ГЕНЕРАЛИТЕТ ПЛЕВНЕНСКОЙ АРМИИ В РОССИИ В 1877–1878 ГГ

Познахирев Виталий Витальевич1, Огюн Тунджай2
1Смольный институт Российской академии образования, г. Санкт-Петербург, Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
2Университет им. Сыткы Кочмана, г. Мугла, Турция, Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Аннотация
В статье реконструированы основные особенности содержания в России в 1877–1878 гг. турецких военачальников, плененных при взятии Плевны 28 ноября 1877 г. Авторы анализируют порядок интернирования генералов во внутренние регионы страны, а также характер взаимоотношений османских военачальников с российскими должностными лицами и представителями общественности. Отдельное внимание авторы уделяют попыткам привлечь Османа-пашу к ответственности за гибель военнопленных противника, то есть российских и румынских военнослужащих.

Ключевые слова: военнопленные; Осман-паша, генералы, Плевна, Русско-турецкая война 1877–1878 гг., турки., юридическая ответственность


THE GENERALS OF THE PLEVEN ARMY IN RUSSIA IN 1877–1878

Poznakhirev Vitaly Vitaliyovych1, Ögün Tuncay2
1Smolny Institute Russian Academy of Education, Saint-Petersburg, PhD in Historical Sciences, Assistant Professor of the Department of Humanities
2Sıtkı Koçman University, Muğla, Turkey, PhD in Historical Sciences, Assistant Professor of the Department of History

Abstract
In the article reconstructed the main features of the maintenance in Russia in 1877–1878 Turkish warlords, captivated during the assault on Pleven November 28, 1878. Authors analyzes the order of general’s internment, as well as the nature of relationships of Ottoman warlords with Russian officials and representatives of Russian public. Authors pay attention to attempts to attract Osman Pasha to legal liability for deaths of prisoners of war of the enemy, that is Russian and Romanian soldiers.

Keywords: Generals, legal liability, Osman Pasha, Pleven, prisoners of war, Russian-Turkish war 1877–1878, the Turks


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Познахирев В.В., Огюн Т. Генералитет Плевненской армии в России в 1877–1878 гг // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/15938 (дата обращения: 23.02.2024).

28 ноября 1877 г., после неудачной попытки прорыва из Плевны, турецкая армия под командованием маршала Османа-паши сложила оружие перед союзными русско-румынскими силами. Помимо 2 тыс. офицеров и 42 тыс. нижних чинов, в плену оказалось одновременно 10 представителей турецкого генералитета, основные сведения о которых сведены нами в Таблицу 1.

Таблица 1. Турецкие генералы, плененные в Плевне 28 ноября 1877 г. [1; 2, с. 220]

№ п.п.

Воинское звание

Имя

Пункт интернирования

Примечания

1.

Маршал

Осман-паша

Харьков

2.

Дивизионный генерал

Адиль-паша

Курск

3.

Бригадный генерал

Тевфик-паша

Харьков

4.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Тахир-паша

Полтава

5.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Омер-паша

Скончался на этапе эвакуации в Кишиневе 21.12.1877 г.

6.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Алиф-паша

Владимир

7.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Атыф-паша

Курск

8.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Васфи-паша

Владимир

9.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Садык-паша

Переданы командованию союзной Румынии 2.12.1877 г.

10.

– ” – ” – ” – ” – ” – “

Эдхем-паша

Принимая во внимание тот факт, что турки капитулировали после героической борьбы, продолжавшейся без малого пять месяцев, отдельные российские военачальники и, в частности, генерал-лейтенант М.Д. Скобелев, предлагали высшему командованию вернуть оружие «всем вообще офицерам, или, по крайней мере, всем генералам молодецкой армии, оборонявшей Плевну» [3, с. 13]. Судя по всему, такую точку зрения разделял и Главнокомандующий русской армией на Балканах великий князь Николай Николаевич, неоднократно дававший действиям турок под Плевной, и лично действиям Османа-паши, самую высокую оценку [4, с. 27; 5, s. 318–319].

Однако предложение это не получило поддержки у Александра II и  сабля была возвращена («для ношения в плену») одному лишь Осману-паше. Одновременно император предоставил турецкому маршалу право переписки (в т.ч. и телеграфной) со своей семье и с Оттоманском правительством, а также повелел нанять для Османа-паши «приличное помещение» (вместо выплаты квартирных денег) и производить ему «содержание по 2 000 руб. в год» [5, s. 319; 6; 7, s. 268]. Осман-паша не остался в долгу и подарил Николаю Николаевичу единственную, кажется, ценность, которой на тот момент обладал – своего боевого коня, белого «араба», легко раненого 28 ноября вместе с хозяином, но впоследствии много лет «прослужившего» в Офицерской кавалерийской школе в Санкт-Петербурге [2, с. 219–220].

Возвращаясь непосредственно к данным Таблицы 1 считаем необходимым обратить внимание на то, что двое османских военачальников были почти сразу же после пленения переданы союзному румынскому командованию, семеро интернированы в различные губернские центры России (Владимир, Курск, Полтава и Харьков), а еще один, – относительно молодой бригадный генерал Омер-паша, скоропостижно скончался, едва прибыв в Кишинев, и был похоронен здесь со всеми почестями, полагающимися русскому генерал-майору [8, с. 3].

К сожалению, информация о пребывании этих людей в России достаточно скудна, поскольку в плену они, в большинстве своем, вели достаточно замкнутую жизнь, а по возвращению на родину никто из  них, кроме Османа-паши, не оставил мемуаров. Впрочем, последний оказался не слишком многословен и «харьковские страницы» своей жизни явно поспешил скорее перелистать.

Тем не менее, имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют воссоздать условия жизни генералов в России если и не во всех деталях, то уж, по крайней мере, в общих чертах. Так, известно, что сразу же по прибытию в пункт интернирования, паши наносили визиты губернатору, губернскому и уездному воинским начальникам, а иногда и иным влиятельным лицам. Одновременно городская управа предоставляла им на первое время (вернее, на 3 дня), «подобающий чину» номер в одной из городских гостиниц. Причем по прошествии трех суток, отдельные военачальники так и оставались жить в названных помещениях (например, Осман-паша и Тевфик-паша в Харькове). Другие же предпочли арендовать квартиру у городских обывателей, как это сделали в Курске Адиль-паша и Атыф-паша, снявшие две комнаты в маленьком домике на Херсонской улице [9; 10, с. 3].

Как правило, при генерале оставалось от одного до трех турецких нижних чинов, выполнявших роль прислуги. Некоторым исключением в этом отношении можно считать Османа-пашу, вместе с которым в Харьковской гостинице «Бель-Вю» постоянно находилась целая небольшая свита, включая личного врача и несколько адъютантов.

Пашей регулярно навещал т.н. «пристав» – офицер местного батальона, призванный осуществлять контроль за пленными и, по возможности, разрешать возникающие у генералов вопросы. В остальном османские военачальники были предоставлены самим себе.

Хотя российские власти не осуществляли охрану занимаемых генералами помещений, фактов проявления местным населением нелояльности, а тем более – враждебности к этим людям нами не установлено. Правда, пашам не могли не досаждать эпизодические визиты в их жилища городских и окрестных обывателей (от крестьян до представителей интеллигенции). Конечно, большинству россиян хотелось «просто посмотреть» на турецких генералов. Но находилось и немало желающих «поговорить» с ними «за настоящие политические обстоятельства». А поскольку военные власти, полиция и администрация гостиниц, наотрез отказывалась препятствовать подобным визитам, турецким военачальникам приходилось решать данную проблему самостоятельно. Например, маршал Осман-паша организовал у дверей своего гостиничного номера нечто вроде «караула» из находящихся при нем адъютантов и установил для желающих поговорить время приема (ежедневно с 12 час. до 16 час.) [11, с. 2].

Замкнутую жизнь генералов, о которой мы упоминали выше, конечно же, не следует преувеличивать, поскольку они регулярно получали приглашения на различные мероприятия (в частности, благотворительные) и, разумеется, не могли их постоянно игнорировать. К примеру, 15 января 1878 г. Осман-паша принял приглашение посетить дворянское собрание, где проходил маскарад и благотворительная лотерея. 22 января он был на представлении в цирке Братьев Годфруа, а спустя три дня – в Большом драматическом театре. Здесь Осман-паша расписался в книге почетных посетителей, признался в любви к артистам и «заметил, между прочим, что желал бы видеть русскую историческую пьесу, в которой выведены цари». Уже 8 февраля труппа театра ответила на это пожелание пьесой «Князь Серебряный», которая привела маршала в восторг. Причем следует отметить, что за этой «культурной программой» пристально следила не только российская, но и турецкая пресса [12, с. 1; 13, с. 2; 14, s. 2].

