ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА САЙМОНА В ПРОИЗВЕДЕНИИ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

Раифов Эскендер Усеинович
Крымский инженерно-педагогический университет
студент 4 курса, филологического факультета

Аннотация
В данной статье анализируется образ Саймона из произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Отображены связи образа с библейской системой в рамках парадигмы сравнения Саймона и Иисуса. Кроме того, рассматривается место Саймона в системе отношений между другими образами произведения, анализируется символизм и мистицизм образа мальчика.

Ключевые слова: «Повелитель мух», Зверь, концепт будущего человека, мистическая фигура, провидец, Саймон, Уильям Голдинг


THE INTERPRETATION OF SIMON’S CHARACTER IN THE WILLIAM GOLDING NOVEL «LORD OF FLIES»

Raivof Eskender Useinovich
Crimea Engineering and Pedagogical University
4th year student, Philological Department

Abstract
In the article Simon’s character from W. Golding’s novel “Lord of Flies” is analyzed. The connection with the Bible is represented through the paradigm of comparison of Simon and Jesus. Besides, the relations of the character with other characters within the story are represented; symbolic significance and mysticism are analyzed.

Keywords: Beast, concept of the future man, Lord of Flies, mystic figure, seer, Simon, William Golding


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Раифов Э.У. Интерпретация образа Саймона в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14822 (дата обращения: 21.02.2024).

Произведение Уильяма Голдинга «Повелитель Мух» открыто для всевозможных прочтений и интерпретаций. Интерес представляет не только сюжет романа, а и отдельные образы, среди которых, безусловно, важное место принадлежит образу Саймона.

 

Существуют многочисленные исследования, сопоставляющие произведение «Повелитель мух» Уильяма Голдина и сюжеты из Библии. Кроме того, сам автор дает комментарии по этому поводу в лекции «Fables», где утверждает, что основной идей написания произведения была интенция философского осмысления идеи первородного греха. Автор намеренно переносит мальчиков в такие условия, которые поспособствуют разложению человеческих качеств  и обнажат греховность.

В контексте рассмотрения идеи книги и ее связи с библейскими сюжетами, важным элементом является сопоставление образа Саймона и Иисуса Христа. Позиция Саймона как персонажа книги соотносима с позициями, на которых стоял Иисус Христос, а отношение общества к Саймону кореллирует с соответствующим к Иисусу. Как и Иисус, Саймон – единственный, кто знает правду о Звере, но не может рассказать другим ребятам. Немаловажной является роль Саймона как провидца. Саймон, в отличие от Иисуса, не смог предвидеть свою смерть, однако, он был первым ребенком, который сразу понял, что зло – часть их самих, каждого ребенка, она внутри каждого.

Парадигму сравнения Саймона и Христа можно проводить и дальше, углубляясь в сюжет. Так, например эпизоды, где Саймон, подобно Христу, ведет за собой некоторых детей и собирает для них фрукты, помогает им. Он защищает Хрюшу, помогает ему вернуть очки, которые сбил с его головы Джек. Кроме того, у Саймона есть секретная пещера в джунглях, где он проводит много времени в абсолютном одиночестве.

Однако, Саймон – настолько разноплановый и глубокий персонаж, что его ограниченное соотношение только с образом Христа было б довольно поверхностным.

Саймон обладал не только внутренними качествами, выделявшими его среди остальных мальчиков, но и внешними. «Он был маленький, тощий мальчуган с острым личиком, и глаза у него так сияли, что Ральф сначала принял его за веселого, хитрого шалуна. Черные густые космы нависали на низкий широкий лоб и почти закрывали его» [1, с. 82].  Он похож на традиционный образ Иисуса Христа: он аскетичного телосложения, ходит босиком, у него длинные темные волосы, худое острое лицо с широким низким лбом и сияющие, притягивающие внимание глаза.

Рассматривая Ральфа как представителя цивилизации, а Джека как представителя природных, дикарских сил, особое место в этой парадигме стоит выделить именно Саймону. Саймон – фигура, стоящая на качественно новой ступени. В Саймоне Голдин пытается донести концепт человека будущего. Саймон доносит идею прирожденной святости, спиритуализма и глубокой связи с природой. Все эти проявления в Саймоне не столько органичны, как органичны первичные инстинкты в Джеке. Саймон любит всех мальчиков, оказавшихся на острове, чем доказывается его духовное верховенство.

По всей видимости, Саймон мог быть единственным спасением для всех мальчиков, если бы они к нему прислушались. К такому выводу можно прийти, обратившись к диалогу Саймона и Повелителя Мух. Свиная голова говорит Саймону, что он лишний на острове, что ему нужно пойти, дать возможность другим детям позабавиться [1, с. 226]. Диалог между Повелителем Мух и Саймоном можно рассматривать как диалог человека с самим собой, со своим злым началом. Возможно, это была не иллюзия и не галлюцинация, Саймон говорил сам с собой, с той частью себя, которая была поражена злом. Однако, Саймон смог контролировать эту свою сторону, фактически обуздать ее.

Саймон – персонаж, находящийся вне ментальности охотника, вне ментальности лидера, он даже не до конца понимает, кто есть он сам. Именно это дает ему возможность понять все происходящее предельно ясно. Он тесно связан с природой, он – ее компонент, составляющая часть. Саймон принимает обе стороны реальности.

Совокупность всех характеристик образа Саймона можно обобщить, назван его состояние “Simon-ness of Simon” [2], или, отсутствие Саймона в Саймоне.

Остальные персонажи в произведении прекращают придерживаться морали, соблюдать правила, установленные цивилизацией сразу, как пропадает страх быть наказанным. Единственным ребенком, который действует согласно морали, не из страха быть наказанным остается лишь Саймон.

В то время, как остальные мальчики занимались освобождением себя от оков цивилизации, безмятежно играли в воде, ели фрукты, охотились, освобождая Зверей внутри себя, Саймон исследовал лес, восхищался красотой и гармонией все вокруг на острове, открывал новые секретные места. В своем убежище он познавал окружающий мир глубоко интуитивно.

Саймон познает человека, его сущность, философию человеческого бытия. Саймону доступно видеть то, чего другие мальчики увидеть не могут в виду своей природы. Саймон благодаря своей природе разгадывает истину Зверя.

Саймон – единственный среди мальчиков, кто не боится Зверя, кто разговаривает с ним. Именно из уст Саймона звучит главная идея произведения о том, что зверь – не внешнее проявление, а он внутри каждого из нас. Кроме того, Саймон – единственный, кто не боится «ложного бога», парашютиста, спустившегося с неба, которого остальные ребята приняли за Зверя. Он видит его и понимает его сущность, его природу. Слово Христос, он обладает сакральным знанием, и он хочет поделиться этим с остальными ребятами. Но, придя из темноты с истиной правдой, Саймон остается не услышанным.

Смерть Саймона также может рассматриваться в глубоко-символичном контексте. Саймон, который хотел донести до детей правду о звере, поделиться с ними сакральной информацией, информацией, которая бы спасла всех ребят, попадает в лагерь Джека, где его убивают с почти дикарской обрядовостью. Саймон попадает в круг детей, охваченных жадным, дикарским, первозданным желанием убивать. Саймон описывается в эпизоде собственной смерти как зверь, его били, кусали, пинали, не давая ни единого шанса вырваться и выжить. Мальчики находились будто в состоянии транса. «Слов не было, и не было других движений – только рвущие когти и зубы» [1, c. 239]. Со смертью Саймона умирает и правда о парашютисте. Когда же Саймон был уже убит, а все мальчишки разбрелись от его тела, хлынул сильнейший ливень, начался прилив. Смерть Саймона стала фактически его возвращением к своему естественному миру – миру природы. Приливом его подхватывает и уносит в открытое море.

Не смотря на то, что фигура Саймона – фигура крайне мистическая, он тесно связан именно с реализмом, ведь он знает все ужасные последствия, связанные с открывшейся ему правдой, и он понимает, что, открыв правду мальчикам, он будет сам уничтожен.

Если бы мальчики прислушались к Саймону, его идеям, стали жить согласно тем знаниям, которыми он обладал, им бы удалось избежать того падения, которое они совершили. Возможно, им бы даже удалось найти путь как бороться с дефектами собственных душ, и они позволили бы своим природным предрасположенностям к доброте процветать. В романе высказана маленькая надежда для каждого отдельного человека и огромная надежда для всего человечества.


Библиографический список
  1. Голдинг У. Повелитель мух / У. Голдинг; пер. с англ. Е. Суриц.   М.: АСТ, 2014. – 317 c.
  2. Mark Kinkead Weekes & Ian Greger. William Golding – A Critical Study. FABER AND FABER, 1967. – P. 30-31


Все статьи автора «Радченко Кристина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: