ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дукаева Зарета Вахаевна1, Яхьяева Амина Хасановна2
1ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», студентка 2 курса
2ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии

Аннотация
В данной статье упоминается социальная адаптация личности детей с ОВЗ. Так же в работе упомянуты проблемы детей с ОВЗ, основные причины трудной адаптации детей с ОВЗ в социуме, а также результаты опроса Н. И. Скока.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дукаева З.В., Яхьяева А.Х. Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/06/55414 (дата обращения: 05.03.2024).

С каждым годом постепенно увеличивается количество незащищенного населения и граждан с особыми потребностями, живущих в трудных условиях. В эту категорию также входят дети с ограниченными возможностями.

Вопрос социальной интеграции инвалидов актуален во всем мире. По данным ООН, около 450 миллионов человек во всем мире страдают нарушениями физического и психического развития.

Сегодня люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются со многими проблемами: трудности социализации и интеграции; трудности в процессе инклюзивного профессионального образования; обучение в школах, техникумах, колледжах и высших учебных заведениях; трудоустройство; одиночество. В то же время ощущается нехватка институтов, оказывающих социально значимую и иную поддержку. Поэтому необходимо создавать условия для обмена, самореализации и активной интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду.

Понятие «социальная адаптация» имеет различные определения. Обобщая общность различных наук, можно прийти к следующему определению этого понятия: Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к социальным условиям среды. Так как социальная адаптация представляет собой активное приспособление человека к социальным условиям среды, тем самым создавая благоприятные условия для самовыражения и естественного освоения, принятия общественно принятых целей, ценностей, норм, способов поведения. Особое значение имеет социальная адаптация подрастающего поколения — процесс и результат согласования личностных способностей и условий детей с окружающим миром, заставляющий их приспосабливаться к изменившейся среде, новым условиям жизни, структурно-психологической общности специфических социальных отношений, установлению поведенческие и социальные отношения, в которых соответствие принятого поведения норм и правила [1]. Вопросы социальной адаптации особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья понимается как специально организованный непрерывный образовательный процесс, в котором ребенок адаптируется к условиям социальной среды путем усвоения социально принятых правил и норм поведения. Если речь идет о травмированных детях, сиротах и инвалидах, то требуются специальные меры социальной адаптации и реабилитации, чтобы эти категории детей могли не только влиться в общество, но и реализовать свой творческий и трудовой потенциал. С точки зрения социальной адаптации группа детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее проблемной группой из-за ограниченных возможностей адаптации [2].

Основными причинами трудностей социальной адаптации детей с ОВЗ являются: отсутствие физического и психического здоровья; ограниченный социальный опыт; неблагополучные семейные и материальные обстоятельства.

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, осознанного усилия, приобретения определенных навыков, стремящегося как можно полнее интегрироваться в общественную жизнь, преодолевать трудные жизненные ситуации, то помощь ему является наиболее удобной социальной работой в соответствии с психологически ориентированное общество Режим работы.

Психологически ориентированная модель отражает подход к человеку, кем бы он ни был, каково бы ни было его состояние здоровья, как к субъекту своей жизни, как к человеку, который может выбирать и строить свою жизнь. Конечно, эта модель социальной работы имеет существенные ограничения, так как инвалиды, которые не могут взять на себя ответственность за свои действия, часто считаются инвалидами. В процессе адаптации ребенок может добиться успеха только в том случае, если он способен взять на себя осуществимую часть своих жизненных обязанностей. Умение брать на себя ответственность является одним из важнейших результатов социализации детей с ограниченными возможностями. Модель психологической направленности определяется принципами гуманистической психологии [3].

Гуманистические принципы в социальной педагогике предполагают признание ценности ребенка как человека, его прав на свободу, счастье, защиту и безопасность жизни и здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, задатков, способностей, содействие его самоопределению в жизни, его интеграции в общество, реализации, его полноценности в этом обществе.

Принцип гуманизма требуют соблюдения следующих правил: уважительное отношение общества ко всем детям, независимо от их физического, материального и социального положения; признание права каждого ребенка быть самим собой, уважая его установки: Уважение означает признание права другого человека быть отличным от меня, быть таким, какой я есть, не быть моей копией; помощь детям с проблемами в развитии уважения к себе и окружающим, позиции «я», стремлении решать собственные проблемы; сострадание понимается как первый шаг гуманизма, основанного не на жалости и сострадании, а на стремлении помочь детям интегрироваться в общество, исходя из позиции, что общество открыто для детей и дети открыты для общества;

- стараться не делить детей с проблемами на особые группы, не отделять их от нормальных детей, если мы хотим подготовить детей с ограниченными возможностями к жизни здоровых людей, то должны продумать системы общения этих детей со взрослыми и детьми.

Существенной чертой этой модели социальной работы является не директивный подход к проблемам клиента. Большой опыт психологов-гуманистов доказывает, что человек лучше растет и развивается, если к нему относятся с любовью и заботой. Это приведет не только к психологическому равновесию, но и к крупным позитивным изменениям в психике человека. Гуманный подход к ребенку-инвалиду противостоит развитию социальной зависимости и деструктивных жизненных установок, прививая ему уверенность в себе и способность противостоять ударам судьбы.

Основными направлениями являются развитие ребенка: собственная деятельность, связанная со своими жизненными проблемами; развивайте оптимизм и фокусируйтесь на положительных аспектах жизни.

Адаптационные возможности во многом определяются тяжестью и продолжительностью инвалидности, а также качеством жизни взрослых с ограниченными возможностями. В частности, чем легче группа инвалидов, чем ниже трудоспособный возраст и ниже доход семьи, тем выше энтузиазм в реализации реабилитационных мероприятий. Все это наглядно показывает, что отношение общества к детям-инвалидам, относящееся к ним как к объектам социальной защиты, не может навсегда изменить их судьбу, приводя к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Видение себя как объекта, минимальная оценка своей жизненной силы приводит к неумению и нежеланию работать, быть занятым, а значит, интегрироваться в социальную жизнь.

В настоящее время рекомендуется рассматривать детей-инвалидов как социальную проблему, связанную со структурной неполноценностью, обусловленной внешними и внутренними факторами, болезнью или травмой, которая может привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для определенных видов деятельности, и тем самым привести к социальная дезадаптация или задержка социализации.

Статус детей с ОВЗ определяется существующими в обществе социальными барьерами, тормозящими их социализацию и интеграцию в общество [4].

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья означает не только наличие у них определенной степени адаптации к трудовой деятельности, но и способность ориентироваться в окружающей их жизни, подчиняясь определенным правилам и нормам поведения.

В любой форме обучения детей с ограниченными возможностями должны быть созданы специальные условия для общеобразовательной и трудовой подготовки по возможности и необходимости, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Систематическая работа в этом направлении, несомненно, приведет к положительным результатам.


Библиографический список
  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит, 2012. – 368с.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100.
  3. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями:2000, № 4
  4. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. О проблемах инклюзивного образования Велес. 2016. № 11-3 (41). С. 33-35.
  5. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2016. Т. 11. № 3 (15). С. 20-23.
  6. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями – https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00342604_0.html
  7. Яхьяева А.Х. Особенности психологической коррекции интеллектуальной сферы учащихся младших классов. В сборнике: Русский язык для детей билингвов: подходы и методы обучения в начальной школе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией А.Н. Гебековой, Э.А. Пирмагомедовой. 2019. С. 265-269.


Все статьи автора «Яхьяева Амина Хасановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: