Будучи феноменами традиционной национальной пищи в Японии, суши и сашими становятся «элементом новаторства и импровизации в российской ментальности» [1, с.14]. Нехарактерная экзотическая пища так приходится по нраву, что становится «личным предпочтением и любимым лакомством большинства молодежи» [2, с.42] (от 14 до 35 лет). В связи с неподдельным интересом к данному культурному феномену был проведен социологический опрос общественного мнения о японской кухне в г. Ростове-на-Дону.
В ходе исследования было опрошено 200 респондентов разного возраста, из них 50% – мужчин и 50% женщин, из которых 72% женщин и 63% мужчин положительно относятся к «японской пище в дань моде к «экзотике»» [3, с.101].
Популярность японской еды обусловлена «культурной направленностью на здоровый образ жизни» [4, с.115] поскольку традиционно основывается на морепродуктах, усваиваемых лучше жаренного мяса и молочных продуктов. Суши (рис с рыбой или морепродуктами) и сашими (морепродукты с овощами и водорослями) представляют не только полезные продукты, богатые минералами, витаминами, аминокислотами, фосфором, йодом и т.д., которые поступая в наш организм борются с сердечно-сосудистыми заболеваниями, улучшают состояние кожи, волос, ногтей, благотворно влияют на работу мозга., но и благодаря рису, который улучшает пищеварение, это еще и способ стать стройнее, снижает уровень холестерина, способствует очищению сосудов, улучшает память и когнитивные функции. «Рациональное питание помогает стать бодрее, активнее и энергичнее» [5, с.86].
Хотя, диетологи утверждают, что не стоит питаться исключительно суши в течение недели или дольше, поскольку это монодиета, «ограниченная выбором продуктов» [6, с.73], поэтому организм может насытиться одними питательными веществами, но при этом испытывать недостаток в других. Не всем показана суши диета, в частности, она не рекомендуется людям с язвой желудка, гастритом, аллергикам. Несмотря на эти замечания вопрос соцопроса В.8 «Считаете ли Вы, что японская кухня способствует снижению веса?» показал что «Да» (женщин – 54%, мужчин – 47%). И, действительно, во-первых, в суши мало калорий – от 60 до 100, в зависимости от состава. Во-вторых, они содержат мало жиров. И в-третьих, суши «обладают высокой питательной ценностью» [7, с.81], они перевариваются не один час и надолго дают ощущение сытости, что позволит спокойно, не чувствуя голода и избегая перекусов, продержаться между приемами пищи.
Такие вопросы как В.11 «Какие блюда японской кухни называете чаще всего?» (суши-роллы женщин – 44%; мужчин – 42%). В.12 «Используете ли соусы и приправы?» (да – 40% женщин и 43% мужчин). В.13 «Считаете ли Вы японскую еду сытной?» (да – 40% женщин и 43% мужчин). В.14 «Соблюдаете ли Вы при посещениях ресторанов японской кухни японский этикет?» (да 58% женщин и 68% мужчин). В.15 «Оцените качество блюд в заведениях? (отличное - 48% женщин и 36% мужчин, среднее – 36% женщин и 39% мужчин». В.16 «Считаете ли Вы, что таких заведений должно быть больше? (да – 41% женщин и 45% мужчин). В.17 «Что Вы хотели изменить в данных заведениях?» (все устраивает – 44% женщин и 51% мужчин) показывают, что население г. Ростова-на-Дону «охотно принимает инновации» [8, с.13] в виде кухни японской «пищевой культуры в целом и в жизни» [9, с.77] .
Современное увлечение востоком, демократичные цены, красочное меню, интригующий этикет – сделали свое дело. Офисные служащие в восторге – это быстрая, недорогая и удобная еда, «пришедшая на смену корпоративным столовым» [10, с.79].
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- В настоящее время большинство молодежи проявляет интерес к японской кухне;
- Популярность японской еды обусловлена «модой на здоровый образ жизни» [11, с.52];
- Все более распространенным становится новый стиль жизни, включающий «элементы новаторства, импровизации, имитации» [12, с.71] как в приготовлении блюд, так и в японском этикете потребления пищи.
- Выявляется некий парадокс: проявляя заинтересованность к японской кухне, мало кто готовит ее дома, т.е. «традицией японской кухня не становится» [13, с.82].
Проведенный социологический опрос общественного мнения ростовчан в процессе анализа указывает на то, что суши и сашими потребляются в качестве «модного акцента к современному стилю жизни» [14, с.97] (в основном офисных работников), основанного на «рациональном» подходе к проблемам здоровья, поддержания хорошей физической формы и «эстетической изысканности приобщения» [15, с.89] к японской культуре благодушия, рассудительности и спокойствия.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
- Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
- Алоян Н.Л. Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
- Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.