Идея технологизации учебного процесса возникла на заре XX века. ([6], [11], [18], [31] и др.). Само зарождение педагогической технологии было осознано учеными (Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др.) и общественностью как настолько выдающееся событие, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [3, 15].
Сегодняшнее понимание педагогической технологии, следовательно, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью систематизации процесса обучения (Плохова М.Б., Селевко Г.К., Фрадкин Ф.П., [13], [23]).
Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином «педагогическая технология» выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают авторы ряда (Богомолова Л.И., Фрадкин Ф.П., Цукер А.А., [3], [13], [24], [29] и др.), ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.
Становление понятия «педагогическая технология» в зарубежной образовательной традиции
Еще в древней Греции Гиппократ (ок.460-370 до н.э.) предлагал использовать мимику и пластику для определения темперамента; идеи психологии выразительных движений нашли свое отражение в работах его знаменитого соотечественника Аристотеля (384-322 до н.э.) «О возникновении животных», «Риторика».
Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (470-399 до н.э.) содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удается стимулировать работу мысли, включить собеседников в дискуссию, научить производить самокоррекцию.
Существенный вклад в развитие искусства толкования внешнего облика внес Артур Шопенгауэр (1788-1860), название работ которого говорят сами за себя: «О том, каков человек», «Что человек из себя представляет», «О физиогномике» и др. Английский естествоиспытатель Ч.Дарвин (1809-1882) обосновал приспособительный характер эмоциональных состояний человека.
При исследовании взглядов педагогов (Данилов М.А., Кларин М.В., Уман А.И., Юдин В.В. и др.), учитывающих личностные и индивидуальные особенности детей, непременно обнаруживается повышенный интерес к внешней выразительности отношенческой позиции, как воспитанников, так и воспитателей, поскольку она определяет возможность и характер прикосновения к личности в процессе формирования у него ценностных отношений к окружению ([7], [15], [23], [30] и др.).
Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок.35-ок.96) писал: «Учение должно быть для него (ученика) забавою…».
В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.
Итальянский философ – утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город солнца», проводит мысль о ненасилии в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения. Французский гуманист М. Монтень (1533-1592) замечает: «Желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего ученика». Высочайшего уровня технологического обобщения он достигает при описании «общения с другими», выделив в рекомендации следующее:
1)не выставлять себя на показ;
2)воздерживаться в расходовании знаний;
3)избегать заносчивости и др.
Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, которая сохраняет доминирующее положение и в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).
Выделим основные элементы этой технологии:
- классно-урочная организация жизнедеятельности школы;
- предметность обучения;
- определенные правила изложения учебного материала (наглядность, систематичность, последовательность, доступность, преемственность в передаче и усвоении знаний)
Д.Локк (1632-1704),замечал, что учение не должно превращаться в бремя.
И.Г. Песталоцци создал «механизм» образования, опираясь на который, каждый подготовленный учитель может воспитать ученика. Песталоцци уделял много внимания созданию в школе благоприятного психологического климата, что также стало частью педагогической технологии в дальнейшем. Множество примеров искусного прикосновения к детству содержится в педагогическом наследии мыслителей восемнадцатого столетия: Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, А. Дистервег, и др. На основании этих примеров можно утверждать, что педагогическая технология в качестве оптимального «прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) воспитанника существует давно ([13], [23] и др.).
Становление понятия «педагогическая технология» в отечественной образовательной традиции
Рассмотрим процесс становления педагогической технологии в отечественной педагогике, так как это раскрывает сущность проводимого нами диссертационного исследования, посвященного изменению педагогических технологий на рубеже XX-XXI веков (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Уман А.И., [2], [11], [27] и др.).
Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский (1824-1870), в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают человеческую природу, т.е. брал за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, обрисовав закономерные результаты ее воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив.
Некоторые исследователи по истории происхождения и становления понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.), показали, что термин «технология» впервые в отечественной педагогике был использован в 20-е годы ХVIII в. «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг Федором Поликарповым ([13], [16], [23] и др.).
Технологический подход к обучению в начале XX века.
В соответствии с логикой интенсивно развивающейся в начале XX века педологии (наукой занимающейся законами развития ребенка), педология как наука должна была по замыслу ее создателей, стать антропологической базой педагогики ([14], [18], [33] и др.).
В соответствии с этой объяснительной концепцией разрабатывались стадии педагогической технологии (Беспалько В.П., Фрадкин Ф.П., Монахов В.П., Селевко Г.К. и др.), а именно:
- Тщательное изучение бытовых, природных, социальных, культурных факторов среды.
- Обогащение и развитие представлений ребенка за счет введения его в мир природы, труда и общественных отношений.
- Преобразование жизни.
Сформулированная в рамках педологии матрица педагогической технологии тиражировалась в разных видах и формах учебно-воспитательной работы, однако эта педагогическая технология была подвергнута критике (Кларин М.В., Питюков В.Ю. и др.). Считалось, что увлечение трудовыми процессами ведет к утилитаризму, негативно отражающемуся на развитии ребенка [13].
В 20-30 годы XX столетия, в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др., исследователи сформулировали идею: именно в обучении, которое должно опережать развитие, формируется зона ближайшего развития («ЗБР»). Знаково-символические средства, используемые в обучении, позволяют формировать качественно иную умственную деятельность, способствуют интенсивному развитию способов мышления [23].
В 30 годы XX века в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками (Беспалько В.П., Кларин М.В., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. и др. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, в связи, с чем открывался простор педагогическому творчеству учителей [6]. Социально-экономические преобразования требовали людей, владеющих широкими общеобразовательными знаниями, служащими базой для подготовки специалистов высшей квалификации для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры [2].
Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалось необязательность этих программ, в связи с чем открывался простор для педагогического творчества [6].
Осуществляются поиски педагогических технологий опытно-показательными учреждениями (ОПУ), возглавлявшиеся наиболее квалифицированными педагогами – С.Т Шацким, М.М. Пистраком, А.С. Толстовым, Н.И.Поповой и др. ([11], [33]).
Принципиальная новизна технологии С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи, как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру.
Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко, теоретической основой которой выступила теория коллектива. Ф.А.Фрадкин, исследователь в области истории педагогической технологии, выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:
- Усвоение воспитанниками требований, которые выдвигает учитель.
- Названные требования должны быть приняты активом коллектива.
- Интериоризация требования всеми членами коллектива.
- Усвоение норм и ценностей и неуклонное следование им.
В.Н.Сорока – Росинский в организации школы им. Достоевского, использовал технологии:
1.Дифференцированного обучения, которое делило учащихся по ряду показателей интеллектуального развития.
2.Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами (игровой, художественной), что стимулировало положительное отношение детей к учению.
3.Введение в школе учета (смотра) знаний.
В советской школе к концу 1930 года основной технологией школьного обучения становится классно-урочная, где закрепляется роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся [11].
В начале XX века в советской школе предпринимались попытки использования зарубежных технологий. Эти попытки нашли свое выражение в форме бригадно-лабораторных методов ([7], [8] и др.). Также, в советских образовательных технологиях I половины XX века, прослеживаются некоторые элементы метода проектов, который получил широкое распространение за границей (Фрей К. Проектный метод). Кроме того, в 50-60-ые года XX века в США возникла идея о необходимости использования программированного обучения, с помощью которого можно управлять деятельностью учащихся. Пошаговая организация обучения, высокая степень операциональности, индивидуализация обучения и др. способствовали внедрению некоторых элементов данной системы в советской школе, работающей над совершенствованием собственных педагогических технологий. Особый отклик в технологизации школьного обучения в советское время нашло т.н. каузальное обучение, идеи которого оказались близки отечественным педагогам (Гузеев В.В., Данилов М.А., Фрадкин Ф.П., Юдин В.В. и др.).
Таким образом, анализ различных концепций и соответствующих им педагогических технологий позволяет выявить общие положения, характерные для педагогики и школы начало XX века: активность ребенка в процессе его жизнедеятельности, связь с окружающей жизнью, и обязательный элемент всех концепций и технологий – трудовая деятельность (Кампанелла, Я.А. Коменский и др.). Негативные же социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой четверти XX века технологий, что стало причиной отсутствия в педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки.
Краткий анализ истории становления педагогической технологии показывает, что каждая технология может возникнуть только благодаря тому, что создаются благоприятные предпосылки для ее роста и развития. В исследовании мы попытались проследить за ходом этого процесса и выяснили, что технология в истории педагогики - это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Она всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, на основе которого фиксируются своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата педагогики.
Вместе с тем, анализ теории и практики развития зарубежной и отечественной школы позволяет утверждать, что был внесен весьма существенный вклад в развитие педагогических технологий, созданы предпосылки для дальнейших научных поисков.
Идея технологизации учебного процесса возникла лишь в начале XX века; Понятие «педагогическая технология» в истории педагогики отличается особой вариативностью, единого определения термина не существует;
Негативные социально-политические явления в начале XX века, привели к резкой критике созданных технологий, что стало причиной отсутствия в это время в отечественной педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки;
Во второй половине XX века (особенно в 90-ые года), осуществляется переход к новым технологиям обучения которые направлены на компетентностно-личностный подход примерами таких технологий являются (информационные технологии, кейс-технологии, разноуровневое обучение, диалогическое обучение и др.)
Библиографический список
-
Атутов П.Р. Технология и современное общество//Педагогика.1996 №2
-
Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий //Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – с.147-150.
-
Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2003. – 94 с.
-
Ахулкова А.И., Образцов П.И.. Профессионально-ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения: Мат. Междунар. конф. – СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. – Т. 2. – с.133-134.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
-
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения- М.,1995.
-
Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-x годов// История педагогической технологии/ Под ред.М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. – М.,1992
-
Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, ПГЛУ, 1997. – 245 с.
-
Бородовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии //Педагогика. – 1995. – № 5.
-
Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. – Киев, 1982.
-
Гладких В.И., Турчина В.Ф., Фролова М.Я. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964.
-
Гульчевская В.Г.,Гульчевская Н.Е.Современные педагогические технологии.-Ростов Н/д: Изд-во РИПКиПРО,1999.
-
Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание.1992.
-
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.
-
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1958.
-
Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков // Сов. педагогика. 1962. №8. С. 17-30.
-
Занков Л.В. Вопросы обучения и развития // Сов. педагогика. 1957. №5.
-
Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.
-
Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике //Сов. педагогика.- 1971. -№9.
-
История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982.
-
Каиров И.А. Основные вопросы перестройки школьного образования // Сов. педагогика. 1958. №11.
-
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
-
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).- М.: 1992.