В современном мире и на протяжении всей истории человечества проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретала и приобретает особую актуальность. Очень часто рассматриваются глубокие вопросы, связанные с личностным самоопределением, выбором жизненного пути и пониманием смысла жизни. По этой причине возникает необходимость изучения этой проблемы не только в философском, но и в психологическом аспекте.
Изучение этой проблемы очень важно, поскольку на протяжение всей своей сознательной жизни личность сталкивается с мотивами поиска её смысла, мотивами, которые ориентируют не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленные этапы жизни, охватывающие все её жизненное пространство. Поэтому необходимо особое внимание уделять развитию смысложизненных ориентаций личности, дабы помочь ей самостоятельно построить систему своих целей, ценностей и смысловых установок.
Актуальность данной работы связана с тем, что многие студенты-психологи испытывают трудности в выборе своего жизненного пути. Для разрешения этой проблемы необходимо изучить особенности ценностно-смысловой сферы студентов-психологов, определяющие выбор жизненного пути.
Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе психолого-педагогического и инженерно-технологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета.
Контингент испытуемых составили студенты-психологи и студенты-инженеры 3-го курса очной формы обучения. В исследовании приняли участие 35 человек. Из них 20 человек – студенты-психологи, 15 – студенты инженеры. Возраст испытуемых – от 19 до 20 лет.
В исследовании использовались следующие методы: тест «Смысложизненные Ориентации» (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева [3, c. 18]; методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича; [4, c. 20-28] анкета «Ценности и смыслы» Е.В. Чёрного. В качестве статистического метода использовался t-Критерий Стьюдента.
Таким образом, были получены следующие результаты: анализ ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у студентов-психологов показывает, что по шкале «Терминальные ценности» на первом месте у испытуемых стоят: здоровье (2,85), любовь (4,4) и уверенность в себе (5,85); на втором: счастливая семейная жизнь (6,5), свобода (8), наличие хороших и верных друзей (8,15); на третьем: жизненная мудрость (8,35), развитие (9,8), материально обеспеченная жизнь (9,35).
Результаты по шкале «Инструментальные ценности» показывают, что на первом месте у испытуемых стоят: честность (5,75), образованность (6,45), независимость (7,5); на втором: жизнерадостность (6,5), воспитанность (7,1), независимость (7,5); на третьем: терпимость (8,05), аккуратность (8,3), широта взглядов (8,95).
Анализ иерархии ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у студентов-инженеров показывает, что по шкале «Терминальные ценности» на первом месте у испытуемых стоят: развитие (2,9), интересная работа (3,25), материально обеспеченная жизнь (4,05). На втором: познание, (4,7), счастливая семейная жизнь (6,15), общественное признание (6,7). На третьем: счастье других (8,45), активная деятельная жизнь (8,55), удовольствия (8,95).
По шкале «Инструментальные ценности» приоритетными для себя ценностями испытуемые выбрали: эффективность в делах (4, 65), широта взглядов (5), рационализм (5,3). На втором месте: образованность (5,5), независимость (6,1), честность (6,75). На третьем: самоконтроль (7,3), непримиримость к недостаткам (7,55), терпимость (9,1).
По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что ценности студентов-психологов и студентов-инженеров отличаются. Студенты-психологи доминирующими ценностями для себя выбрали здоровье, любовь, уверенность в себе; честность, образованность, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). Студенты-инженеры приоритетными для себя ценностями выбрали: развитие, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, эффективность в делах, широта взглядов, рационализм.
Сравнительный анализ средних значений смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов-инженеров по методике СЖО Д.А. Леонтьева показал статистически значимые по t-критерию Стьюдента (по шкале «Результативность жизни») различия по общему показателю осмысленности жизни (p≤0,05).
В целом, у обеих групп по данной методике выявились средние показатели, это говорит о том, что испытуемые имеют достаточную осмысленность жизни, целеустремлены и имеют планы на свое будущее. Испытуемые в целом считают себя самореализованными личностями, они довольны тем, чего добились за свою жизнь, но и ожидают больших успехов в будущем. Они верят в себя и в свои силы, стараются строить собственную жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле.
Исходя из данных, полученных по результатам методики Е. В. Чёрного «Ценности и смыслы», можно сделать вывод, что большинство студентов-психологов в качестве значимых для себя жизненных ценностей отмечали любовь, счастливые и крепкие семейные отношения, здоровье родных и близких, помощь другим людям. В целом, анализ результатов опросника указывает высокую степень осмысления собственной жизни. Испытуемые четко указывали на то, в чем они на данный момент видят смысл своей жизни, при этом боясь того, что она, в конечном итоге, может потерять всю осмысленность, и оказаться бесцельной и бесполезной.
Результаты методики В. Чёрного «Ценности и смыслы» указывают, что у большинства студентов-инженеров в приоритете развитие, успешная карьера, и материально обеспеченная жизнь.
Вывод. В результате проведенного исследования смысложизненных ориентаций студентов-психологов, можно сделать вывод о том, что значимыми ценностями для студентов-психологов являются: любовь, счастливые и крепкие семейные отношения, здоровье. Они целеустремлены и имеют планы на будущее. Испытуемые стремятся к независимости и самостоятельности; развитию, работе над собой, к постоянному физическому и духовному совершенствованию; достижению жизненной мудрости; а также к материально обеспеченной жизни.
Библиографический список
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. − СПб: Питер Ком, 1999. − 528 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 114 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
- Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.
- Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса, 1973, №5. – 20-28 c.