Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и проекта и провести эту стратегию в жизнь, нужно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией [1].
При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые руководство проекта должна учитывать при определении своих целей и при их достижении [2].
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.
Для анализа внутренней и внешней среды проекта используется множество различных инструментов, в том числе SWOT-анализ [3].
Анализ внешней и внутренней среды проекта был проведен путем SWOT-анализа в таблице 1.
Таблица 1. SWOT-анализ проекта
Возможности(opportunities):
- Доработка ПО, расширение спектра его возможностей. - Выход продукта на рынок. - Инновационность продукта.
|
Угрозы(treats):
- Невозможность выхода на рынок вследствие появления аналогичного ПО у конкурентов. - Превышение бюджета или срока реализации проекта. - Повышение требований к ПО. - Экономическая нестабильность. - Вероятность устаревания. |
|
Сильные стороны(strength):
- Гарантия качества продукта. - Удовлетворённость заказчика. - Продукт, отвечающий бизнес-требованиям. - Санкционезависимость. Опытные сотрудники в команде. |
SO-стратегия
Разработать качественный продукт, который удовлетворит заказчика и ответит всем требованиям бизнеса, в том числе и цели импортозамещения технологий |
ST-стратегия
Новое ПО позволит компании минимизировать влияние экономических факторов, постоянное обновление и доработка преодолеет факторы внешнего рынка. |
Слабые стороны (weakness):
- Риски, связанные со сроками и бюджетом. Сложности внедрения продукта в работу компании (обучение сотрудников). |
WO-стратегия
При выходе на внешний рынок инновационность продукта позволит покрыть финансовые издержки. Потратить какое-то количество времени на постоянное обучение сотрудников вследствие постоянных обновлений ПО. |
WT-стратегия
Разработка ПО может привести к значительному увеличению закладываемого бюджета, так же как и регулярное обучение сотрудников, издержки могут покрыть финансовый эффект от реализации – закрытие проекта. |
Перейдём к следующему инструменту анализа – PEST-анализ . Это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
PEST-анализ проекта «Рыночная статистика и отраслевой баланс» представлен в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1. PEST-анализ проекта (1 группа факторов)
Политические факторы | Экономические факторы | ||
Фактор | Вес | Фактор | Вес |
Кризисы | 0,3 | Экономические кризисы | 0,1 |
Перевороты, революции, войны | 0,1 | Курс валют | 0,2 |
- | - | Колебания цены за баррель нефти | 0,2 |
Таблица 2.2. PEST-анализ проекта(2 группа факторов)
Социокультурные факторы |
Технологические факторы: |
||
Фактор | Вес | Фактор | Вес |
Изменение ценностей общества, переход на «зеленую» энергетику | 0,05 | Изменение технологий | 0,1 |
Моральное устаревание | 0,05 | ||
- | - | Проблемы с правами собственности на код ПО | 0,05 |
Таким образом, мы провели анализ внутренней и внешней среды проекта по разработке и внедрению ПО в периметр одной компании, используя такие инструменты, как SWOT-анализ и PEST-анализ и выявили ключевые стратегии поведения по отношению к тем или иным группам факторов.
Библиографический список
- Дроздова В.А. Нужна ли стратегия малому бизнесу? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. С. 4-9.
- Кошевенко С.В. SWOT-анализ как инструмент стратегического управления школой // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. С. 143-146.
- Чупина И. П. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие российской экономики // Аграрный вестник Урала. 2011. № 3. С. 117.