ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Ариничев Денис Сергеевич
Калужский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
магистрант 2 курса

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие «государственные закупки» и обозреваются их виды. Рассмотрены точки зрения различных ученых на вопрос понятия государственных закупок. Перечислены виды государственных закупок, выделены особенности каждого вида. Акцентировано внимание на адаптивном характере государственных закупок. Также приведены классификации государственных закупок по конкуренции (наличие/отсутствие), способу определения поставщика, степени доступности информации о закупке и т.д.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Ариничев Д.С. Государственные закупки: понятие и виды // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/09/55518 (дата обращения: 24.02.2024).

Научный руководитель:
Четвертакова Ирина Валентиновна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно–правовых дисциплин
«Калужский институт (филиал) Всероссийского государственного
 университета юстиции (РПА Минюста России)»

В современных развитых странах с высоким уровнем качества жизни одним из важнейших направлений развития рыночной экономики является успешное функционирование системы государственных закупок, которая является одним из важных факторов экономического роста этих стран.

Система государственных закупок является одной из основ управления национальными финансовыми ресурсами. Государственные закупки необходимы для удовлетворения социальных потребностей, а также являются одним из регулирующих органов национальной экономики.

В условиях различных финансовых кризисов государственные закупки начали играть ведущую роль, поскольку большая часть государственных средств используется в сфере государственных закупок для удовлетворения потребностей общества.

Органы государственной власти являются представителями общественных интересов. В условиях участия в государственных закупках бюджетные средства должны расходоваться в максимально возможном объеме для обеспечения высокого уровня качества жизни граждан. Граждане и общество в целом являются основными потребителями товаров и услуг, приобретаемых государственными учреждениями. В связи с этим они хотят получать более качественные товары и услуги, хотят иметь достойный уровень обслуживания своих интересов и жить в комфортных условиях. Основной целью государственных закупок является приобретение высококачественных товаров и услуг при экономии бюджета.

Рассмотрим понятие «государственные закупки» более подробно. В современной научной литературе этому термину существуют различные объяснения. Существуют также и различные подходы к определению понятия «государственные закупки».

Первый подход основан на экономической теории. Его представителями являются такие авторы, как А. А. Яковлев, И. В. Кузнецова, М. М. Юдкевич, Л. И. Якобсон и др. С точки зрения экономической теории, государственные закупки – это часть товаров, работ и услуг, производимых или осуществляемых внутри страны или за рубежом, закупаемых государством за счет доходов и расходов государственного бюджета в процессе оптимального расходования собственных ресурсов.

Второй подход основывается на макроэкономике. Его представителями являются С. С. Шувалов, Л. В. Никифорова и др. С точки зрения макроэкономики, государственные закупки можно рассматривать как в узком, так и широком смыслах. В узком смысле они представляют собой эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций. В широком смысле — это перераспределение денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Третий подход основывается на юриспруденции. Его представителем является М. В. Шмелева. С юридической точки зрения, М. В. Шмелева описывает государственные закупки как «регулирование отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляют возложенные на них законом действия и функции, возникающие для достижения поставленных целей осуществления закупок». Данное определение делает акцент широком трактовании государственных закупок, не конкретизируя цели осуществления закупок.

Четвертый подход основан на механизме государственных закупок. Его представителями являются А. В. Снеткова, И. И. Смотрицкая, С. И. Черных и др. С точки зрения механизма осуществления государственных закупок, они представляют собой систему отношений, в основе которой лежит договор и которая связана с закупкой и поставкой товаров и услуг с целью удовлетворения государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных средств с целью их оптимального расходования.

Изучив различные методы определения понятия “государственные закупки”, можно сделать общий вывод о том, что государственные закупки – это система правовых отношений между двумя сторонами, одна из которых является заказчиком, а вторая – поставщиком различных услуг, товаров и проектов, которые закупаются с целью обеспечения потребностей национальных и муниципальных учреждений при максимальном планировании оптимального расходования бюджета государства, субъекта или государственной или муниципальной организации.

Исходя из этого, можно выделить основные характеристики государственных закупок:

  1. Государственные закупки осуществляются за счет бюджетных средств разных уровней (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня).
  2. Государственные закупки товаров, работ и услуг осуществляются для нужд государственных и муниципальных органов и организаций, которые потребляют закупленное, но не перепродают его.
  3. Государственные закупки являются способом получения необходимых товаров, работ и услуг в рамках экономии бюджетных средств.

В настоящее время в России регулирование закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова предлагают систематизировать государственные закупки по следующим основаниям:

– существование конкуренции на момент заключения контракта;

– способ определения поставщика;

– уровень доступности сведений о закупке в целом или информации об отдельных аспектах, содержащейся в договоре, проекте контракта и иной документации..

По первому основанию — существование конкуренции на момент заключения контракта — государственные закупки делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные государственные закупки – это закупки, в которых применяется та или иная форма торгов. С этой целью заказчики используют специальную Единую информационную систему для предоставления неограниченному числу поставщиков информации о предстоящих покупках.

Неконкурентные государственные закупки – это закупки без проведения торгов, то есть закупки у единственного поставщика. Покупка у единственного поставщика означает подписание контракта с любой организацией, которая может предоставить товары, работы и услуги, в которых заинтересованы заказчики. Обычно товары, работы и услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, заказываются у единственного поставщика. Это же касается предметов закупки, относящихся к сфере медицинского обеспечения/обслуживания и водоснабжения, сфере электроснабжения и другим областям.

По второму признаку, то есть по методу определения поставщиков, виды государственных закупок делятся на аукционы, тендеры и запросы котировок.

Данный вид государственных закупок стал широко и активно использоваться в качестве электронной формы публичных торгов (electronic auction). Данный вид закупок является наиболее открытым, прозрачным и антикоррупционным, поскольку осуществляется на электронной платформе, а ее операторы имеют возможность предотвратить возможный сговор между участниками аукциона и заказчиками. Победителем электронного аукциона становится организация, которая выставит на аукционе самую низкую цену. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронные аукционы являются наиболее предпочтительным видом, то есть способом определения поставщиков.

Таким образом, по итогам госзакупок в 2020 году наибольшее количество контрактов было заключено через электронные аукционы: 1,8 млн контрактов на общую сумму 5 трлн. рублей.

Вторым видом государственных закупок на этой основе является конкурс. Конкурсные процедуры являются длительными и сложными. Конкурс – это единственный вид государственных закупок, где победитель определяется рядом условий. Цена в этой процедуре не играет такой важной роли, как на аукционах, поскольку победитель определяется путем предоставления наилучших условий для исполнения государственных контрактов. Основными критериями оценки всех заявок могут быть коммерческие расходы, качество и функциональные характеристики закупаемой продукции, квалификационные характеристики участников закупок, имеющиеся финансовые ресурсы и другие критерии оценки.

Так, по результатам осуществления государственных закупок в 2020 году количество контрактов, заключенных путем проведения конкурса, составили 70 тыс. контрактов на общую сумму 1,12 трлн. рублей.

Третьим видом государственных закупок является запрос котировок. Этот вид государственных закупок в основном используется для закупок с небольшими заказами и участием местных поставщиков. Запрос котировок также определяет победителя, который предоставит самую низкую цену контракта. В данном виде госзакупок существует ограничение, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта не может превышать 500 тысяч рублей. Следующие ограничения указывают на то, что общая сумма покупок, совершенных таким образом, не должна превышать 10% от общей суммы покупок, совершенных заказчиком в текущем году.

Так, в 2020 году количество и объем извещений о проведении запроса котировок в электронной форме составило 110 тыс. извещений c общей суммой НМЦК 17,2 млрд. рублей.

В целом, по первому основанию классификации видов государственных закупок по результатам 2020 года можно сделать следующие выводы:

– на конкурсные виды государственных закупок приходится 65,0% от общего объема закупок;

– вид неконкурентных государственных закупок, то есть закупки у единственного поставщика, составляет 35,0% от общего объема закупок.

Принимая во внимание второе основание классификации видов госзакупок, по итогам 2020 года можно сказать, что наибольшее количество госзакупок осуществляется в виде аукционов, общая сумма которых составляет 1,8 млн контрактов, заключенных посредством электронных аукционов.

По третьему основанию, то есть по степени открытости информации обо всей закупке или некоторой информации, содержащейся в документе или проекте контракта, виды государственных закупок бывают открытыми и закрытыми.

Особенностью государственных закупок публичных видов является то, что они обладают наибольшей степенью открытости информации о закупке, то есть информация о предстоящей закупке доводится до неограниченного числа людей, которые могут участвовать в этом процессе.

Закрытые виды государственных закупок имеют некоторые ограничения, поскольку заказчики могут использовать их, когда речь идет о государственной тайне. В некоторых случаях, особенно в военной, аэрокосмической и других отраслях промышленности, информация о государственных закупках и информация, представленная в документах о закупках, не могут быть переданы неограниченному кругу лиц, поскольку они составляют государственную тайну. В этих случаях заказчики могут прибегнуть к закрытым видам государственных закупок. Эти закупки не являются публичными, поэтому невозможно оценить количество таких закупок, а также оценить отрасли или сферы деятельности, где проводятся закрытые процедуры закупок.

Таким образом, государственные закупки – это система правовых отношений между двумя сторонами. Обе стороны являются заказчиками и поставщиками различных услуг, товаров и проектов, которые удовлетворяют потребности национальных и муниципальных учреждений и организаций в целях эффективного использования бюджетных средств. Государственные закупки решают большое количество задач по удовлетворению национальных и муниципальных потребностей в товарах, проектах и услугах в различных сферах общественной жизни. Тип государственных закупок адаптируется к текущим национальным, рыночным и промышленным потребностям, а также потребностям всех участников контрактной системы в минимизации затрат различных ресурсов и решении задач с максимальной эффективностью. Анализ статистических данных и отчетов показывает, что наиболее распространенным и активным использованием являются государственные закупки, такие как электронные публичные аукционы. Среди видов конкурентных государственных закупок на электронные аукционы приходится 90,9% всех государственных закупок, проводимых на конкурсной основе. Этот вид закупок является наиболее открытым, прозрачным и антикоррупционным, поскольку осуществляется на электронной платформе.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №30. – ст. 4571.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №14. – ст. 1562.
  3. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. – №152(8503). – ст. 68.
  4. Герасименко А. А., Иванов А. М. О понятии и принципах государственных закупок // Теология. Философия. Право. 2020. № 1 (13). С. 95–105.
  5. Горохова Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 57–68.


Все статьи автора «Ариничев Денис Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: