Социализация как категория современного социально-педагогического и профессионально-педагогического знания – уникальный объект и предмет научно-педагогической мысли и практики. Система непрерывного профессионального образования как гарант стабильного развития, реализации идей гуманизма и конкурентоспособности личности педагога определяет перспективы использования научно-педагогической практики получения профессионально-педагогического образования лицами, имеющими дефекты развития и здоровья, и инвалидами. Возможность повышения качества профессионально-педагогического образования в модели управления [1] является актуальной, объективной и полидетерминируемой характеристикой и проблемой современных воспитательно-образовательных отношений и исследуемого педагогического процесса, влияющего на жизнеспособность и состоятельность личной практики будущего педагога и общества в целом.
Возможность поиска оптимальных условий развития личности в обществе и, как следствие, позитивной и продуктивной социализации для различных категорий обучающихся, определяемых в модели нормального распределения способностей [2], обеспечивает современной педагогической практике реализацию принципов образования в соответствии с законом «Об образовании», а также ситуативную коррекцию программно-педагогического обеспечения среднего и высшего образования обучающихся, имеющих дефекты развития и здоровья, предопределяющих повышение качества современного образования и самочувствия личности, включенной в систему профессионального образования и профессионально-трудовых отношений.
Опираясь на работу [3], можно, в нашей ситуации, продолжить идею детерминации социального благополучия личности, имеющей дефекты развития и здоровья, через гибкое, продуктивное, своевременное освоение обучающимися, имеющими дефекты развития и здоровья, определенного уровня качества современного образования в условиях реализации ФГОС, а педагогическими работниками общеобразовательных организаций инновационных возможностей детерминации, оптимизации и верификации качества современного образования в условиях реализации ФГОС. В таком понимании социализация и педагогическая поддержка личности, имеющей дефекты развития и здоровья, являются составными частями современной педагогической практики в определении и решении задач развития личности, имеющей дефекты развития и здоровья.
Педагогическая поддержка – совокупность разработанных и реализуемых положений построения педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия, в структуре которых педагог определяет проблемы и создает условия для эффективного совместного решения выделенных противоречий и проблем, поставленных задач и цели, системно верифицирующих возможность оптимизации развития и личности, и общества в модели здоровьесбережения и гуманизма.
Педагогическая поддержка обучающегося, имеющего дефекты развития и здоровья, – комплекс мер профилактики и реализуемых условий фасилитации включения личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в систему социальных и социально-профессиональных отношений, обеспечивающих личности востребованность в социально-образовательном пространстве и профессионально-трудовых отношениях, системно верифицирующих возможность реализации политики современного образования и трудового права личности, имеющей дефекты развития и здоровья (инвалидов).
В мультикультурном обществе [4] проблема самостоятельности и продуктивности [5-9] определяет все составные дидактики профессионального образования и трудовых отношений, специфика определения возможностей выявления и реализации педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [7] рассмотрена, но, к сожалению, не разработана еще практика включения лиц, имеющих ограничения и дефекты в развитии и здоровье. Для оптимальной, продуктивной социализации обучающийся, имеющий дефекты в развитии и здоровье, должен быть включен во все виды профессионально-педагогической деятельности, для этого необходимо построить и реализовать верифицируемую и корректируемую практику организации продуктивной самостоятельной работы студентов-педагогов [6], определить программно-педагогическое обеспечение образовательного процесса, в котором будущий педагог, имеющий дефекты развития и здоровья, был бы включен в реализацию всех функций профессионально-педагогической деятельности (воспитательная, образовательная, развивающая, ценностно-смысловая, здоровьесберегающая, культурно-просветительская, досуговая, мотивационно-конструктивная, научно-педагогическая [5] и пр.) с учетом дефекта и способности быть включенным в ту ли иную деятельность.
Научно-исследовательская работа будущего педагога по физической культуре – уникальная область различных направлений подготовки, верификация возможности качества включения в научно-исследовательскую работу будущих педагогов по физической культуре описана в работе [5], принимая во внимание, что такая практика в НФИ КемГУ осуществляется со всеми категориями студентов, в том чисел и студентами-параолимпийцами, что в последствии и определяется в уровне выполнения выпускной квалификационной работы [8].
Специфика организации научно-педагогической работы в структуре включения личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в систему непрерывного профессионального образования [9] – одна из важных задач современной школы, именно в реализации идей научного познания и самопознания обучающийся-инвалид определяет в системе современного образования психотерапевтическую и дидактико-гносеологическую продёржку, определяющую возможность продуктивного становления и способность быть позитивно принятым в обществе (функция социализации).
Социализация как процесс и ресурс развития обучающегося-инвалида в системе профессионально-педагогического образования – наиболее оптимальная практика социализации. Нет более гибкого и гуманного знания в современной системе социальных отношений, чем практика познания педагогической деятельности и основ педагогической рефлексии, преломленной через личный опыт и совокупность физических дефектов, являющихся зачастую причинами и следствиями вторичных дефектов развития личности. Для оптимального развития личности, коррекции и нивелирования дефектов педагогическое образование создает условия для самопознания и саморазвития каждого человека, являющегося уникальной ценностью и целью всех преобразований в обществе.
