В современных условиях развития системы образования вузам необходимо формирование успешного имиджа.
Проблема репутации, общественного мнения об организациях высшего образования и, как следствие, формирование и управление его имиджем, в последнее время получает широкий резонанс в области образования, в средствах массовой информации, на уровне общения работников высших учебных лиц, учащихся и родителей, работодателей. Формирование позитивного имиджа высшего учебного заведения и его поддержания влияет не только на усиление конкурентоспособности и ее перспективы, но в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и стране.
Имидж общеобразовательного учреждения представляет собой образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать эмоциональное влияние определенной направленности на социальное окружение. Формирование имиджа представляет собой процесс, в ходе которого руководство университета создает заранее спланированный образ вуза на основе имеющихся ресурсов [2]. Имидж – это средство воздействия на общественное мнение, которое всегда направлено на стимулирование положительных эмоций.
Наряду с понятием имиджа университета, распространение получают такие понятия как «бренд» и «деловая репутация», которые по своей природе являются различными понятиями, но в совокупности формируют важнейшие нематериальные активы вуза.
Репутация по своей природе является более глубоким и обширным понятием. Так если имидж образовательного учреждения основывается на эмоциональном восприятии организации в данный момент времен, то репутация складывается годами, основана на более объективных показателях, охватывает все сферы деятельности образовательного учреждения.
Под брендом образовательного учреждения следует понимать систему, связывающую вместе продукт, имидж, образ марки в сознании потребителя, а также видение производителем образов предоставляемой услуги, марки вуза и основных характеристик потребителей [3].
Имидж любого современного высшего учебного заведения должен ориентироваться на систему ценностей, норм и корпоративную культуру вуза. Именно поэтому формирование корпоративной культуры образовательного учреждения – обязательный процесс для вуза, занимающегося своим имиджем.
Причиной, по которой в последнее время уделяется должное внимание к корпоративной культуре в процессе формирования имиджа, выступает необходимость выработки чувства преданности работников к деятельности вуза. И действительно, во всех образовательных учреждениях вопрос становления корпоративной культуры является наиболее актуальным.
Особенности формирования корпоративной культуры современных университетов состоят в следующем:
1. При формировании корпоративной культуры важно учитывать специфику российской экономики, а именно ее переход к рыночным отношениям; в таком случае речь идет о создании предпринимательской культуры» университета. Перед вузами в современных условиях развития экономии России стоит задача по сохранению финансовой стабильности, привлечению дополнительных источников финансирования. Поэтому в процессе формирования корпоративной культуры необходимо, чтобы все сотрудники и студенты правильно относились к предпринимательской деятельности вуза.
2. Важной особенность и составляющей корпоративной культуры вуза – формирование студенческой культуры.
3. Корпоративная культура создается с целью содействия качественного образования студентов, которые будучи выпускниками, смогут добиться карьерных успехов. Выпускники вуза, успешно трудоустроившиеся, выступают подспорьем для формирования корпоративной культуры.
4. В процессе создании корпоративной культуры важным условием является сохранение культурных традиций учебного заведения.
Корпоративная культура высшего учебного заведения выполняет следующие важные функции:
- утверждает понимание стратегии и направления развития вуза;
- формирует способность своевременно реагировать на социальные конфликты;
- подпитывает заинтересованность и вовлеченность сотрудников и студентов вуза;
- обеспечивает сплоченность, базирующуюся на ключевых ценностях
Развитая корпоративная культура способствует созданию успешного имиджа и репутации вуза, слаборазвитая культура, напротив, приводит к ослаблению имиджа и препятствует его развитию.
Именно организация и совершенствование системы корпоративной культуры вуза, ее деловой среды обеспечивает формирование такого конкурентного преимущества как имидж.
Рассматривая особенности создания положительного имиджа высшего учебного заведения, важно понимать, что каждой организации, коммерческой и некоммерческой, присуща корпоративную индивидуальность, которая определяется в первую очередь его индивидуальной корпоративной культуры.
На сегодняшний день большинство образовательных организаций уделяют внимание проблемам формированию корпоративной культуры, внедрения ее ценностей, норм в сознание персонала и обучающихся.
Корпоративная культура университета является основанием для формирования конкурентоспособного имиджа университета, ориентированного на различные целевые группы (стейкхолдеров). Всех стейкхолдеров образовательного учреждения можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние стейкхолдеры. К категории внешних стейкходеров можно отнести: государство; учреждения, организации и компании в лице работодателя; другие учебные заведения; абитуриенты и их родители; общество в целом. К числу внутренним стейкхолдерам относят: обучающиеся всех ступеней образования; сотрудники вуза.
Так же, можно сказать, что имидж выступает интегральной характеристикой корпоративной культуры и отражает корпоративные особенности образовательной организации. Именно поэтому формирование целостного имиджа вуза невозможно без предварительной комплексной работы над формированием корпоративной культуры вуза и таких ее базовых компонентов, как миссия, стратегия, бренд, репутация и др.
В рамках развития корпоративной культуры руководством университета разрабатывается корпоративный кодекс этики. Требования и методологическая база построения кодексов отсутствуют, поэтому каждый вуз создает его в произвольной форме.
Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют преподаватели и студенты. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. В настоящее время практически в каждом высшем учебном заведения есть свои кодексы корпоративной этики.
Кодекс корпоративной этики вуза представляет собой документ, обеспечивающий поддержание социального климата вуза. Кодекс включает в себя как нравственные нормы поведения, так и основные правила деятельности, это своеобразный кодекс чести, признаваемый всеми членами коллектива.
Рассмотрим примеры корпоративных норм ведущих университетов России, имеющих различную структуру и содержание.
- Кодекс корпоративной этики работников и обучающихся «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1 Общие положения
2 Список используемых нормативных актов
3 Корпоративные ценности
4 Общие правила поведения в МГТУ («Сплоченность, доброжелательность, чувство товарищества, взаимопонимание и взаимопомощь, доверие друг другу — важнейшие условия совместимости в коллективе и сохранения в нем высоконравственной атмосферы»).
5 Принципы взаимоотношений между работниками («При возникновении конфликтной ситуации между работниками или подразделениями приоритетами в решении конфликта являются нормы морали и нравственности»).
6 Взаимоотношения между руководителями и работниками.
7 Требования к поведению работника профессорско-преподавательского состава.
8 Требования к поведению обучающихся.
9 Правила взаимодействия с третьими лицами и средствами массовой информации [5].
Волгоградский государственный технический университет 22 января 2015 года утвердил Кодекс этики и служебного поведения. В его структуре всего 4 пункта. (I. Общие положения., II. Основные принципы и правила служебного поведения работников, III. Рекомендуемые этические правила служебного поведения работников университета, IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса) [6].
В рамках развития корпоративной культуры, ВолгГТУ необходимо разработать нормы и правила не только для персонала, но и для студентов. Кроме того, в отличие от вышеперечисленных вузов, в кодексе ВолгГТУ отсутствуют принципы взаимоотношения между конкурентами, контрагентами вуза. Ведь расширяя и усовершенствуя Кодекс корпоративной этики, вуз формирует и развивает корпоративную культуру.
Таким образом, можно сделать вывод, что основой формирования имиджа образовательной организации выступает его корпоративная культура как совокупность ценностей, принципов, философии развития университета. Процесс создания конкурентоспособного имиджа университета должна начинаться, прежде всего, с развития сильной корпоративной культуры.
Библиографический список
- Фимина М. А. Имидж вуза как составляющая системы образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 68-72.
- Арефкина, Ю.А. Деловая репутация высших учебных заведений / Ю.А. Арефкина, Е.Е. Харламова // Наука и образование – 2015 : матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Мурманск, 1 нояб. 2015 г.) / ФГБОУ ВПО «Мурманский гос. техн. ун-т». – Мурманск, 2015. – C. 198-202.
- Грошев И.В., Юрьев, В.М. Вуз как объект брендинга [Текст] // Грошев И.В., Юрьев В.М Высшее образование в России. 2010а. №1. С. 23-29.
- Харламова, Е.Е. Теория и методология эффективного управления динамичным развитием образовательной организации: монография / Е.Е. Харламова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 159 с.
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа :. – http://www.magtu.ru/ Загл. с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2016).
- Волгоградский государственный технический университет [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://vstu.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2016).