НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОЙ И ПАМФЛЕТНОЙ ЛИНИЙ В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Филиппов Леонид Иванович
Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18" г. Кисловодска
учитель, воспитатель.

Аннотация
Данная статья предназначена для упрощённой оценки художественной литературы. Она позволит, как эффективный метод, прежде всего учащимся, производить качественную оценку художественных произведений через понимание лирической и памфлетной линий. Новые понятия «лирическая линия», «памфлетная линия» будут введены и раскрыты в данной статье.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов Л.И. Некоторые замечательные особенности лирической и памфлетной линий в русской и советской художественной литературе // Гуманитарные научные исследования. 2025. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2025/07/55609 (дата обращения: 06.08.2025).

Для правильного понимания и осмысления статьи наметим план, согласно которому мы будем последовательно осуществлять необходимые нам деяния.

Во-первых, введём два новых понятия в литературе: «памфлетная линия» и «лирическая линия», которые получим из известных понятий «лирика» и «памфлет», используя традиционные приёмы в формальной логике – родовидовые отличия – через изменения объёмов и содержания понятий.

Эти «две линии» должны охватывать, по возможности, весь спектр «хороших» и «плохих» поступков личности в русле осознанных деяний человека.

Во-вторых, деление на противоположные понятия (дихотомия понятий), с необходимостью, будет подводить нас к пониманию действия основного закона философии в рамках осознанных поступков.

В-третьих, проявление педагогической сущности самой художественной литературы – её воспитательная направленность, которая, прежде всего, формирует гражданственность и патриотизм.

В-четвёртых, в таком педагогическом влиянии художественной литературы на человека остро заинтересован институт управления государства (законопослушным гражданином и истинным патриотом легче управлять).

В-пятых, на примерах, взятых, в основном, из хрестоматийной художественной литературы, мы покажем проявление данных линий в литературе.

В-шестых, подведём итоги.

Памфлет – это разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т.п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей [1].

Лирика – это один из основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами [1].

Произведём вполне законные формально-логические операции над терминами «лирика» и «памфлет». Если понятие «памфлет» мы будем расширять по объёму, то весьма широкое по объёму понятие «лирика» мы сузим [2, c. 34]. Все эти изменения мы оформим в новых терминах и назовём их «памфлетной линией» и «лирической линией».

Опишем понимание «памфлетная линия». Под памфлетной линией будем понимать критику пороков общественного развития. Надо признаться, что пороки общественного развития сосуществуют неотъемлемо от людей. Неспроста существуют Десять божественных заповедей, которые служат фундаментом богослужения в христианстве и иудаизме. Перечислим некоторые из них: не убей, не воруй, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. В современном обществе актуальны и другие пороки в несколько другой трактовке: обман, коррупция, измена, предательство. Сюда можно добавить леность, грубость, невежество, эгоизм, грабёж, лицемерие, цинизм и прочие. Таким образом мы расширили понятие «памфлет» с узкой политической направленностью, адресованной против управляющего звена государственного аппарата, до критики любых прегрешений личности.

Опишем понимание «лирическая линия». С помощью лирической линии будем восхвалять всё прекрасное в человеке и его позитивное отношение к окружающему миру: дружбу, любовь, доброту, красоту природы, патриотизм, сочувствие, альтруизм, трудолюбие, стремление познавать. Такую линию можно ещё по-другому назвать – «позитивная лирика», которая задаёт систему общественных ценностей для любой личности!

Если теперь сопоставить памфлетную и лирическую линии, то легко увидеть диаметральную противоположность сторон общественного сосуществования человека: с одной стороны «воспеваются» (поощряются) те или иные качества, а с другой – «критикуются» (порицаются). Здесь можно разглядеть проявление основного закона философии – закон единства и борьбы противоположностей. Действие «единства и борьбы противоположностей» в данном случае заключается в том, что перед человеком всегда стоит дилемма его поступков. Неожиданным образом проступает и педагогическая составляющая этих двух линий, так как в педагогике (пожалуй, основном методе) должны всегда «поощряться» благовидные поступки, а противоположные – пресекаться.

Обратим внимание на воспитательную функцию литературы. Прослеживая сюжеты литературных произведений, мы сопереживаем персонажам, мы видим то, к чему приводят те или иные их поступки. (В самой педагогике тоже можем увидеть педагогическое воздействие путём поощрения и наказания в рамках самого педагогического воздействия). А какова основная цель педагогического воздействия при изучении художественной литературы? Давайте обратим пристальное внимание разъяснению этому вопросу.

Прямой категорический ответ: художественная литература (в данном случае имеется ввиду русская) формирует в людях гражданственность и патриотизм – это высшие комплексные моральные ценности общества! Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества [1]. Патриотизм – политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям [1]. Эти два понятия связаны друг с другом: патриотизм – это одно из качеств гражданственности.

Зададимся ещё одним важным вопросом: кто же заинтересован в формировании в людях гражданственности и патриотизма? Однозначный ответ – государство. Государство – это политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны [1]. Так вот, чтобы эффективно управлять и «поменьше» принуждать необходимо воспитывать в людях гражданственность и патриотизм. У Н.А. Некрасова в стихотворении «Поэт и гражданин» можно найти строчки, объясняющие значимость понятия «гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. … Ему тяжелый жребий пал, но доли лучшей он не просит: он, как свои, на теле носит все язвы родины своей».

В наше время происходит научно-техническая революция (шестой технологический уклад – уточнение Л.И. Филиппова). Обратим наше внимание на базовые направления этой революции. Академик РАН Е.Н. Каблов в своей статье высказал: «У нас на слуху сейчас био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика – синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой». Следует всё же добавить в эти базовые направления и когнитивные технологии! Доводы. Если проанализировать предыдущие пять укладов, то обнаружится, что объект, ради которого менялись эти уклады, оставался как-то в стороне от этих изменений. Теперь, чтобы обеспечить основную цель шестого уклада – «выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой», необходимо ещё и воспитать «нового человека». Целенаправленное воспитание – это прерогатива педагогики [3]. То есть в наше бурное время возникает запрос на воспитательную составляющую педагогики.

Формированием в людях гражданственности и патриотизма занимается ещё одна гуманитарная дисциплина – это история. Если предмет истории опирается на факты и только факты, то художественной литературе присущ вымысел и обобщения в рамках исторической достоверности. Например, многие реплики Александра 1 и Наполеона Бонапарта в романе «Война и мир» мы должны воспринимать как художественный вымысел Л.Н. Толстого, который не противоречит известным историческим фактам. Но в исторической науке категорически нельзя использовать художественный вымысел, тем более при обобщениях! В этом и состоит основное отличие художественной литературы от предмета истории, хотя они по-своему формируют в людях гражданственность и патриотизм.

Обратимся к хрестоматийной школьной художественной литературе и произведём анализы и выводы в краткой сжатой форме.

В пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая была написана в 1781 году, осуждается традиционное воспитание, в частности, провинциальных дворян. Такое воспитание не препятствует откровенной глупости, невежеству, своенравию, жестокости, мошенничеству и другим порокам. Приведём слова Митрофанушки: «Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезёт». С полным основанием такую же психологию можно обнаружить и у нынешней молодёжи. К примеру, зачем кому-то что-то знать, если почти на любой вопрос можно получить ответ из современного телефона или компьютера.

«Горе от ума». Это произведение написано А.С. Грибоедовым в 1824 году. Автор осуждает нравы аристократического общества: ложь, взяточничество, бюрократизм, эгоизм, приверженность ко всему иностранному. К сожалению, все эти пороки мы находим и в нынешнее время. Ничего не изменится, если заменить понятие «аристократический» понятием «олигархический»!

Рассмотрим две повести: повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и историческую повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которые были написаны, примерно, в одно и тоже время с 1835 по 1842 годы. Здесь мы затронем важнейшее противопоставление двух принципов – патриотизм и предательство. Предательство Швабрина из «Капитанской дочки» и Андрея из «Тараса Бульбы» чем-то похожи. В свою очередь, патриотизм Тараса Бульбы и его старшего сына Остапа, с одной стороны, и Петра Гринёва с другой, объединяет привязанность и преданность к Родине и готовность к жертвам ради неё.     Надо всё же оговориться по поводу повести Гоголя. Действие происходило в первой половине 17 века, до Переяславской рады, когда жители ещё несформировавшегося государства – территория современной Украины, испытывали сильное давление со стороны Крымского ханства и польской шляхты.

Правда, мотивы Петра Гринёва направлены на защиту своего сословия, против бунта. Только искренность, великодушие, проявленное случайно к «мужику с чёрной бородой» после метели, в постоялом двору, позволили Петру получить от Пугачёва ответное многократное типично русское великодушие, высказанное словами: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Если внимательно рассмотреть творческую деятельность поэтов-писателей А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, то некоторые их произведения проникнуты острой критикой монархии. Например, лирическое стихотворение-послание «Во глубине сибирских руд …» было написано Пушкиным в 1827 году. Оно представляет собой послание в поддержку друзей поэта, декабристов, приговоренных к длительной ссылке в далёкой Сибири. Автор обращается к своим товарищам как человек, полностью разделяющий их гражданскую позицию. Однажды, в беседе с императором (Николай 1), тот спросил у Пушкина: «Чтобы он делал, если бы в тот период он (Пушкин) находился в Петербурге?». Ни минуты не мешкая, поэт ответил, что стоял бы на Сенатской площади плечом к плечу со своими товарищами.

В стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» мы находим строки, которые наиболее ясно высвечивают основную идею лирической линии: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…».

После известия о смертельном ранении А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов сразу же написал стихотворение «Смерть поэта». В этом стихотворении поэт обличает высшее общество и государственных чиновников, вставших на сторону Дантеса, тогда как весь остальной народ воспринял смерть поэта как национальное бедствие.

Следует обратить внимание на особенность проявления памфлетной линии в русской и советской художественной литературе. Главное её проявление – это выявление, обличение и сатирическое высмеивание пороков общественного развития. Всё это можно легко увидеть в любой басне И.А. Крылова или сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В советской литературе памфлеты в большей степени приобретают сатирическое наполнение. Для примера возьмём повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова, написанная в 1925 году. Эту повесть долго не разрешали публиковать, считая её «острым памфлетом на современность».

К разряду острых памфлетов на современность можно отнести романы писателей-сатириков И. Ильфа и Е. Петрова – «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Эти романы ещё считают своеобразной «энциклопедией русской жизни» 1920 – 1930-х годов.

Следует обратить особое внимание на рассказы сатирика М.М. Зощенко. В своём творчестве он высмеивал мещан и обывателей и всегда был убеждён, что сатирик должен быть морально чистым человеком. В последние годы своей жизни Зощенко подвергся опале со стороны властей: его перестали печатать и исключили из Союза писателей.

Надо всегда понимать, что в художественной литературе, вне зависимости от желания автора произведения, писатель довольно точно отражает реальность со всеми его проявлениями. Так вот, художественная литература, в частности, и направлена на исправление недостатков, пороков общественного обустройства; развитие через воспитания гражданина, патриота. Неслучайно, М.А. Горький и И.В. Сталин сравнивали писателей с инженерами человеческих душ.

Идеальных формализованных систем не существует, тем более социальных – это было доказано математиком и философом Куртом Гёделем в его двух известных теоремах о неполноте формализованных систем. Вот поэтому и существуют, например, Государственная Дума, где с помощью новых законов стараются адекватно подстроиться под реалии, запросы современного дня, устранить недостатки.

Подведение итогов.

Произведя дихотомическое деление поступков человека, мы тем самым упрощаем оценку поступков индивидуумов – это то, к чему и стремились, создавая памфлетную и лирическую линии. (Справка из ресурсов Интернета: Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при дихотомическом делении понятий мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Таким образом, дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, так как каждый объект делимого множества попадает только в один из классов; деление проводится по одному основанию – наличие или отсутствие некоторого признака. Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части – а и не а). Например, если рассмотреть правдивые и ложные заверения любого человека, то за А мы примем все заверения человека, за а – все правдивые заверения, тогда за не а – все ложные. Конечно, в жизненных ситуациях случаются парадоксальные случаи, которые не укладываются в категории «хороших» и «плохих» поступков. Но такие ситуации довольно редко возникают для осознанного поведения, поэтому здесь нужен отдельный разговор.

Введя два новых понятия в литературе, мы тем самым упростили оценочный механизм поступков человека. Здесь осуществляется принцип обучения «от простого к сложному» в рамках дидактического принципа систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает такое построение учебного процесса, который подчинён строгой системе, на основании учебных планов, программ и т.п. Обучение строится по схеме «от простого к сложному», то есть постепенное, логичное изучение учебного материала [1]. Одновременно соблюдаются и другие принципы дидактики: принцип научности, принцип связи теории с практикой, принцип творческого, развивающего обучения. В целом, такой подход в обучении литературе следует отнести к методологии обучения, так как он оправдывает естественный общенаучный подход в познании человеком окружающего мира принципа «от простого к сложному»! Методология – это философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности, учение о применении принципов, способах и стратегиях исследования предмета [1]. Всё это мы и наблюдаем в данной статье.

Как же представляется реализация предлагаемого образовательного механизма в школьных буднях? Учащийся при чтении художественного текста литературы обязан включать оценочный механизм. В этом ему должен регулярно помогать учитель на уроках, чтобы привить ему устойчивые умения до автоматизма (навыки). Тем самым в сознании школьников будут формироваться последовательные опорные сигналы (В.Ф. Шаталов). Одновременно учащийся лучше будет запоминать содержание текста, осмысливать сюжетную линию, производя оценку. Вовлекая ученика в эту обучающую систему, мы вовлекаем его в активное состояние творческого, развивающего обучения. Всё это и будет содействовать улучшению качества обучения.

Задавая систему ценностей, которая обуславливается лирической линией, мы  подводим любую личность к осознанию взаимной выгоды в широком понимании: индивид, приносит своему государству пользу, осуществляя трудовую деятельность как гражданин, любя и защищая как патриот, – должен рассчитывать, по взаимной обратной связи, на помощь и поддержку со стороны государства.


Библиографический список
  1. Электронный ресурс Интернета.
  2. Гетманова  А.Д.  Логика. – М.: Новая школа, 1995. – 415 с.
  3. Филиппов Л.И. Шестой технологический уклад: его особенности и место педагогики в нём // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/25014


Все статьи автора «Филиппов Леонид Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: