СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ. ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА В МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Мерлина Надежда Георгиевна
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
доцент кафедры режиссуры

Аннотация
В статье рассматривается значение творчества Сергея Васильевича Рахманинова в мировой музыкальной культуре.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Мерлина Н.Г. Сергей Васильевич Рахманинов. Значение его творчества в мировой музыкальной культуре // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/07/55444 (дата обращения: 24.02.2024).

Сергею Васильевичу Рахманинову среди русских музыкантов конца XIX начала ХХ века, принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре. Гениальный композитор, глубокий прекрасный дирижер, волевой, вдумчивый, и конечно великий пианист своего времени.

Его творчество, необычайно многогранная артистическая деятельность тесно связано с общими процессами развития русской музыкальной культуры, русской художественной культуры. Рахманинову довелось быть свидетелем грозных великих событий, вызывавших глубокие перемены в жизни целых народов, в личностных судьбах отдельных людей. Как большой художник, Сергей Васильевич не мог не испытывать воздействия этих процессов на своем творчестве. С годами не только росло его мастерство, но и претерпевал известные изменения, образный строй музыки. Воспитанник московской консерватории, последователь М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, А.П. Бородина, и Н.А. Римского – Корсакова, С.В.Рахманинов продолжал и развивал традиции русской музыкальной культуры. Его блестящий талант вырос на основе русского классического искусства XIX века: это искусство А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.И.Левитана, И.Е.Репина и конечно наших великих режиссеров художественного театра К.С. Станиславского, В.И.Немировича – Данченко и др,

В своей работе я бы хотела остановиться на русских корнях музыки С.В. Рахманинова. Глубоко русский человек, выросший в небогатой дворянской семье, корни которой идут к 15 веку, он, по словам академика Б.В.Асафьева: « Совсем особенно принимал предгрозовые настроения и бурлящие ритмы русской современности: не разрушение и хаос слышались ему, а предчувствие великих созидательных сил. возникающих из недр народных»

Вот отсюда и эмоциональные тона и художественные образы, характерные для Рахманинова. Ему. как никому другому, в то время была присуща трагичность, но трагичность мужественная, действенная. В целом же рахманиновской музыке присуща главная черта – человечность, музыка раскрывающая душевный мир человека. Именно это роднит его с П.И. Чайковским, перед которым он всю жизнь преклонялся. Удивительно, на стыке XIX и ХХ веков вышла в свет целая плеяда художников, композиторов – модернистов. Это А.Шенберг и его последователи. С.А.Губайдулина и другие. Одновременно с творчеством Сергея Рахманинова поднималась нововенская школа, школа А. Шенберга, постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм. Шенберг считал, что его изобретение, атональность – плохо сочетается с монументальными, широкоформатными произведениями. Это нововенская школа – иное толкование музыки. Новое ощущение жизни без прикрас. Хаос, зацикленность – стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодии, бунт против традиционного взгляда на искусство – всегда вызывали у критиков противоречие и неприятие. Не принял это и Сергей Рахманинов. Вот, что он писал одному из своих друзей: «Модернистов не играю». Он был противником модернизма, не поддавался декадентским веяниям, отвернувшимся от мелодии как главного выразительного средства, защищая мелодию и народную песенность.

В своем творчестве С.В.Рахманинов оставался на позициях реалистического, демократического искусства. Именно за это на него нападали музыкальные критики, обвиняя в отсталости, в эпигонстве, «старомодности стиля» и даже ставя ему в вину силу эмоций и искренность!

Но его поддерживали обширные слои демократической русской интеллегенции, которые стояли на защите русской музыкальной классики.

С. Танеев, А. Глазунов, А. Лядов, Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова (выдающиеся деятели того времени).

Мелодика Рахманинова вобрала в себя многие замечательные черты русской народной песни. У него в произведениях нет подлинных народных мелодий, но ярко ощущается стилистические особенности русской народной мелодики. (Например: Этюд – картина g-moll, ор.33 -картина природы, ладовая основа близка к русской музыке. Особо можно говорить о фортепианном стиле С.Рахманинова. Контрастность, свет и тени, регистровка, ладо – гармонические особенности и т.д. Одно из высших достижений «Рапсодия на тему Паганини», приближали его к высшим вершинам его творчества 2 и 3 концертам для фортепиано с оркестром. Эти произведения оригинальны по замыслу, форме и фортепианному мастерству.

Колокольные звоны занимали в русском быту очень значительное место. Колокольным звоном, с давних пор выравнивали атмосферу поля, рощи и т.д. предложение написать поэму на стихотворение Константина Бальмонта по поэме Эдгара По увлекло композитора. Его привлекла возможность создать широкую симфоническую картину о жизни человека на разных этапах: от юношеских грез, счастья любви, до трагических переживаний, погребального шествия, через сферу колокольных звучаний. Впервые это произведение было исполнено 30 ноября 1913 года в Сантк – Петербурге в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов Мариинского театра. За дирижерским пультом стоял сам автор.

Это сложное, прекрасное произведение имело колоссальный успех и с той поры, начало шествие в лучших концертных залах мира. В 1939 году под управлением автора оно прозвучало в Нью–Йорке. Большинство произведений С.В.Рахманинова были созданы в период проживания в России.

Гениальный русский композитор, символ русской музыки во всем мире, создал свой необычайный оригинальный стиль, который оказал впоследствии огромное влияние на мировую музыку ХХ века. Ему удалось передать глубину древнего русского распева и это отразилось на способности возрождения национальной русской духовной музыки. Такие его великие произведения, как «Литургия св. Иоанна Златоуста», подчеркивают это. Как ему удалось сохранить своеобразие древних распевов, не прибегая к прямой иллюстрации! С. Рахманинов обогатил древнюю духовную музыку средствами современной музыкальной выразительности, подчеркнул духовную глубину и неповторимость. Стиль С.Рахманинова определился еще в первой симфонии, хотя она совершенно не имела успеха, и особенно утвердился во Втором фортепианном концерте. Хотя, В этом стиле прослеживается преобладание лирико – эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метро – ритм. До сих пор Второй концерт, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению остается одним из самых популярных произведений Рахманинова. Его еще исследователи называют гениальной поэмой о родине.

Вот что он писал об этом: «…пианист – виртуоз обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть миссия, и эта миссия – просвещение публики». А в одном из интервью С.В.Рахманинов сказал: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора

Что такое музыка?

Это тихая лунная ночь;

Это шелест живых листьев;

Это отдаленный вечерний звон

Это то, что родится от сердца к сердцу;

Это любовь!»

С. Рахманинов



Все статьи автора «Мерлина Надежда Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: