ТУРКМЕНСКИЕ ВОЙЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Овезова Багул
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
студент

Аннотация
Туркменские женщины умели красить шерсть в разные цвета и делать красивые изделия из войлока. Их изготавливали не только для постели, но и для других целей. Изделия из войлока для хранения посуды и других вещей, пастушьи накидки изготавливались с мастерством. Для покрытия каркаса белой юрты использовались кошмы разного размера. Каждая их часть называлась по-разному.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Овезова Б. Туркменские войлочные изделия // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/06/55426 (дата обращения: 05.03.2024).

Среди населения существует несколько видов кошмы. В книге «Туркменская культура» нашего героя Аркадага приведены следующие сведения: “Такие виды войлочных изделий широко распространены в быту туркмен: «душеклик», «оджакбаши», «намазлык», «долак», изготовленные из цветочных и простых видов, «басыргы», «аткече», «джул», «дуйехалык», «кошекхалык», предназначенные для покрытия скакунов, «ойлук» в качестве дона (накидки) для пастухов и др. виды. Как известно, у туркмен родители молодого человека, который женится, строят для молодых особенную белую юрту. Изнутри юрта покрывалась белым, а снаружи серым войлоком. Такие кошмы называются «дурлук». Обычно кошму в глубине юрты украшают красивыми цветами. Более распространены виды «икигыра», «дортгыра», «алтыгыра» и др., где узор располагается рядами до орнамента в центре такого войлока. Также популярны двусторонние узорчатые «кошмы». Однотонный войлок без орнамента, т.е. без рисунка, называется «бозкече» или «ровный».

Кошмы обычно имеют прямоугольную форму. Обычно они имеют размер от 2,5 до 1,5 метров. Но также среди населения и в домохозяйствах можно встретить кошмы большого размера. Бывают виды войлока, изготовленные до 2,4-2,5 м – крупные кошмы и 1,5-1 м – маленькие кошмы. Помимо черного и белого, обычно более распространены красный, желтый, синий и зеленый цвета различных оттенков, чем другие, и эти цвета дают общий окрас войлока. Характерной особенностью туркменских кошм, изготовленных в хозяйстве, является то, что вокруг орнамента шерстью контрастного с его окраской цвета выполняется кант. Также края войлока всегда выполняются одного цвета, т.е. из черно-коричневой или черной шерсти. Кроме цветастых кошм, используемых для подстилки, существуют различные виды войлока из белой шерсти. Примерами этого могут быть кошмы «намазлык» и «пыгамбер». Даже сегодня такие кошмы хранятся в туркменском доме как нечто ценное и святое.

В счастливую эпоху могущественного государства Героем Аркадагом прилагаются большие усилия для распространения в мире нашего культурного наследия, ценностей и искусства. Сегодня ведется большая работа по изготовлению различных видов войлока, продолжая дело наших бабушек и матерей, талантливых женщин. Кошмы удобны в использовании, украшают наши дома и используются во многих сферах туркменской жизни. Большое значение войлок имел и при строительстве белой юрты туркмен. Среди населения она была широко известна как “гара ой” («черная юрта»). В древности новый дом обычно покрывался белым войлоком, поэтому его называли «белым домом». Дом с устаревшими кошмами называют черным домом, то есть старым домом. В связи с этим до наших дней дошла поговорка «Дом не черный, он старый, он загадочен, как старики».

Дом, который был покрыт войлоком, имел много преимуществ. В большинстве естественных ситуаций, когда ударяет молния, белый войлок отражает острый луч и защищает людей в доме от опасности. Чтобы ковры, половики и кошмы, постеленные в белом доме, не впитывали сырость и не пачкались, стелют на землю циновки, парусину, камыши. Войлочное покрытие домов позволяло им сохранять тепло внутри зимой. Потому что он плохой проводник тепла. Плотно прессованный войлок отражал сильный солнечный свет, жару, сохраняя прохладу дома жарким летом. Даже осадки не проходили сквозь такие кошмы. Накрывали дом специальным покрытием, чтобы войлок не намокал при осадках. Тонкое покрытие ткали из шерсти, на него наливали крепкий бульон из головы, ног скота или рыбы. После того, как бульон просыхал, на поверхности покрывала появлялась пленка, которая вообще не пропускала осадки [8, с. 97].

И войлок, и войлочные изделия, и их связь с белыми юртами относят историю создания войлока к более ранним периодам. Потому что во многих случаях для покрытия войлоком белые юрты использовали войлок с различными узук, дурлук, серпик и кошмы с разными орнаментами, которые стелились в глубине белых домов. Узук — это войлок, которым покрыты все жерди белого дома. Он состоит из двух частей и крепится к жердям с помощью «узла узук». Дурлук представляет собой войлочное покрытие, обернутое вокруг каркаса. Они изготовлены плотно, не пропускают влагу. Серпик — это войлочное покрывало, которое накидывают на отверстие во время дождя. Оно также защищал пастухов, пасших скот в горах и пустыне, и земледельцев, сеявших урожай на больших полях, от некоторых ядовитых насекомых. Насекомые, учуявшие запах шерсти, не могли приблизиться к войлоку. Кроме того, примером использования войлочных изделий могут быть, такие, как джул для борзых, халык для верблюдов, иширгилер, аткече для коней, ойлук для пастухов, япынджа для предотвращения ржавчины на ножницах для стрижки скота, а также гобзы, предназначенные для мелких вещей пастухов. Издревле шерстяные изделия приносили много пользы людям, занимающимся животноводством в туркменских степях, то есть пастухам. Войлочные изделия из шерсти мелких животных считались предметами первой необходимости для пастухов и их вещей. В жаркое время дня, когда пастухи шли за своим скотом, они носили с собой удобные емкости для воды, а чтобы вода внутри емкостей не нагревалась, снаружи их обшивали шерстяным войлоком. Это делало воду в кувшине полезной для здоровья человека, приятной душе и очень помогало утолять жажду при ее употреблении. Такие традиции дошли до наших дней с древнейших времен скотоводческой жизни. Также пастухи использовали шерстяные изделия для защиты от ревматизма и простуды при выгуле на пастбищах и выгуле скота в зимние месяцы. Для защиты от простудных заболеваний используют шерстяные носки, чокай, стельки для обуви, шерстяные тулупы, шапки и т.п.


Библиографический список
  1. Kulyýewa O. Çarwa durmuşynyň sapaklary. A.: Ylym, 2014.
  2. Babaýewa A. Türkmen keçesi // Garagum. – 2014. – № 9.
  3. Baýryýewa A. Güneş nurly keçeler // Gurbansoltan eje. – 2004. – № 8.
  4. Васильева Г.П. Туркменские узорные кошмы. Памятники Туркменистана. – 1970. – № 1.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: