СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНСТРУКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Белинская Анастасия Викторовна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается возможность использования основ социальной педагогики и педагогической методологии в структуре уточнения категорий «социализация обучающегося» и «самореализация обучающегося».

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF PERSONALITY CONSTRUCTS IN SOCIAL PEDAGOGY

Belinskaya Anastasia Viktorovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article discusses the possibility of using the foundations of social pedagogy and teaching methodology in the structure refinement categories of "socialization of learning" and "self-realization of the student".

Keywords: health, health preservation, self-realization, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14903 (дата обращения: 23.02.2024).

Социальная педагогика [1-2] как отрасль современного профессионально-педагогического знания обеспечивает определение и решение задач развития личности в модели социальных отношений и способов оптимизации условий самореализации и самоутверждения. Курс «Практическая педагогика» [3-9] определяет возможность качественного поиска будущего педагога в системе моделирования и реализации условий социально-педагогической деятельности, что доказывается с теоретической стороны работами [10-23], с практической – работами [24-37]. Определим в конструктах социальной педагогики понятия «социализация» и «самореализация».

Социализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс решения задачи оптимального, персонифицированного формирования социального опыта у субъекта современного образования, определяющего своё развитие в плоскости адаптивных отношений и адаптивной педагогики, где фасилитация и педагогическая поддержка преобладают во всех направлениях реализации условий развития «хочу – могу – надо – есть», предопределяя качество реализации идей гуманизма и продуктивности.

Социализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс поиска акмеверифицированных условий развития личности в социальном пространстве, обеспечивающих учет способностей и здоровья всех групп на кривой нормального распределения способностей и здоровья, системно модифицирующий педагогическую деятельность в русле конструктивных решений задач «хочу – могу – надо – есть», определяющих социальный опыт, социальные отношения, социальные роли, социальные связи и приоритеты развития базовыми конструктами становления личности обучающегося в модели ведущей деятельности и общении, хобби досуге.

Социализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс верификации качества формирования социального опыта в модели современного образования, гарантирующего личности и обществу своевременность в развитии и продуктивном обогащении социальных отношений и сотрудничества (партнерства) всевозможными ресурсами фасилитации и акмеверификации описываемого явления и процесса.

Социализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования опыта социальных отношений, в структуре которых ценность образования и ценность гуманизма переопределяют все составные определяемых противоречий «хочу – могу – надо – есть», системно детерминирующих возможности развития личности в обществе и общества с личностью, реализующей целостную программу сотрудничества и саморазвития, сотворчества и самоутверждения через продукты деятельности и общения, обеспечивающие самосохранение личности и общества в различных конструктах описания и коррекции качества реализации описываемого процесса.

Социализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования условий и возможностей детерминации ценностей ЗОЖ (здоровый образ жизни), реализующих многомерную практику верификации качества формирования социальных и образовательных отношений, обеспечивающих выявление и ситуативно реализуемую коррекцию приоритетов и возможностей развития и самоутверждения личности в моделях становления и самореализации личности в ведущей деятельности и общении, хобби и досуге, качество которых персонифицировано, социально корректируемо, исторически регламентировано и законодательно защищено.

Социализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования смыслов и возможностей развития личности в культуре, определяющей качество и уровень современного образования и продуцирования ресурсов воспроизводства системы социальных институтов и образования, являющего составной частью любого государства, охраняющего качество жизни и развития как приоритетов самосохранения и системной самоорганизации антропосреды, реализующей через описываемый процесс все составные условия и возможности оптимальной детерминации и самоидентификации, саморазвития и продуцирования необходимых ресурсов надлежащего качества, количества и возможностей использования.

Социализация обучающегося с точки зрения мультисредового подхода – процесс поиска решений задачи «хочу – могу – надо – есть» в многомерной матрице микро-, мезо-, макро- и комбигрупповых отношений, определяемых ситуативно, персонифицировано, в соответствии со всеми условиями развития личности и социума, предопределяет возможность достижения высоких результатов в развитии и формировании социального опыта, социального воспроизводства уровня жизни и культуры, многомерности поиска личности и общества общечеловеческих ресурсов взаимодействия и самоутверждения.

Социализация обучающегося с точки зрения поликультурного подхода – процесс формирования смыслов и целей, ценностей и компетенций личности в поликультурном образовательном пространстве, определяющем на протяжении всей жизни человека возможность ситуативного развития и самореализации благодаря непрерывности и персонифицированности современного профессионального образования как гаранта стабильности и защиты личности и общества, эволюционирующих в конструктах идей современной ноосферы и антропологии.

Социализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс формирования социального опыта личности, реализующей в личной практике и конструктах современного образования программы, фасилитирующие достижение высоких результатов в модели ведущей деятельности, системно модифицирующей сознание личности и средства самовыражения, самореализации и самоутверждения в поле социально значимых и конкурентоспособных возможностей развития и сотрудничества.

Социализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора условий и особенностей решения задач формирования опыта социальных отношений и приоритетов развития в конструктах современного образования и культуры, располагающих общество и личность к рекурсивному определению и решению задач «хочу – могу – надо – есть», детально визуализирующих практику описываемого процесса.

Социализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования полного набора словесно-логического моделирования, фасилитирующего самовыражение личности в модели современного образования и культуры социальных взаимоотношений, особенности которых можно идентифицировать и корректировать в микро-, мезо-, макромасштабах описания и изменения результативности сформированного социально-образовательного опыта деятельности и взаимоотношений.

Самореализация обучающегося с точки зрения адаптивного подхода – процесс формирования потребности личности обучающегося в модели персонифицированного, адаптивного развития, стимулирующих личность к объективному определению и ситуативному решению задачи саморазвития и самоутверждения через продукты деятельности и общения, оцениваемые в соответствии с условиями и возможностями оценки качества производимых услуг и определяемых продуктов современного общества.

Самореализация обучающегося с точки зрения акмеологического подхода – процесс формирования смыслов, ценностей, уровня притязаний, способов решения задач в иерархии социальных соотношений и формируемого социального опыта, предопределяющих успешное включение личности в систему микро-, мезо-, макрогрупповых отношений за счет качественного организованного и неустанно корректируемого описываемого процесса, где вершина всех преобразований определяется в конструктах возможных решений задач развития личности в социуме «хочу – могу – надо – есть».

Самореализация обучающегося с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования условий и особенностей решения задач развития «хочу – могу – надо – есть», верификация качества которых определяется системой формируемых в обществе ценностей, смыслов, особенностей достижения продуктивного решения определяемого явления и процесса.

Самореализация обучающегося с точки зрения гуманистического подхода – процесс реализации развития личности в модели современного непрерывного профессионального образования, гарантирующего получение определенно высоких результатов в единоличной и коллективной деятельности, продукты которой востребованы в социальном пространстве и системе образования, качество продуктов и услуг деятельности определяется нормами этики, культуры, права и организуемого процесса.

Самореализация обучающегося с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс решения задач продуцирования объектов и услуг, определяемых в конструктах деятельности и общения, системно верифицирующих практику ЗОЖ и условий оздоровления личности в системе социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений за счет ресурсов самовыражения и арт-терапии, продуктов НТП и патентования продуктов деятельности и сотрудничества.

Самореализация обучающегося с точки зрения культурологического подхода – процесс верификации идей культурообусловленного развития обучающегося в моделях продуктивных отношений и способов решения задач, предопределяющих успешность становления и самовыражения в различных плоскостях социального знания, пролонгирующего социальную востребованность личности в микро-, мезо-, макрогруппах.

Самореализация обучающегося с точки зрения мультисредового подхода – процесс продуктивного самоутверждения личности через качественно решаемые задачи развития «хочу – могу – надо – есть», специфика мультисредового уточнения реализует целостность и объективность оптимизации формирования уровня притязаний и качества определяемых в деятельности продуктов, предопределяющих успешность личности выделенной плоскости отношений.

Самореализация обучающегося с точки зрения поликультурного подхода – процесс многомерного анализа, оценки и оптимизации условий продуцирования всех антропологически обусловленных и конкурентоспособных продуктов развития человечества в решении задач развития «хочу – могу – надо – есть», определяющих успешность личности базовым ресурсом и продуктом описываемого процесса.

Самореализация обучающегося с точки зрения синергетического подхода – процесс самокоррекции и самоорганизации выбора способов и ресурсов продуцирования конкурентоспособных товаров и услуг, непосредственно связанных с системой непрерывного образования и профессионально-трудовыми отношениями, определяющими в различных плоскостях антропознания свои возможности и перспективы развития, продукты и средства воспроизводства уровня развития антропосистемы.

Самореализация обучающегося с точки зрения стилистического подхода – процесс качественного, персонифицированного самовыражения личности в идеальных и материальных продуктах деятельности и общения, возможности которых оптимизированы в специальном выборе личности и общества, предопределяющих успешные отношения и конкурентоспособные условия сотрудничества и взаимодействия личности и общества.

Самореализация обучающегося с точки зрения тезаурусного подхода – процесс обогащения мировой культуры и внутреннего мира личности всеми языковыми ресурсами полного состава науки или научной области деятельности, предопределяющими успешность личности в выбираемых конструктах продуктивного самоутверждения и жизнедеятельности.

Выделенные определения могут быть использованы в моделировании программно-педагогического обеспечения основ социального воспроизводства уровня образования, культуры и эволюционирующей антропосреды.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  3. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  4. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  5. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  9. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  11. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  12. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  13. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  14. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  15. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  16. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  17. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  18. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  19. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  20. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
  21. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
  22. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  23. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  24. Байменов М.С., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66866
  25. Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14859
  26. Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
  27. Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
  28. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
  29. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
  30. Власкина С.И., Зубанов В.П., Тютченко В.Н. Социализация как модель реализации гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5603
  31. Власкина С.И., Тютченко В.Н., Зубанов В.П. Возможности детерминации современного воспитания в моделях педагогической методологии // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5602
  32. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
  33. Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5588
  34. Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
  35. Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
  36. Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
  37. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559


Все статьи автора «ФФК НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: