Для реализации метапредметного подхода необходимо использовать такие методы и технологии обучения, которые позволят учащимся погрузиться в активную мыслительную и практическую деятельность в процессе овладения учебным материалом, что будет способствовать развитию у учащихся мышления, а также их вовлечению в решение проблем. Одним из таких инструментов является проектная деятельность, поскольку позволяет учащимся приобретать универсальные учебные умения, важные не только для освоения конкретного предмета, но и для дальнейшего развития личности и успешной социализации.
Проектная деятельность — это целенаправленный процесс, направленный на решение конкретной практической задачи посредством последовательного выполнения ряда взаимосвязанных действий от идеи до конечного результата. Этот вид деятельности характеризуется творческим характером, коллективностью усилий, использованием теоретических знаний и практических навыков для реализации поставленных целей.
Выделим основные признаки проектной деятельности:
- цельность и законченность – проект направлен на достижение конкретного, осмысленного результата;
- проблемное ориентирование – работа над проектом связана с решением реальной жизненной или учебной задачи;
- творческий характер – предполагает применение нестандартных подходов и оригинальных идей;
- самостоятельность – участники принимают активное участие в разработке и реализации проекта, проявляя инициативу и ответственность;
- коллективность – часто включает сотрудничество нескольких человек или команд, формирующих общие цели и распределяющих роли внутри коллектива.
- планомерность – деятельность структурирована по этапам, включающим постановку целей, разработку плана, реализацию проекта, оценку результатов и рефлексию процесса;
- интеграция разных областей знаний – для успеха проекта требуются междисциплинарные подходы, объединяющие различные сферы науки и практики.
В начале XX века метод проектов вызвал значительный интерес в России, что, по мнению Е. А. Смердовой, было связано с технологическим кризисом и появлением большого объёма новой информации и технологий, которые требовалось освоить [1]. «Метод проектов учит человека ориентироваться в ситуации неопределенности» — акцентирует автор. Метод проектов действительно отличается от традиционных форматов обучения своей практикоориентированностью и направленностью на развитие универсальных компетенций, которые помогают адаптироваться к любым условиям и обстоятельствам. «Чтобы быть успешным в своей жизни, человеку нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире. Эту способность называют практическим интеллектом» [2]. В отличии от эмпирического опыта, в котором по мнению автора не достигается уровень высокого развития, проектная деятельность помогает развивать умение ставить четкие и достижимые цели, планировать шаги для их реализации, распределять ресурсы и оценивать результаты. Современное проектирование действительно обладает целым арсеналом специальных инструментов и методов, позволяющих человеку эффективно решать разнообразные задачи и достигать высоких результатов.
Ученые дают различные определения понятию «учебный проект». Так, например, А.В. Хуторской определяет его как специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися творческий исследовательский труд, результатом которого является создание нового знания или предмета материальной культуры [3]. Автор выделяет следующие требования к учебному проекту:
1) выбор пути решения задачи должно быть инициировано учащимся;
2) проект должен быть важным для учащегося или его окружения;
3) работа должна иметь исследовательский характер;
4) проект должен быть нацелен на формирование необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение способов мышления;
5) «образовательные» проекты должны быть сконструированы учителем;
6) результат проекта должен иметь своего потребителя;
7) проект должен быть реалистичным, в рамках ресурсов школы.
При прохождении всех этапов проектирования учащийся погружается в познавательный процесс в соответствии с теорией конструктивизма, суть которой заключается в том, что «знание, понимание и смысл» приходят в результате «взаимодействия с социальной средой» [4]. Все это согласуется с теорией поэтапного формирования умственных действий, разработанных Н.Ф. Талызиной и П.Я. Гальпериным, где акцентируется взаимосвязь формирования образов и тех действий, с помощью которых они формируются, подчеркивают авторы [5].
Таким образом, в результате реализации метода проектов идет развитие познавательных способностей детей, которые самостоятельно конструируют свои знания, овладевают способностью ориентироваться в информационном пространстве и развивают критическое мышление.
Библиографический список
- Смердова, E.A. Наследие С.Т. Шацкого в современной школьной проектной деятельности / E.A. Смердова // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2023. — № 1. — С. 59-70.
- Лазарев, В.С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / В.С. Лазарев // Народное образование. — 2014. — № 8(1441). — С. 130–136.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А.В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 406 с.
- Кухарев, А. И. Теоретические основания для анализа организационных и педагогических условий реализации проектного обучения в школах / А. И. Кухарев // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – Т. 1, № 2(98). – С. 140-155.
- Петрова, Н. П. Реализация метода проектов в подготовке педагога : (на примере гуманитарных дисциплин) / Н. П. Петрова, Х. С. Р. Халилов. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 196 с.