Ускорение социально-экономического развития общества, интенсификация производства, демократизация и осложнение общественных отношений, сложный и всеобъемлющий процесс перестройки актуализируют проблему обеспечения непрерывности воспитательного влияния, диктуют необходимость использования воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности личности, включая сферу свободного времени.
В принципе проблема умного использования свободного времени не новая. Особенность и новизна ее заключается в необходимости полностью перестроить формы общественной организации досуга, которые сложились, сделать их предметом постоянного беспокойства не только клубных заведений, каждого коллектива, каждого региона государства, каждого общественного института, которые разрешают социальные и воспитательные проблемы. В этой социально-культурной ситуации повышается роль культурно-просветительной работы как педагогики свободного времени.
Содержание досуга всегда раскрывается в конкретных видах деятельности. Некоторые исследования насчитывают в сегодняшнем досуге до 400 таких видов и форм. Эти досуговые занятия могут быть активными и пассивными, физическими и умственными, коллективными и индивидуальными. Они могут проходить дома или в общественных местах, самостоятельно или под руководством специалистов, но каждый раз должны обеспечивать рекреацию, снижать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку и в то же время стимулировать дальнейшее развитие личности.
Воспитательный потенциал досуга оказывается тогда, когда не заполняется чем-то случайным, а в нем есть цель, желание и стремление. Удовлетворение одной потребности порождает другую, новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к более сложным формам потребностей: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активной деятельности. Структура досуга, которая отвечает прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности представляется рядом уровней деятельности, которые отличаются культурной значимостью.
Все сферы жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, грусть, стыд, гнев, испуг, безразличие, презрение и т. д. Другая картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко уменьшается или полностью исчезает информация, порожденная нерушимыми видами занятий. Возникает вакуум, который человеку придется заполнять самому, иначе ему угрожает информационный голод. Рядом с этим возникает голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а с позитивной эмоциональной расцветкой, впечатлениями, в которых переживание доминирует над познанием, то есть к развлечениям.
«Традиционно развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпровождения, отвлечения от повседневных обязательных дел, предоставляют удовольствие» [1,с. 63]. На этом уровне досуг уже становится в какой-то степени целеустремленной, организованной и активной деятельностью. Развлечениями можно считать также прогулки, игру, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концертов, дискотек, кинотеатров, выставок, музеев, коллекционирование и так далее. Деятельность на уровне развлечений отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего проходит в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.
Для людей, которые находятся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разнообразных формах. Игнорировать потребность в зрелищах – значит, обеднить досуг людей. Действенность зрелищ во многом определяется характером вызванных эмоциональных переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно не для каждого отдельного зрителя, а для группы зрителей, для всей публики. Человеческое общество в данном случае – могучий резонатор, который усиливает индивидуальные эстетические переживания и вызывает коллективную эмоцию.
Развитие и усложнение досуга всегда идет параллельно с расширением духовных запросов и потребностей личности, с обогащением мотивов ее деятельности. Духовное наполнение досуга органично связано с возможностью человека владеть средствами его рациональной организации.
Духовность – способ развития личности, это, образно говоря, встреча с самим собой – своей душой, внутренним «Я», выход на ценностные инстанции формирования личности и ее менталитета; ведущий фактор смысловой гармонизации, сочетания образа мира с моральными законами.
Как писал гениальный Г.Сковорода, человек рождается дважды: физически и духовно. Около духовной колыбели стоит духовный наставник – учитель, который становится ребенку вторым отцом, матерью, потому что прививает его душе высокие моральные качества веры, надежды, любви, глубокого уважения к родной земле, своему роду, народу, государству. Духовное рождение Г.Сковорода считал истинным, поскольку человек постигает «божественное в себе», а зародыши его духовности есть в сердце от рождения («философия сердца»), но они не сразу осознаются, потому что им противостоят могучие силы темной телесности.
Духовного человека, по мнению Г.Сковороды и других отечественных мыслителей, создает путь добра: через познание, осознание и понимание своей истинной духовной природы, своего назначения в мире [2, с.148].
Духовность – специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе понимания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. Все вместе они складывают духовный мир человека, чем обеспечивают его социально-психологическое здоровье, культурные, эстетические и духовные потребности. По мнению некоторых современных исследователей и, в частности, Ж.Юзвак, под духовными потребностями мы понимаем «стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их созданию в процессе духовных разновидностей деятельности. К индивидуальным ценностям принадлежат интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. Общечеловеческие ценности включают человечность, добро, красоту, справедливость, знание» [3, с.149].
Досуговое время – часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительные функции. Причем специфика этого процесса заключается в свободном выборе варианта как способа возобновления сил. Сюда принадлежат, как считают исследователи, такие элементы:
1. Культурная потребность индивидуального характера (газеты, журналы, книги, радио-, телепередачи).
2. Культурное потребление публично-зрелищного характера (кино, театры, концерты, выставки и тому подобное).
3. Физические занятия (зарядка, купание, спортивные секции, туризм и др.).
4. Товарищеское общение (встречи дома, в кафе, ресторанах, на улице, в клубах).
5. Развлечения, обусловленные желанием абстрагироваться от серьезных дел, дать разрядку умственному и физическому напряжению, создать хорошее настроение, весело провести время.
6. Пассивный отдых – бездельничанье, дела, не вызванные прямой необходимостью возобновления сил, хотя в определенных пределах они и исполняют эту роль (например, прогулки без четкой цели).
7. Расходы времени, которые можно отнести к антикультуре (злоупотребление алкоголем и его последствия, бесцельное времяпровождение свободное от четкой цели, желаний, потребностей, антиобщественные поступки и так далее).
Изучая и анализируя процесс воспитания досуговой культуры и свободного времени молодежи, нельзя не отметить, что доминантой этого процесса является деятельность заведений культурно-досуговой сферы. Значительные изменения в обществе, а именно: экономические, социальные, политические, научно-технический прогресс, информационное пространство, свобода деятельности нуждаются в поиске новых форм и методов деятельности этих заведений. «Нет потребности убеждать, что понятие «клуб» стало ассоциироваться с местом скучным и неинтересным, каким-то олицетворением бюрократизма в сфере свободного времени. Это результат вырождения его сущности, с тех пор, как он стал деталью идеологической машины тоталитарного режима. Клуб нового типа – качественно другое общественное формирование, свободное от политических наслоений, заорганизованности, формализма, жесткой регламентации внутренней жизни. Это заведение должно способствовать удовлетворению растущего интереса к своей истории, культурно-художественным истокам, бытовым традициям, обрядности» [4, с.4].
Прогнозируя формирование художественно-эстетической культуры личности, следует отметить, что одной из существенных особенностей усовершенствования видов художественно-эстетической культуры (кроме чтения) есть то, что оно (усовершенствование) не может быть обеспечено в достаточной степени каким-то одним типом заведения (клубом, филармонией, театром, выставочным комплексом и так далее). Каждый из них в работе с посетителями дублирует или дополняет друг друга жанрами, видами, формами и методами организации культурной деятельности: вечер, концерт, представление, встречи и т.д.
Контакт со студентом каждого из этих заведений отдельно, как пример, не имеют системы. Анализ практической работы заведений культурно-досуговой сферы позволяет утверждать, что функции главного звена по формированию художественно-эстетических потребностей и воспитания досуговой культуры могут и должны взять на себя именно заведения клубного типа: дворец культуры, клуб, культурный комплекс, культурно-досуговый центр, клубные творческие объединения. В этом случае их деятельность будет аналогичной библиотеке, которая вместе с заведениями книгоиздания, книготорговли, союзами писателей и журналистов являются главной в цепи организации чтения.
Такой подход представляется нам правомерным по некоторым объективным причинам:
- заведение клубного типа, государственное оно или ведомственное, более тесно связано с деятельностью коллектива, в котором учится студент;
- цели и задания заведения клубного типа наиболее близки к решению проблем воспитания и формирования культурных и эстетических потребностей студента и их развития в сфере свободного времени;
- эти учреждения имеют кадры, профессиональная подготовка которых осуществляется с целью организации культурно-досугового развития населения и формирования других эстетических потребностей.
Понятно, что определение клуба главным в цепи системы организации культурного развития личности никоим образом не отрицает работу других заведений культурно-досуговой сферы. Деятельность личности в отрасли искусства или культурно-досуговой практики имеет много сложностей и проблем, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами.
На сегодняшний день главный изъян в развитии эстетических потребностей людей – отсутствие в Украине государственной целеустремленной программы, направленной на их систематическое развитие и усовершенствование. «На западе, скажем в Англии, во всех школах (государственных) введено обязательное прослушивание и анализ песен ансамбля «Beatles» и других значительных роковых артистов. Детям и молодежи пытаются привить умение критически оценивать музыкальный материал» [5, с.148]. Безусловно, в нашем государстве существуют некоторые документы, направленные на музыкальное воспитание людей и повышение их культурного уровня. Все это осуществляют как государственные, так и коммерческие учреждения (шоу-бизнес). Но результаты их работы пока что мало заметны.
По нашему мнению, дальнейшее развитие заведений культурно-досуговой сферы может идти несколькими путями, связанными с экономическими и социальными проблемами как государства в целом, так и конкретного региона. Один из таких путей – развитие культуры и культурной деятельности населения при условии сокращения бюджетного финансирования. Сравним данные бюджетного финансирования заведений культурно-досуговой сферы Сумской области за 2008 и 2012 гг. В 2008 г. контрольная цифра бюджетного финансирования на содержание этих заведений составляла 6,5 млн. гривен. В 2012 году – 4,9 млн. гривен [6]. Понятно, при таком сокращении финансирования невозможно вести речь о совершенствовании развития заведений культуры. В настоящее время этих средств едва-едва хватает на заработную плату культработникам. Таким образом, на первый план все больше выходит дотация этих заведений из местных бюджетов. Мы считаем, что, невзирая на прямую зависимость развития культуры и культурной деятельности населения от государственной политики, законы государства позволят территориям, органам развития сфер услуг и производства товаров народного потребления рассматривать культурную политику и культурную деятельность населения области, района, города, села как главный путь интенсификации отрасли «культура» по формированию и воспитанию художественно-эстетических и культурных потребностей личности.
При условии нестабильности экономической ситуации в государстве промыслы и сельскохозяйственные предприятия не сразу станут рентабельными. Некоторые из них могут вообще прекратить существование. Другие перейдут к разным формам собственности. По этим причинам не все из них смогут давать средства от прибыли на развитие социально-культурной сферы своего региона, даже невзирая на значительное сокращение заведений этой сферы. Если в 2008 г. в Сумской области насчитывалось 1674 заведений культуры, то в 2012 г. их было только 1399 [7, с.2]. Кроме того, нестабильность экономики не могла не повлиять на финансовое положение населения, на уровень его достатка и расходов, а, следовательно, его культурные потребности удовлетворятся не полной мерой.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе досуговой деятельности студенты обогащаются различными качествами личности. Занятия в досуговых заведениях (самодеятельных театрах, музыкальных и художественных студиях, клубах самодеятельной песни и т.д.), посещение выставок, музеев, театров, концертов способствует развитию у них эстетического вкуса, а, следовательно, и воспитанию эстетической культуры. Также необходимо наличие государственной целеустремленной программы, направленной на систематическое развитие и усовершенствование развития эстетических потребностей людей. А это в свою очередь послужит важной составляющей развития эстетической культуры.
Библиографический список
- Воловик А., Воловик В. Педагогика досуга.- Харьков, 1999.
- Сковорода Г. Произведения: В 2 т. – Т. 1.- К., 1994.
- Юзвак Ж. Духовность как психологический феномен: структура и факторы развития. // Философская мысль. 1999. № 5. С. 139-150.
- Орловский А., Богданович С. Клуб и его статус. Круглый стол // Украинская культура.1992.№№ 8-9. С. 3 – 8
- Цимбалюк Н.М. В пространстве свободного времени. // Украинская культура.1993. №7. С. 16-17.
- Лимитная справка Министерства финансов Главному управлению финансов Сумской облгосадминистрации.- Сумы, 2000.
- Основные показатели деятельности культурно-просветительных заведений Сумской области.- Сумы, 2001.