Теория и практика педагогического моделирования [1] в решении задач научного исследования в педагогике [2] определяет одним из звеньев целостного профессионального развития личности педагога звено качественного выбора условий и принципов развития личности через спорт, гарантирующего личности и обществу своевременность и оптимальное качество создаваемых продуктов деятельности [3-5]. В модели профессионального образования гарантированной нишей профессионально-трудовых отношений должна быть работа по повышению качества решений, согласованность и перспективность которых лежит в плоскости соблюдения этико-правовых норм. В таком понимании одной из форм выделенного направления работы является педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении [6], что гарантирует личности качественное включение в систему непрерывного образования и получение персонифицированных результатах, детерминанты которых лежат в плоскостях интересов человека и государства.
Определим систему принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающегося спортом, выделив структуру формирования личности в качестве конструкта построения полисубъектных отношений и объективности средств мониторинга качества достижений личности в спорте.
Система принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающегося спортом (Слепченко М. Н., 2016)
1. Принцип научности в оптимизации условий развития личности через спорт.
- принцип целостности, системности, систематичности, объективности и достоверности в развитии личности;
- последовательности, четкости, ясности, прочности в формировании и развитии жизненной позиции обучающегося, занимающегося спортом;
- принцип единства теории и практики, идеального и материального, планируемого и реализуемого в структуре учебно-тренировочного процесса и досуга;
- принцип единства социализации, воспитания, обучения, развития, образования в становлении обучающегося в спорте и через спорт;
- принцип природосообразности, культуросообразности и возрастосообразности развития личности как ценности и продукта развития антропосреды;
- принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив;
- принцип единства телесного, духовного, интеллектуального в развитии личности;
- принцип унификации в развитии личности, включенной в систему непрерывного образования;
- принцип учета индивидуальных особенностей в конструктах идей и моделей нормального распределения способностей.
2. Принцип аксиологизации современного образования как фундамента развития личности и продукта эволюции ноосферы:
- принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды.
- принцип солидарности, братства, дружбы и родства.
- принцип достоинства, гордости, честности.
- принцип формирования потребностей личности в культуре и здоровье.
- принцип соблюдения закономерностей социального и социально-педагогического взаимодействия и сохранение основных функций управления образовательными системами в соответствии с объективно выявленными ограничениями и возможностями субъектов, среды и времени.
3. Принцип формирования культуры здоровья и потребности личности в самореализации, сотрудничестве и общении:
- принцип создания персонифицированных условий для развития личности и определения основ формирования позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.;
- принцип сбалансированного питания;
- принцип здоровьесбережения как потенциала развития и саморазвития личности обучающегося;
- принцип соблюдения гигиены и режима дня спортсмена;
- принцип формирования личности в культуре и здоровье и через социально значимые условия и механизмы общения и сотрудничества.
4. Принцип единства и взаимодополнения общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в модели акмедостижений личности:
- принцип непрерывности, последовательности и строгой регламентации целеполагания и модификации решений развития личности спортсмена, обязывающий гарантировать социально-образовательной среде перманентную преемственность эффекта занятий, не допускать между ними перерывов, разрушающих этот эффект;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания нагрузок и развивающе-тренирующих воздействий;
- принцип адаптивного и персонифицированного балансирования и оптимизации динамики нагрузок;
- принцип циклического построения системы учебно-тренировочных занятий, гарантирующих качественное решение задачи развития в модели современного непрерывного образования;
- принцип возрастной адекватности и гибкости в выборе направлений формирования интересов и акмедостижений многолетнего процесса физического воспитания;
- принцип формирования выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты.
5. Принцип продуктивности и результативности в становлении и самоутверждении личности спортсмена:
- принцип единства репродуктивного и продуктивного способа обучения в достижении персонифицированных достижений как продуктов становления личности и жизнеспособности социально-образовательной среды;
- принцип формирования культуры самостоятельной работы личности как конструкта стабилизации развития, социализации, самореализации и общения;
- принцип формирования потребности продуктивности в самовыражении и самореализации личности;
- принцип учёта индивидуальных способностей обучающегося и системности поиска оптимальных возможностей развития личности через принятие идей нормального распределения способностей и развития, здоровья и продуктивности;
- принцип гибкости и устойчивости в получении результатов спортсмена;
- принцип акмепрограммирования личности спортсмена в модели развития и самореализации, социализации и общения.
Выделенная система принципов социализации и самореализации личности через спорт – продолжение продуктивного развития личности педагога, включенного в систему профессионального образования [7-12].
Качество решений задач продуктивности и оптимизации условий развития личности через спорт объективно определяет выбор персонифицированных возможностей самореализации и самоутверждения личности через социально значимые направления деятельности и общения.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67023
- Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
- Слепченко М. Н. Возможности детерминации категории «педагогическая деятельность» // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.231-233.
- Рябова Д. М. Качество детерминации категории «социализация» в структуре изучения основ педагогической деятельности // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.137-139.
- Абрамов Е.А. Педагогические условия социализации обучающегося, занимающегося гиревым видом спорта // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.146-148.
- Любушкина Е. А. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в профессиональном образовании // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июня 2016 г.) : в 4 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.139-141.