Важным фактором достижения прогресса в науке и технике, политике и обществе, экономике и информатике является качественная подготовка профессиональных специалистов. Выпускник ВУЗа должен не только освоить определенный уровень знаний, определяемый государственным образовательным стандартом, но и должен уметь применять на практике полученные знания, самостоятельно добывать дополнительные знания, постоянно совершенствоваться, развиваться и быть компетентным в данной области.
Компетентность является одной из образовательных ценностей. В РФ через государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+) регламентируется компетентностная модель образования. Задача вуза – сформировать в процессе обучения компетентную личность. Для этого необходимо определить качественное и количественное содержание знаний, которыми будет обладать студент при окончании высшего учебного заведения.
В связи с этим актуальной проблемой является выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров
Рассмотрим компетенции, которые должны быть сформированы у студентов педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика). Обозначение и суть компетенций соответствуют требованиям ФГОС ВО третьего поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт от 9.02.2016, № 91).
Всего насчитывается девять общекультурных компетенций. Мы рассмотрим компетенцию (ОК-3) – способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; компетенцию (ОК-5) – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
Компетенции формируются комплексно посредством воздействия совокупности дисциплин на каждую из компетенций. Проанализируем формирование общекультурных компетенций на примере направления педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) (рис.1). Большим количеством дисциплин формируется компетенция способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3). Такая компетенция формируется под влиянием совокупности восемнадцати дисциплин. В результате освоения дисциплин на высоком уровне обучающийся должен знать современные методики, инновационных технологий и средств управления образовательным процессом, инструкции и нормативно-правовые документы для ориентации в современном информационном пространстве, методы научного познания для формирования путей получения новых знаний в профессиональной области, механизмы, методологии и правила организации процесса разработки управленческого решения, правила межличностной коммуникации в проектной группе. Уметь выполнять и оценивать свою работу в учебной или профессиональной области в соответствии с инструкциями и нормативно-правовой документацией, ориентироваться в условиях обновления целей, содержания, смены технологий в профессиональной среде, принимать самостоятельно решения, генерировать новые идеи и реализовать их в научно-исследовательской и профессиональной деятельности, применять правила межличностной коммуникации, использовать и обосновывать применение методов научного познания в профессиональной области. Владеть методами научного познания для формирования путей получения новых знаний в профессиональной области, навыками оценивания своей работы в профессиональной области, навыками ориентирования в условиях обновления целей, содержания, смены технологий в профессиональной среде, навыками принятия самостоятельных решений, генерирования новых идей и их реализации в научно-исследовательской и профессиональной деятельности, навыками межличностной коммуникации, навыками участия в типовых проектах.
Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что компетенция (ОК-3) является наиболее значимой из всех общекультурных компетенций, так как она формирует большое количество знаний, умений и владений.
Рисунок 1. Обеспечение общекультурных компетенций дисциплинами
Наряду с общекультурными компетенциями формируются общепрофессиональные компетенции, всего их шесть. Компетенции способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) и готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) формируются под влиянием наибольшего одинакового количества различных дисциплин (рис.2). Рассмотрим, какие знания, умения и владения обеспечивают эти компетенции. В результате освоения дисциплин на высоком уровне обучающийся должен знать существующие стандарты и нормативные руководящие документы в информационной и образовательной деятельности, роль и место индивидуальной, информационной и общественной безопасности, основные понятия гуманитарных аспектов информационной безопасности. Уметь ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности, понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности понятийно-терминологическую базу дисциплины, самостоятельно оценивать влияние процесса глобальной информатизации общества на развитие науки, культуры, системы образования, информационных и коммуникационных процессов общества и его индивидов. Владеть навыками разработки организационно-распорядительной документации по вопросам индивидуальной, информационной и общественной безопасности.
Выше перечисленные компетенции формируют большое количество знаний, умений и навыков, из чего мы можем сделать вывод, что компетенции (ОПК-2) и (ОПК-6) являются наиболее значимыми из общепрофессиональных компетенций для педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика).
Рисунок 2. Обеспечение общепрофессиональных компетенций дисциплинами
Основной задачей нашего исследования было выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика). Рассмотрев компетенции по влиянию на них учебных дисциплин и по содержанию знаний, мы можем сделать вывод, что наиболее значимыми и как следствие трудноформируемыми компетенциями являются компетенции ОК-3, ОПК-2 и ОПК-6. Именно усвоение студентом перечисленных компетенций дает нам гарантию получения компетентного специалиста с необходимым для эффективной деятельности количеством знаний, умений и навыков.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
- Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1203-1207.
- Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. Модель методики формирования у будущего учителя информатики компетенции в области обеспечения информационной безопасности // Новые информационные технологии в образовании. В книге: Международной научно-практической конференции (11-14 марта 2014 г., г. Екатеринбург). Изд-во: Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. – С. 527-531.