В структуре организации профессионального образования Кемеровской области [10] заявлена проблема решения задач развития личности в модели рыночных отношений и культуре профессионально-педагогического труда, где также не определены пока возможности развития педагога-инвалида, получающего профессионально-педагогическое образования и определившего свой жизненный путь в системе современного непрерывного профессионального образования.
В структуре работы [11] можно выделить общефилософскую практику определения социальных функций научного знания, в нашей ситуации мы могли бы уточнить, что любое знание, направленное на повышение роли и места науки в обществе, облегчает жизнедеятельность и сотрудничество, определяет перспективность социальных отношений как кладези неустанно эволюционирующей (развивающейся) ноосферы. В таком понимании профессионально-педагогическая культура [12-13] рассматривается нами как продукт всех гуманно-личностных преобразований, определяющих возможность развития личности в модели современного инклюзивного и профессионального образования, создающего условия для самовыражения и самореализации, социализации и общения личности, определяющей свои способности и корректирующей свою самооценку, уровень притязаний, повышающих качество решения детерминируемых задач и пр.
Для оптимизации качества решения определяемых профессионально-педагогических задач можно использовать методы продуктивной педагогики [14], совокупность которых можно использовать для всех категорий обучающихся. Системность поиска определяет возможность модификации педагогических методов, а также определения новых методов и педагогических средств, для этого используется метод педагогического моделирования [15].
Педагогическое моделирование в верификации качества социализации [16-18] определяет потребность и возможность поиска новых педагогических средств [19], обеспечивающих своевременное решение тех или иных профессионально-педагогических задач, для этого же используют педагогическое моделирование [19], включая его для верификации качества тех или иных составных профессионально-педагогического знания, фасилитирующего получение того или иного объективно высокого результата труда. В таком понимании культура самостоятельной работы [20] является продуктом социализации и образования, профессионального труда и общения.
В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы определена технология формирования культуры самостоятельной работы, определяющая возможность развития личности в модели учета потребностей всех трех групп обучающихся, определяемых на кривой нормального распределения способностей. Одной из таких технологий является технология системно-педагогического моделирования [21], определяющая перспективность развития личности в поликультурном, полисубъектном пространстве. В модели формирования личности немаловажное место уделяется выбору направления и реализации идей того или иного методологического подхода [22], определяющего системность решений в организации обучения [23] и образования.
Модель современного образования определяет своей потребностью включение инвалида в систему воспитательно-образовательных отношений, а затем и профессионально-трудовых. В практике получения профессионально-педагогического образования обучающимися-инвалидами в НФИ КемГУ и Новокузнецком училище олимпийского резерва получены положительные результаты.
Система профессионально-педагогического образования и формируемые у будущих педагогов качества обеспечивают реализацию принципов и идей современного образования, где поддержка как механизм социальной защиты и реабилитации не может быть теоретической, в таком понимании практика позволяет многомерно подойти к определению и решению задач несоответствия образовательных ресурсов потребностям обучающихся и профессионально-педагогических отношений.
В многомерном поиске появляются новые формы и методы, педагогические технологии и учебники, определяющие своей задачей включение в целостный педагогический процесс всех желающих, в том числе и обучающихся-инвалидов.
В такой практике уточним понятие «социализация» и определим перспективность реализации нашей работы.
Социализация – продукт современного образования, в структуре которого непрерывное профессиональное образование учитывает возможности инклюзивной практики и потребности всех субъектов социально-образовательного континуума, верифицирующего идеи гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и трудовой занятости, определения и решения задач развития общества и личности, предопределяющих успешность и востребованность личности и гибкое развитие общества как живого организма, детерминируемого через идеи ноосферы и ноологии, определяющих здоровье и здоровый образ жизни – смыслополагающими приоритетами развития личности и общества.
Культура здоровья [24] и культура самостоятельной работы [20-23] – два направления современной ноологии и культурологии, профессиональной педагогики и педагогики развития, в ресурсах которых необходимо определить возможность и разработать программно-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности и педагогической практики обучающегося-инвалида, получающего образование в структуре направления подготовки 44.0*.01 – Педагогическое образование.
Библиографический список
- Сахьянов Л. Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2013. № 1 (129). С. 144-149.
- Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100-Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+CD].
- Красношлыкова О. Г., Черемисина В. Г. Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 37-42.
- Кокаревич М. Н. К проблеме построения мультикультурного общества // Вестник ТГПУ. 2013. № 9 (137). С.207-210.
- Дьячков В.А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2 (2). С. 15-34.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С. 63-67.
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
- Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С.6-13.
- Шестакова М. А. Социальные функции научного знания. К дискуссии об интеллектуалах // Вестник ТГПУ. 2015. № 5 (158). С.128-134.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+CD].
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 55-62.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманит. научные исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Галынская Е. Н., Казин Э. М., Богданова Л. А. Формирование культуры здоровья обучающихся // Проф. образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С.47-52.