ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Барков Геннадий Владимирович1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье рассматриваются особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов в системе бакалавриата. Качество создания и модификации средств саморазвития является функцией биологического потенциала личности и среды, системы воспитания и социально-профессиональных отношений, специфики и возможностей полифункционального стимулирования личности и социума в создании и распространении оптимальных условий и педагогических средств саморазвития личности в модели поликультурного образования.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогические средства, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


FEATURES OF USE OF MEANS OF SELF-DEVELOPMENT IN THE MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS

Barkov Gennady Vladimirovich1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, senior engineer

Abstract
In article features of use of means of self-development in the model of professional training of teachers in the system of undergraduate. The quality of created and modified means of self-development is a function of the biological potential of the individual and environment, education and socio-professional relations, peculiarities, and possibilities of multifunctional stimulation of the individual and of society in the creation and distribution of optimum pedagogical conditions and means of self-development in a model of multicultural education.

Keywords: competence, independent work of the student, pedagogical means, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Барков Г.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13151 (дата обращения: 23.02.2024).

Специфика поиска оптимальных условий развития и саморазвития личности – одно из центральных направлений научно-педагогического исследования педагогики развития, педагогики физической культуры и спорта. Определим возможные условия и практику определения и воспроизводства педагогических средства, определяющих перспективой своих действий оптимизацию процессов развития и саморазвития, заложив основы научно-педагогического исследования [1-3] и основы педагогического моделирования [4-5] в структуру оптимизированного поиска и верификации качества детерминируемых решений педагогически обусловленных проблем и дилемм [6-9].

Под развитием будем понимать процесс качественно-количественных изменений, происходящих во внутриличностном становлении обучающегося, субъектно определяющим все изменения, происходящие в социальном пространстве, реализующем идеи объективного, своевременного изменения внешней среды в соответствии с запросами личности и возможностями пространства реализовывать замыслы личности по оптимизации возможностей развития личности и общества.

Под саморазвитием будем понимать процесс самостоятельной постановки цели своего развития и достижения ее выбранными средствами, фасилитирующими в какой-то мере продуктивность выполняемых и модифицируемых заданий.

Под педагогическими средствами будем понимать комплекс идеальных и материальных ресурсов антропосреды и ноосферы, определяющих своей целью и продуктами решений воспроизводство накопленного и видоизмененного потенциала социальных и профессиональных отношений, реализующих идеи гуманизма и толерантности, этики и эстетики, культуры и морали, синергетики и диалектики и пр.

Под педагогическими средствами развития и саморазвития будем понимать оптимизированный набор идеальных и материальных ресурсов антропосреды и ноосферы, обеспечивающих самосохранение личности в системе выполняемых ролей и связей, предопределяющих повышение качества жизни и личности, и общества в выстраиваемой тактике преобразований внутреннего мира и социальной (профессиональной) среды, реализующей возможности личности в различных направлениях развития и продуцирования объектов культуры, науки, искусства, спорта и пр.

Следовательно, к педагогическим средствам относят программно-педагогическое обеспечение изучаемых курсов современного профессионально-педагогического знания, выстраиваемое в соответствии с ФГОС и программами изучения дисциплин.

В структуре среднего профессионального образования учебная дисциплина «Педагогика» состоит из шести разделов профессионально-педагогического знания: «Введение в педагогическую деятельность» [10-11], «Общие основы педагогики» [12-13], «Теория воспитания» [14-15], «Теория обучения» [16-17], «Социальная педагогика» [18-19], «Педагогика физической культуры и спорта» [20-21]. Каждый раздел формирует у будущего педагога совокупность детерминированных ФГОС компетенций.

Специфика контроля качества усвоения дидактического материала и сформированности компетенций сводится в учебном процессе в моделировании или модернизации программно-педагогического обеспечения изучения дидактических курсов.

В структуре изучения шести разделов современной педагогики как науки будущие педагоги определяют в поле своих профессиональных интересов проблему развития личности в системе социальных, образовательных и профессиональных отношений.

В модели профессионального образования высшее профессиональное образование в структуре сохранения принципов преемственности и непрерывности согласовано детализирует и оптимизирует качество изучения современной педагогики, так возможности изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История педагогики и образования» и пр. [22-38] определяют качество выполнения профессионально-трудовых отношений и профессионально-трудовых функций будущего педагога.

Специфика измерения качества усвоения дидактического материала в структуре среднего профессионального образования определяется контрольно-оценочными средствами, в структуре высшего профессионального образования контрольно-измерительными материалами, структура которых может быть в дидактическом обеспечении идентична, различается качество решаемых задач и возможности продуцирования и распространения социально-профессионального опыта.

Педагогические средства развития и саморазвития личности определяются не только качеством разработанного программно-педагогического обеспечения, в такой практике важно учитывать все нюансы формирования личности и коллектива. Для этого необходимо уделить особое внимание выбору методов обучения и педагогического взаимодействия. Методы обучения относятся к педагогическим средствам в широком смысле как продукты идеальной природы, обеспечивающие решение поставленных задач педагогической деятельности. Кроме того, выделение форм современного обучения является также практикой верификации качества педагогических средств в решении задач современного образования.

Педагогические средства являются структурной единицей в моделировании педагогических технологий, визуализирующих особенности педагогической практики в решении задач современного образования, качество которого является следствием качества развития всей антропобиосистемы (ноосферы и антропосреды).

Педагогические технологии являются продуктом современного оптимизированного решения всех детерминируемых аспектов и ресурсов развития личности как ценности и продукта образования и культуры, спорта и искусства.

Особенности построения педагогической деятельности в непрерывном профессиональном образовании отражают практику продуктивного поиска оптимальных решений в модели современного развития личности и социальной системы, качественно опиваемых в модели «хочу – могу – надо – есть».

Подготовка будущего педагога к разработке педагогических средств развития и саморазвития личности – сложный, многоэтапный процесс, в структуре которого определяется проблема, выбор рационных средств решения проблемы, затем стадия модификации качества решения традиционными средствами, затем стадия изменения педагогических средств, затем стадия изменения системы образовательных продуктов и ресурсов образования, заключительной стадией является внедрение нового педагогического средства и новой практики решения задач развития и саморазвития личности. К данному продукту детерминаций можно отнести внедрение компьютеров в систему образования, затем использование компьютеров для решения учебных и производственных задач, затем распространение возможности использования дистанционного обучения как самостоятельного вида обучения и практики решения задач развития личности в модели непрерывного профессионального образования.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
  2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  5. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  6. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  7. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  10. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
  11. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
  12. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
  13. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
  14. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
  15. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
  16. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
  17. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
  18. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
  19. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
  20. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
  21. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.
  22. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  23. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  24. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  25. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  26. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  27. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  28. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  29. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  30. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  31. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  32. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  33. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  34. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  35. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  36. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  37. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  38. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: