ПРОФЕССИЯ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ МЧС И МВД

Хасанова Оксана Валерьевна
Оренбургский государственный университет
студентка 3 курса, кафедра общей психологии и психологии личности, факультета социальных и гуманитарных наук

Аннотация
В данной статье представлено теоретический обзор определения жизненных ценностей в профессиональной деятельности. Проведенное исследование показывает, что в зависимости от специфики профессиональной деятельности, увеличивается значимость тех жизненных ценностей, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей.

Ключевые слова: жизненные и духовные ценности, личностные установки, ответственность, приоритеты, профессия, сотрудники МЧС и МВД, убеждения, ценностные ориентации


THE PROFESSION IN THE STRUCTURE OF LIFE VALUES OF EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY AND THE INTERIOR MINISTRY'S EMPLOYEES

Khasanova Oksana Valer'evna
Orenburg State University
third year student, Department of General Psychology and Psychology of Personality of the faculty of Social Sciences and Humanities

Abstract
This article presents the theoretical review of the definition of life values in their professional activities. The study shows that, depending on the specific professional activity, the importance of those values in life, which are necessary for the performance of official duties, increases.

Keywords: belief, Emergency Situations Ministry and the Interior Ministry, personal attitude, priorities, profession, responsibility, value orientation, vital and mental values


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Хасанова О.В. Профессия в структуре жизненных ценностей сотрудников МЧС и МВД // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17881 (дата обращения: 22.02.2024).

Важной потребностью для каждого человека является определение своих жизненных ценностей, приоритетов, своего мировоззрения и смысла жизни. Ценностная ориентация личности состоит в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, что представляет собой систему убеждений, личностных установок, предпочтений, посредством личностными смыслами и проявляющая в поведении. Функция ценностной ориентировки состоит в том, что она выполняет ориентировочную реакцию в поведении личности, отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю и содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности [2].
Как показано на практике, большая текучесть кадров происходит после окончания высших учебных заведений или в первые 3 года прохождения службы. Данные опрошенных респондентов Уральского юридического института МВД России 2004 г. говорят, о том, что после окончания учебного заведения хотели бы уволиться из органов внутренних дел и перейти в другие сферы профессиональной деятельности: ГУИН – 9%, МЧС -13 %, прокуратура – 33 %. Это связано с тем, что представления о правоохранительных органах у молодых людей возникает задолго до поступления в ведомственное учебное, то есть ценностные ориентиры искажены от реальности или полностью не сформированы, что в дальнейшем мешают становлению морально-ценностным основам для осуществления профессиональной деятельности. Это косвенно подтверждается исследованием: 20 % специалистов, проработавших в ОВД от 1 года да 3 лет изъявили желание сменить область профессиональной деятельности, так как в ходе выполнения служебных обязанностей не смогли адаптировать свои жизненные сферы под профессиональную сферу, а также выработать новые необходимые профессиональные навыки [7].
Человек на протяжении 7-10 лет осуществляет подготовку к профессиональной деятельности. Подготовка заключается в обучение в учебном заведение, а также в первых годах работы по профессии, когда молодой сотрудник осваивает основные профессиональные навыки и усваивает главные профессиональные ценности [1].
Для человека, профессия – способ реализации своих умений и навыков в профессиональной деятельности. Таким образом, он адаптируется к различным социальным ситуациям, выстраивает взаимоотношения с коллективом и приобретает социальную значимость своей личности в трудовой деятельности. Профессия служит для человека важным аспектом значимости себя в социуме. От его умения выработать необходимые жизненные ценности зависит не только его место в социуме как профессионала, но и жизнь людей, зависящих от качества выполнения служебных задач [8].
Особенно актуален вопрос приоритета жизненных ценностей у сотрудников ведомств, обеспечивающих безопасность граждан государства. При высоком интересе к данной теме, исследований в этой сфере проводится недостаточно, довольно много вопросов, связанных со спецификой ценностных ориентаций сотрудников ведомств, от которых зависит безопасность нашей и страны и каждого человека. [3].
Ценности и ценностные ориентации обеспечивают основную мотивацию профессиональной деятельности и формы ее реализации. Так, искажение ценностных ориентаций в процессе выполнения профессиональной деятельности приводит к развитию профессиональных деформаций [6], трансформирует жизненную позицию личности, становясь основой асоциального поведения. [5].
От ценностно-мотивационных качеств сотрудника зависит не только его эффективность в профессиональной деятельности, но и спасение и охрана жизни граждан. Совокупность индивидуальных ценностных особенностей человека и эффективность выполнения профессиональной деятельности, формирующая в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, приводит к достижению профессионализма [4].
Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно исследовалась в советской психологии. Так Леонтьев А.Н., 1971, Оссовский В.Л., 1975, Ручка А.А, 1987, рассматривают ценности как формы общественного и индивидуального сознания, представленного в виде убеждений, идеалов, убеждений, норм и т.д. В свою очередь, ценность как значимость вещей, явлений, процессов для жизнедеятельности субъектов представлена в работах Василенко В.А., Дробницкого О.Г., Кунявского В.К., Тугаринова В.П. и др. [9].
Жизненные ценности выступают основой мотивации деятельности личности в профессии, с одной стороны, однако эффективность профессиональной деятельности в значительной степени обусловлена осознанием профессии как собственной жизненной ценности [6].
Целью исследования явилось изучение жизненных ценностей сотрудников МВД и МЧС, а также выявление места профессии в структуре жизненных ценностей сотрудников МВД и МЧС.
Объектами исследования явились 25 человек в возрасте от 21 года до 45 лет: 15 сотрудников МЧС и 10 сотрудников МВД. Подавляющее большинство выборки (72%) составили мужчины, женщин всего 7 человек.
В данном исследовании использовались такие методики, как: морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина (МТЖЦ) и методика «Семантический дифференциал» Чарльза Осгуда.

Гистограмма 1. Среднегрупповые значения по жизненным сферам у сотрудников МВД и МЧС.

Данные, полученные посредством психодиагностической методики «Морфологический тест жизненных ценностей», позволяют сравнить значимость различных жизненных сфер у сотрудников МЧС и МВД. Как видно из гистограммы 1, среднегрупповые значения профессиональной сферы выше у сотрудников МЧС. Он составляет 63,8 у сотрудников МЧС и 57 у сотрудников МВД.
При этом отмечается, что различия достоверны в отношении таких жизненных ценностей, как профессия (α≤0,05)и физическая активность (α≤0,1). Иными словами, при рассмотрении профессии как жизненной сферы, проявляется её более высокая значимость для сотрудников для сотрудников МЧС.
Данные, полученные посредством опросного метода (МТЖЦ) подтверждаются данными психосемантического исследования. НА гистограмме 2 в сравнительном аспекте представлены среднегрупповые значения по факторам силы, оценки и активности по понятиям «я», «моя работа», «служба», «долг», «здоровье», «ответственность».
Высокие показатели среднегрупповых значений по сфере профессиональной жизни сотрудников МЧС свидетельствуют о том, что сотрудники отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием его жизни.

Гистограмма 2. Среднегрупповые значения по различным стимулам (понятиям) у сотрудников МВД и МЧС.

Однако в отношении понятий «я», «моя работа» «служба», «долг» различия между сравниваемыми группами недостоверны, то есть среднегрупповые значения по факторам силы, оценки, активности у сотрудников МЧС и МВД по означенным понятиям не могут рассматриваться как существенно различающиеся между собой.
По отношению к среднегрупповым значениям по факторам оценки и силы различия значимы на уровне α≤0,05 в отношении понятия «ответственность». Примечательно при этом, что по названным факторам среднегрупповые значения выше именно у сотрудников МЧС.
Вероятно, в подобных показателях отражается переживание более высокой социальной значимости и, возможно, более высокого общественного признания социальной значимости профессии у сотрудников МЧС по сравнению с сотрудниками МВД. Полагаем, что отражается на коннотативном значении понятия «моя работа» и содержание выполняемых профессиональных обязанностей, наличие возможности объективно и безотносительно к тем или иным морально-этическим нормам оценить результаты собственного труда у сотрудников МЧС. Кроме того, сотрудники МЧС в меньшей степенью сталкиваются с неприятными и отталкивающими проявлениями в человеческих отношениях, нежели сотрудники МВД.
Стоит отметить, что значения по факторам оценки и силы по понятию ответственности выше у сотрудников МЧС и превышает значения аналогичных понятий сотрудников МВД. Скорее всего, это связано с спецификой работы МЧС, так как основной задачей сотрудников МЧС является незамедлительное принятие решения и ответственности в ситуациях, когда угроза человеческой жизни явна и непосредственная. На сотрудниках МЧС лежит ответственность не только за исполнение служебных обязанностей, но и жизнь людей.
В отличие от служебных обязанностей сотрудников МЧС, профессиональные задачи сотрудников МВД связаны с выяснением обстоятельств происшествий, поступков людей, которые не привели к смерти, а лишь вскрыли отталкивающие стороны той или иной личности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать заключение, что в зависимости от требований данной профессиональной деятельности, у сотрудников увеличивается значимость тех или иных профессиональных качеств специалиста, для полноценного выполнения служебных обязанностей.


Библиографический список
  1. Болдырев, А.В., Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. Маркеры эмоционального выгорания в семантическом пространстве личности.// Прикладная юридическая психология. -  2015. -  №1. -  С.81-89.
  2. Сложеникин А.П., Ксенофонтов А.М., Беликов И.И., Новикова И.А., Сидоров П.И. Жизненные ценности и их взаимосвязь с психической адаптацией у сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в Северокавказском регионе.// Ментальная экология. Экология человека. -2008.03 – С.28-33.
  3. Люкшина Д.С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда (на примере сотрудников пограничной, полицейской и таможенной служб).// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – №2. – С.102-108.
  4. Ашанина Е.Н., Минина И.Н. Значение личностных ценностей в формировании профессиональной пригодности специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России.// Медико-биологические и социально-психические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – №2. – С.69-73.
  5. Щербинина, О.А Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 9(59). – с. 79-86.
  6. Болдырев, А.В., Тхоржевская Л.В., Болдырева Т.А. Смысложизненные ориентации в структуре феномена профессиональных деструкций личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №2. – С. 84-88.
  7. Шуклин М.С. Психологические особенности работы по повышению уровня адаптации молодых специалистов в подразделениях ОВД.// Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – №1. – С. 26-28.
  8. Хасанова О.В. Возрастные факторы в развитии эмоционального выгорания.//Вестник магистратуры. – 2015. – №12(51). С. 110-112.
  9. Шалхарбекова Н.А. Ценностные ориентации как структурный компонент личности.// Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробации результатов исследований. – 2015. – №16. – С.81-87.


Все статьи автора «Хасанова Оксана Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: