Научный руководитель: Дронова Екатерина Николаевна
Алтайский государственный педагогический университет, канд. пед. наук, доцент
Информатика с незапамятных времен является неотъемлемой частью человеческой культуры. Более того, быстрый рост значимости цифровых компетенций в нашем обществе, знании, основанном на информационно-коммуникационных технологиях, делает всестороннее изучение информатики неотъемлемой частью школьного образования [1].
Педагогам необходимо не только предоставить ученикам знания в области информационных технологий, но и развить у них интерес к данному предмету. Это особенно важно для учащихся 7 класса, когда происходит формирование личности, развитие мышления, креативности, навыков решения нестандартных задач и ценностного отношения к учебным дисциплинам.
Информатика, как учебный предмет, обладает уникальным потенциалом для реализации этой задач. Важно отметить, что с каждым годом учителям становится все труднее заинтересовать современных школьников в учебном процессе. Тогда учителя начинают используют множество креативных методов для привлечения школьников к учебе.
Одним из методов привлечения интереса учащихся к учебному процессу является введение занимательных элементов в ходе изучение предмета. Занимательные задачи, используемые на уроках информатики в 7 классе, способствуют не только усвоению теоретических знаний, но и активному вовлечению учащихся в учебный процесс.
Несмотря на распространенность термина «занимательность», в педагогической и методической литературе отсутствует определение общепринятого педагогического понятия «занимательность обучения информатике» [2, с. 61].
Поэтому, обращаясь к словарю – выделим определение занимательности. Занимательность – это использование различных дидактических средств, привлекающих интерес и внимание учащихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных факторов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного материала [5].
При грамотном использовании занимательных задач на уроках информатики – процесс преподавания и приобретения знаний становится эффективнее, мотивация школьников для изучения нового повышается.
В литературе разные авторы выделяют несколько подходов в определении классификации занимательных задач.
Классификация занимательных задач М. Ю. Шубы:
Рисунок 1. Виды занимательных заданий
В [4] выделяются для уроков информатики «самыми популярными» по мнению Л. Д. Тулебаева и Е. А. Леонова следующие занимательные задачи:
- Задача-рисунок: условие задачи представляет собой рисунок объекта с непривычного ракурса или схему тех сторон, которые встречаются реже всего;
- Логическая мини-задача: условие задачи отличается краткостью формулировки. Обычно оно состоит из одного предложения, которое содержит и условие, и вопрос, причем исходные данные уводят от верного ответа;
- Задача-шутка: содержание задачи завуалировано, а поставленные вопросы некорректны и требуют определенного уровня знаний;
- Задача с неполным условием: в условии описывается ситуация, недостающие данные учащиеся могут получить с помощью наводящих вопросов учителю.
Рассмотренные классификации занимательных задач для уроков информатики указывают на многообразия методов обучения и вовлечения учащихся. Их применение способствует формированию творчества при решении проблемы, увеличение интереса к предмету и как следствие, повышение успеваемости.
Использование занимательных задач на уроках информатики представляет собой эффективный подход к повышению мотивации и вовлеченности учащихся в учебный процесс, как следствие повышение успеваемости. Но при использовании занимательных задач важно учитывать методические особенности.
Под методикой использования занимательных заданий на уроках будем понимать методы, средства и приемы подачи занимательных задач, а также занимательные формы организации обучения [3].
Временные рамки использования занимательных заданий неоднозначны. От одного небольшого задания на 2-3 минуты до практического занятия с элементами занимательности на 15-20 минут [3].
Следует подчеркнуть, что занимательные задачи применяются не на каждом уроке, а исключительно в тех случаях, когда это оправдано. Выбор задания определяется уровнем знаний и подготовленности класса.
Выделим методические рекомендации: этапы уроков, в которых можно применять занимательные упражнения (см. рисунок 2):
Рисунок 2. Этапы урока
-
Этап мотивации: эффективное решение занимательных задач способно укрепить уверенность школьников в собственных способностях и стимулировать их к дальнейшему изучению информатики. К таким методам можно отнести, например, головоломки, ребусы и задачи-рисунки.
-
Этап актуализации знаний: этап урока, на котором учащиеся воспроизводят уже имеющиеся знания, умения и навыки для восприятия новой информации. На данном этапе можно предложить такие виды занимательных задач: сканворды, викторины, задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки.
-
Этап изучения нового материала – это ключевой момент, когда ученики знакомятся с новыми понятиями, правилами и знаниями. Для формирования понятий и начальных представлений о явлениях – игры, задачи с неполным условием.
-
Этап закрепления изученного – это этап учебного процесса, который следует за изучением нового материала. На этом этапе учащиеся применяют и закрепляют полученные знания и навыки через различные виды деятельности. Задачи, которые можно применять на данном этапе: дидактические игры, задачи-рисунки, логические задачи, задачи-шутки и т.д.
-
Этап обобщения и систематизации знаний – это важный компонент учебного процесса, который позволяет учащимся закрепить и структурировать полученные знания. Для этого и используют всевозможные тематические ребусы и кроссворды, игры, сканворды, криптограммы, викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки.
Таким образом, внедрение занимательных задач в учебный процесс информатики не только делает обучение более увлекательным, но и способствует достижению образовательных целей. Мы рекомендуем внедрять данный подход в практику преподавания информатики, разрабатывать новые задания и использовать современные технологии для их реализации.
Библиографический список
- Дагиене В., Хромкович Ю. Разработка учебной программы по информатике. Образование: от концепции к реализации // Вильнюсский университет. – 2021. – С. 333-356.
- Завалина, Я. Н. Занимательный материал на уроках информатики как средство развития познавательного интереса обучающихся основной школы / Я. Н. Завалина // Вестник педагогического опыта. – 2021. – № 48. – С. 60-65. – EDN FQFQXW.
- Лавровская Н. В. Методические рекомендации «Использование занимательного материала на уроках информатики для развития познавательного интереса студентов колледжа» / Н. В Лавровская // – Грязи : 2016. – С. 30.
- Методические рекомендации по использованию занимательных задач на уроках информатики / М. Б. Беляева, Е. А. Ильясова, Е. А. Калякина, М. М. Савинкова // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 7. – С. 168-174. – EDN UGNEGJ.
- Ожегов С.И. / Ожегов С.И. [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова онлайн : [сайт]. — URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 13.04.2025).