников МЧС по сравнению с сотрудниками МВД. Полагаем, что отражается на коннотативном значении понятия «моя работа» и содержание выполняемых профессиональных обязанностей, наличие возможности объективно и безотносительно к тем или иным морально-этическим нормам оценить результаты собственного труда у сотрудников МЧС. Кроме того, сотрудники МЧС в меньшей степенью сталкиваются с неприятными и отталкивающими проявлениями в человеческих отношениях, нежели сотрудники МВД.
Стоит отметить, что значения по факторам оценки и силы по понятию ответственности выше у сотрудников МЧС и превышает значения аналогичных понятий сотрудников МВД. Скорее всего, это связано с спецификой работы МЧС, так как основной задачей сотрудников МЧС является незамедлительное принятие решения и ответственности в ситуациях, когда угроза человеческой жизни явна и непосредственная. На сотрудниках МЧС лежит ответственность не только за исполнение служебных обязанностей, но и жизнь людей.
В отличие от служебных обязанностей сотрудников МЧС, профессиональные задачи сотрудников МВД связаны с выяснением обстоятельств происшествий, поступков людей, которые не привели к смерти, а лишь вскрыли отталкивающие стороны той или иной личности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать заключение, что в зависимости от требований данной профессиональной деятельности, у сотрудников увеличивается значимость тех или иных профессиональных качеств специалиста, для полноценного выполнения служебных обязанностей.
Библиографический список
- Болдырев, А.В., Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. Маркеры эмоционального выгорания в семантическом пространстве личности.// Прикладная юридическая психология. - 2015. - №1. - С.81-89.
- Сложеникин А.П., Ксенофонтов А.М., Беликов И.И., Новикова И.А., Сидоров П.И. Жизненные ценности и их взаимосвязь с психической адаптацией у сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в Северокавказском регионе.// Ментальная экология. Экология человека. -2008.03 – С.28-33.
- Люкшина Д.С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда (на примере сотрудников пограничной, полицейской и таможенной служб).// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – №2. – С.102-108.
- Ашанина Е.Н., Минина И.Н. Значение личностных ценностей в формировании профессиональной пригодности специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России.// Медико-биологические и социально-психические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – №2. – С.69-73.
- Щербинина, О.А Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 9(59). – с. 79-86.
- Болдырев, А.В., Тхоржевская Л.В., Болдырева Т.А. Смысложизненные ориентации в структуре феномена профессиональных деструкций личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №2. – С. 84-88.
- Шуклин М.С. Психологические особенности работы по повышению уровня адаптации молодых специалистов в подразделениях ОВД.// Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – №1. – С. 26-28.
- Хасанова О.В. Возрастные факторы в развитии эмоционального выгорания.//Вестник магистратуры. – 2015. – №12(51). С. 110-112.
- Шалхарбекова Н.А. Ценностные ориентации как структурный компонент личности.// Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробации результатов исследований. – 2015. – №16. – С.81-87.