Вообще же, газеты, как правило, отзывались о турецких генералах с уважением. Вместе с тем, на их страницах регулярно появлялись и обвинения Османа-паши в воинских преступлениях, сопровождаемые даже требованиями о предании его суду за организацию убийств русских и румынских военнопленных. Правда, никаких доказательств тому представлено так и не было. Тем не менее, маршалу пришлось доказывать свою невиновность и в Бухаресте, и в Кишиневе и в Харькове. Так, 3 февраля 1878 г. он писал в редакцию газеты «Голос»: «В газетах было объявлено, будто бы моими войсками были зарыты в Плевне живыми 150 русских, взятых в плен. Это очевидная ложь. Истина известна многим лицам. Я первый протестую против такой непозволительной жестокости в обращении с пленными» [15, с. 4].

В этих протестах маршала горячо поддерживали его сослуживцы. В частности, майор Ибрагим Эдхем утверждал, что «Осман-паша крайне щепетильно относился к вопросам гуманного отношения к врагу <…>, он требовал, чтобы пленные принимали пищу в том же объеме, как и свои солдаты, чтобы каждая их вещь была учтена и чтобы без ведома пленника никто не смел прикасаться даже к его папиросам» [16, s. 75]. Сказанное, в целом, подтверждают и те, кто непосредственно был в плену у Османа-паши. Например, один из русских солдат вспоминал в этой связи: «каждый день давали по хлебцу, чрез два дня в третий по куску говядины, через день по пригоршне круп, да раза два в неделю соли, да масла в кашицу, ну да и на том спасибо, что сами ели, то и нам отпускали (Курсив наш – В.П., О.Т.). <…> чтобы грубость какую оказать, или обиду учинить – ни Боже мой; работу одну исполняли – это свое помещение чистили; ну да без этого невозможно, везде один порядок должно соблюдать. Скучновато все казалось, потому чувствуешь свое стеснение, а то ничего бы. Дней чрез 15 пришел офицер «бим-баша», по нашему капитан или полковник («майор» – В.П., О.Т.), выстроил нас и деньгами обделять начал <…> получка была по 2 рубля с четвертаком на брата» [17, с. 13–14].


Библиографический список
  1. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп. 3. Д. 2038. Л. 129, 131; Д. 2058. Л. 224–225.
  2. Газенкампф М.А. Мой дневник. 1877–78 гг. Изд. испр. и доп. – СПб.: В. Березовский, 1908. 631 с.
  3. Сборник материалов по русско-турецкой войне на Балканском полуострове 1877–78 гг. Вып. 68. – СПб.: Воен. тип., 1907. 380 с.
  4. Скалон Д.А. Мои воспоминания 1877–1878 гг. В 2-х т. Т. 2. – СПб. 1913. 369 с.
  5. Eralp O.N. Abdülhamid-i sâni ve devr-i saltanatı: hayat-ı siyasiye ve hususiye. – İstanbul: İbrahim Hilmi Kitabhane-i İslam ve Askeri, 1327 [1911]. 400 s.
  6. РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 2038. Л. 199.
  7. Furneaux R. Tuna nehri akmam diyor. – İstanbul: Milliyet, 1972. 298 s.
  8. Московские ведомости. 1878. 5 янв.
  9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1286. Оп. 38. Д. 153. Л. 296.
  10. Голос. 1878. 2 февр.
  11. Харьков. 1878. 14 янв.
  12. Харьков. 30 янв. Прибавления.
  13. Харьков. 10 февр.
  14. Vakit. 1878. 7 Mart.
  15. Голос. 1878. 4 февр.
  16. Edhem İ. Plevne hatıraları: Sebat ul gayret kıyamettin bir alamet yayın. – İstanbul: Tercüman gazetesi, 1979. 82 s.
  17. Чернышев. Месяц плена у Османа-паши. Рассказ артельщика л.-гв. Литов. полка. – СПб.: Журнал «Досуг и дело», 1885. 24 с.


Все статьи автора «Познахирев Виталий Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “Генералитет Плевненской армии в России в 1877–1878 гг”

  1. 02.08.2016 в 03:28

    Доброго времени суток. Как можно связаться с автором или с его редактором?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: