В современном быстро меняющемся мире искусство рассказывания историй (сторителлинга) не ограничивается фольклором или литературой. Это мощный инструмент для эффективной коммуникации, особенно в речах. В данной статье рассматривается, какое место занимает сторителлинг в мотивационном дискурсе, как оно увлекает аудиторию и повышает авторитет оратора. Высокий научный интерес к этому коммуникативному приему и его активное использование в современном мотивационном дискурсе обусловливают актуальность данного исследования. Целью статьи является установление структурных компонентов и коммуникативных тактик сторителлингов, которые используются в мотивационном дискурсе.
Рассказывание историй побуждает реципиентов создавать и делиться своими интерпретациями, структурировать свои повествования и, в целом, делает обучение более увлекательным [11].
Для исследования использования и роли сторителлинга в мотивационном дискурсе был составлен корпус из трех лекций на русском языке. Это открытые лекции, прочитанные известными лингвистами для широкой академической аудитории. Корпус на русском языке включает несколько видеозаписей общей продолжительностью 296 минут, полный список исследуемого материала представлен в списке литературы, в него вошли в том числе интервью И. Хакамады «Ирина Хакамада – приносит ли богатство счастье? Про инвестиции, трейдинг, биткоин, счастье и успех», открытая лекция С. Тер-Минасовой, выступление Т. Черниговской «Мозг как великий обманщик» Как нас обманывает наш мозг», лекцию В. Чернявской «Возможна ли коммуникация без языка: поликодовый текст». Все мотивационные речи доступны в виде видео на Rutube и Youtube и были отобраны для корпуса на основе их темы и популярности. Все лекции посвящены различным аспектам коммуникации. Популярность лекции определяется тем, сколько раз ее просматривали и сколько «лайков» она набрала. Другим критерием отбора лекций является тот факт, что это записи в открытом доступе, относящиеся к мотивационном дискурсу. Это означает, что ораторы выступают перед разнообразной аудиторией с точки зрения фоновых знаний.
Сторителлинг выходит за рамки простых слов. Оно затрагивает суть человеческой психологии, резонируя с эмоциями и переживаниями. В речи повествование может превратить сухую тему в захватывающее повествование, делая ее понятной и запоминающейся для аудитории. Исследователи приводят конкретные статистические данные, чтобы понять, почему так важно рассказывать истории:
- 90% людей лучше запоминают сообщение, если оно рассказано в форме истории,
- 65% людей принимают решения о покупке, основываясь на эмоциях, а не на логике. Истории могут помочь задействовать эти эмоции и повысить вероятность того, что ваша аудитория предпримет какие-либо действия,
- 75% людей с большей вероятностью будут доверять компании, которая рассказывает истории [5].
Сила сторителлинга заключается в его способности захватывать внимание аудитории. Истории создают связь, вовлекая слушателя в повествование. Они вызывают сочувствие, любопытство и чувство общего опыта [3]. По мнению Аникеевой и Соломатиной, сторителлинг представляет собой не просто форму повествования, но и эффективный метод обучения, способствующий развитию креативности и навыков письменной речи. В контексте иноязычного образования сторителлинг позволяет обучающимся осмысленно выстраивать логические и эмоциональные связи между событиями, улучшая навыки аргументации и выразительности речи [1]. Багров отмечает, что при обучении написанию мотивационных писем, особенно на иностранном языке, обучающиеся сталкиваются с трудностью выражения личной мотивации и соблюдения жанровых норм. Это делает необходимым использование методов, таких как сторителлинг, для усиления выразительности и убедительности текста [2].
С помощью дискурсивного анализа были выявлены основные коммуникативные стратегии ораторов. Особое внимание в ходе исследования было уделено коммуникативным компонентам, которые наличествуют в сторителлингах. Для анализа фактического языкового материала применялся контент-анализ: были указаны структурные компоненты коммуникативных сообщений и их языковые репрезентации. Каждая история была разделена на три части: начало, осложнение и концовка. Хорошо структурированный сюжет является основой любого повествования. Наличие сюжета помогает удержать внимание аудитории. В начале происходит завязка сюжета: реципиент знакомится с контекстом и персонажами. В середине отмечается некоторое осложнение, а в конце решается проблема и делаются выводы о ситуации. Все исследуемые истории в мотивационном дискурсе имеют эту трехчастную структуру [4].
Вступительная часть рассказа служит объяснению контекста, который имеет значение для сюжета. В этой структурной части активно используется прецизионная информация:
В 90-е года в период экономических перемен… [7].
В 1992 году я поступила в аспиранту в Университет имени Герцена… [10].
Ораторы используют эмоциональную лексику, чтобы повысить уровень своей личной вовлеченности в историю. В следующем примере из оратор использует слова, чтобы передать эмоции других людей, когда они доверяли всей информации, полученной по телевидению, а затем были обмануты на деньги:
Я помню, как я была горда собой, что я свой ваучер, который мне дали как вот такой эквивалент права на собственность после разрушения Советского Союза, как я умно, ловко и выгодно – думала я – для себя продала возле этого Гостиного Двора [10].
Важно отметить, что в рамках исследуемого материала ораторы в сторителлингах используют эмоционально окрашенную лексику в сочетании с прямой речью, что усиливает прагматический эффект высказываний:
Я говорю: «То есть ты автор этого ужаса?» Он говорит: «Да, я автор этого ужаса». Я говорю: «Что, неужели, правда?» Он говорит: «Правда, ничего не поделаешь». Ну, в общем, беда [7].
Когда оратор вплетает в свою речь захватывающие истории, это повышает его авторитет. Это демонстрирует мастерство в предмете и понимание потребностей аудитории. Более того, сторителлинг раскрывает подлинность и уязвимость, делая оратора более понятным. Ораторы снабжают фактическую информацию своими эмоциями, связанными с описываемыми событиями. Конфликт является движущей силой напряжения и интриги истории. Это может быть проблема, которую нужно решить, вызов, который нужно преодолеть, или моральная дилемма [11]. В речи конфликт удерживает аудиторию, задавая вопрос о том, как он разрешится:
я была в Японии, читала там лекции. (…) Началось все с некоторого фиаско, потому что я пришла читать лекции на факультет международных отношений в университете Хоккайдо в городе Саппоро, в первый раз. Ну, встала, бумажки разложила (…). Мне пришлось сесть, что сделало меня глубоко несчастной, потому что аудитория была не такая как тут, амфитеатром. Она была плоская, ровная… [10].
Перечисляя события, которые имели место какое-то время назад, оратор включает в повествование оценочную лексику (фиаско, несчастной), что позволяет апеллировать к эмоциям аудитории, которая имеет возможность проникнуться теми чувствами, которые испытывал рассказчик.
Но вот в какой-то прекрасный день у меня было плохое и склочное настроение и, прочитав этот приказ, я подумала: «А что это я где-то между общежитием и комбинатом питания? [7]
Увлекательные истории вращаются вокруг хорошо проработанных персонажей. В речи персонажами могут быть реальные люди, исторические личности или даже абстрактные концепции [5].
Следующий тактический прием, используемый в сторителлинге, – это встроенные вопросы и восклицания, в которых отправители коммуникативных сообщений выражают свои эмоции и вовлекают аудиторию в тему лекции [12]. В ходе анализа было установлено, что лекторы используют средства установления контакта для усиления объяснительного потенциала своих историй. Были установлены следующие приемы:
- различные виды вопросов, адресованные аудитории и стимулирующие мыслительный процесс:
Что вы к нам пристали? Что мы сказали не так? Что мы сделали не так? Что вы в протоколе хотите написать? [7]
- активное использование личных местоимений, которые создают эффект единения с аудиторией:
Во время турбулентности мы – или жертвы, или победители. Если воспринимаешь себя жертвой турбулентности, то прокладывай свои рельсы из прошлого. Но понятно, что твой поезд будет распадаться на части [8].
- имитация диалогической интеракции:
Я говорю: «В каком смысле?» «А вот в таком – сядьте, читайте читая» [9].
Можно два варианта использовать. Первый вариант – сказать: “Ты врешь» – он скажет: «Нет», – «Нет, ты врешь». И дальше, если он продолжает врать, то завязывать с ним» [8].
Итак, связь с аудиторией имеет решающее значение в любой форме общения, но она становится еще важнее, когда вы выступаете с речью. Один из эффективных способов связи с аудиторией – это обмен личным опытом. Рассказывая истории, которые имеют отношение к делу и имеют смысл, оратор создает эмоциональную связь, которая захватывает их внимание и находит отклик у них на более глубоком уровне.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Сторителлинг используется для передачи опыта и представления фактов в новом свете и опирается на устные традиции и современные маркетинговые методы. Этот прием подразумевает творческое повествование для убеждения и вдохновения.
Установлено, что сторителлинг имеет четкую структуру: вступительная часть объясняет контекст и использует прецизионную информацию. Анализ лексического состава показал, что используемая в сторителлинге эмоциональная лексика и прямая речь усиливают эффект.
Ораторы снабжают фактическую информацию эмоциями, связанными с событиями, используют глаголы действия, а не состояния [6]. Отправители коммуникативного сообщения имитируют диалог с аудиторией, прямая речь, используемая в сторителлинге, усиливает ощущение диалога с аудиторией [11].
Библиографический список
- Аникеева Т. Р., Соломатина Г. Ю. Сторителлинг как эффективная техника написания нарративного эссе // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: материалы V Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2021 г., Воронеж) / отв. ред. С. Ю. Капкова. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 421-425.
- Багров Ю. Д. О некоторых трудностях освоения жанра мотивационного письма при изучении французского языка // Actual problems of theory and practice of philological researches: materials of the IV International scientific conference on March 25-26, 2014. – Prague: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, 2014. – P. 204-205.
- Галло К. Джефф Безос запретил PowerPoint на совещаниях: его замена – это гениально / К. Галло. 2018. URL: https://www.inc.com/carmine-gallo/jeff-bezos-bans-powerpoint-in-meetings-his-replacement-is-brilliant.html (дата обращения: 20.05.2025).
- Норейко Л. Н., Некрасова Л. Н. Об искусстве деловой переписки: мотивационное письмо // Профессорский журнал. Серия “Русский язык и литература”. – 2022. – № 4. – С. 18-22.
- Питерс Б. Шесть правил отличного сторителлинга (по версии Pixar) / Б. Питерс. 2018. URL: https://medium.com/@Brian_G_Peters/6-rules-of-great-storytelling-as-told-by-pixar-fcc6ae225f50 (дата обращения: 20.05.2025).
- Прохорова М. А., Лапко А. В. Сторителлинг как метод моделирования действительности // Материалы секционных заседаний 57-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. – С. 119-122.
- Тер-Минасова С. В. Открытая (публичная) лекция С. В. Тер-Минасовой. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t6MfsR5mOus (дата обращения: 20.05.2025).
- Хакамада И. Приносит ли богатство счастье? Про инвестиции, трейдинг, биткоин, счастье и успех. 2024. URL: https://clck.ru/3Dpdjy (дата обращения: 20.05.2025).
- Черниговская Т. Как мозг нас обманывает, почему врут честные люди и как прокачать интеллект / Т. Черниговская. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Zda7-SQMfEU (дата обращения: 20.05.2025).
- Черниговская Т. Открытая лекция “Возможна ли безъязыковая коммуникация: поликодовый текст” / Т. Черниговская. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DmYGt0aj5lw (дата обращения: 20.05.2025).
- Шаповалов В. В. Сторителлинг в мотивационном дискурсе // Российский лингвистический бюллетень. – М.: ООО “Цифра”, 2024. – № 5(53). – С. 19-25.
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – 1997. – № 1. – С. 88-98.
УДАЛИТЕ МОЮ СТАТЬЮ!! Я НЕ ДАВАЛ СОГЛАСИЕ НА ПУБЛИКАЦИЮ И НЕ ОПЛАЧИВАЛ НИЧЕГО!!
Свяжитесь со мной немедленно: @almost_over07@mail.ru , 89298415214