ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Арап Альбина Эбубекировна
Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет»
студентка 4 курса, специальность "Психология"

Аннотация
В данной статье мы рассмотрели результаты эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций студентов-психологов. В работе осуществили сравнительный анализ особенностей смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов-инженеров.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, ценности


FEATURES OF LIFE ORIENTATIONS OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Arap Albina Ebubekirova
Republican higher education institution “Crimean Engineering and Pedagogical University”
4th year student, specialty "Psychology"

Abstract
In this article, we reviewed the results of empirical studies of the life orientations of psychology students. We conducted a comparative analysis of the choice of life orientations of psychology students and engineering students.

Keywords: semantic vital orientations, the meaning of life., values


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Арап А.Э. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14647 (дата обращения: 22.02.2024).

В современном мире и на протяжении всей истории человечества проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретала и приобретает особую актуальность. Очень часто рассматриваются глубокие вопросы, связанные с личностным самоопределением, выбором жизненного пути и пониманием смысла жизни. По этой причине возникает необходимость изучения этой проблемы не только в философском, но и в психологическом аспекте.

Изучение этой проблемы очень важно, поскольку на протяжение всей своей сознательной жизни личность сталкивается с мотивами поиска её смысла, мотивами, которые ориентируют не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленные этапы жизни, охватывающие все её жизненное пространство. Поэтому необходимо особое внимание уделять развитию смысложизненных ориентаций личности, дабы помочь ей самостоятельно построить систему своих целей, ценностей и смысловых установок.

Актуальность данной работы связана с тем, что многие студенты-психологи испытывают трудности в выборе своего жизненного пути. Для разрешения этой проблемы необходимо изучить особенности ценностно-смысловой сферы студентов-психологов, определяющие выбор жизненного пути.

Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе психолого-педагогического и инженерно-технологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета.

Контингент испытуемых составили студенты-психологи и студенты-инженеры 3-го курса очной формы обучения. В исследовании приняли участие 35 человек. Из них 20 человек – студенты-психологи, 15 – студенты инженеры. Возраст испытуемых – от 19 до 20 лет.

В исследовании использовались следующие методы: тест «Смысложизненные Ориентации» (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева [3, c. 18]; методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича; [4, c. 20-28] анкета «Ценности и смыслы» Е.В. Чёрного. В качестве статистического метода использовался t-Критерий Стьюдента.

Таким образом, были получены следующие результаты: анализ ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у студентов-психологов показывает, что по шкале «Терминальные ценности» на первом месте у испытуемых стоят: здоровье (2,85), любовь (4,4) и уверенность в себе (5,85); на втором: счастливая семейная жизнь (6,5), свобода (8), наличие хороших и верных друзей (8,15); на третьем: жизненная мудрость (8,35), развитие (9,8), материально обеспеченная жизнь (9,35).

Результаты по шкале «Инструментальные ценности» показывают, что на первом месте у испытуемых стоят: честность (5,75), образованность (6,45), независимость (7,5); на втором: жизнерадостность (6,5), воспитанность (7,1), независимость (7,5); на третьем: терпимость (8,05), аккуратность (8,3), широта взглядов (8,95).

Анализ иерархии ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у студентов-инженеров показывает, что по шкале «Терминальные ценности» на первом месте у испытуемых стоят: развитие (2,9), интересная работа (3,25), материально обеспеченная жизнь (4,05). На втором: познание, (4,7), счастливая семейная жизнь (6,15), общественное признание (6,7). На третьем: счастье других (8,45), активная деятельная жизнь (8,55), удовольствия (8,95).

По шкале «Инструментальные ценности» приоритетными для себя ценностями испытуемые выбрали: эффективность в делах (4, 65), широта взглядов (5), рационализм (5,3). На втором месте: образованность (5,5), независимость (6,1), честность (6,75). На третьем: самоконтроль (7,3), непримиримость к недостаткам (7,55), терпимость (9,1).

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что ценности студентов-психологов и студентов-инженеров отличаются. Студенты-психологи доминирующими ценностями для себя выбрали здоровье, любовь, уверенность в себе; честность, образованность, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). Студенты-инженеры приоритетными для себя ценностями выбрали: развитие, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, эффективность в делах, широта взглядов, рационализм.

Сравнительный анализ средних значений смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов-инженеров по методике СЖО Д.А. Леонтьева показал статистически значимые по t-критерию Стьюдента (по шкале «Результативность жизни») различия по общему показателю осмысленности жизни (p≤0,05).

В целом, у обеих групп по данной методике выявились средние показатели, это говорит о том, что испытуемые имеют достаточную осмысленность жизни, целеустремлены и имеют планы на свое будущее. Испытуемые в целом считают себя самореализованными личностями, они довольны тем, чего добились за свою жизнь, но и ожидают больших успехов в будущем. Они верят в себя и в свои силы, стараются строить собственную жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле.

Исходя из данных, полученных по результатам методики Е. В. Чёрного «Ценности и смыслы», можно сделать вывод, что большинство студентов-психологов в качестве значимых для себя жизненных ценностей отмечали любовь, счастливые и крепкие семейные отношения, здоровье родных и близких, помощь другим людям. В целом, анализ результатов опросника указывает высокую степень осмысления собственной жизни. Испытуемые четко указывали на то, в чем они на данный момент видят смысл своей жизни, при этом боясь того, что она, в конечном итоге, может потерять всю осмысленность, и оказаться бесцельной и бесполезной.

Результаты методики В. Чёрного «Ценности и смыслы» указывают, что у большинства студентов-инженеров в приоритете развитие, успешная карьера, и материально обеспеченная жизнь.

Вывод. В результате проведенного исследования смысложизненных ориентаций студентов-психологов, можно сделать вывод о том, что значимыми ценностями для студентов-психологов являются: любовь, счастливые и крепкие семейные отношения, здоровье. Они целеустремлены и имеют планы на будущее. Испытуемые стремятся к независимости и самостоятельности; развитию, работе над собой, к постоянному физическому и духовному совершенствованию; достижению жизненной мудрости; а также к материально обеспеченной жизни.


Библиографический список
  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. − СПб: Питер Ком, 1999. − 528 с.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности.  — М.: Смысл, 1999. — 114 с.
  3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  4. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.
  5. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса, 1973, №5. – 20-28 c.


Все статьи автора «Альбина Арап»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: