УСПЕШНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Лабынцева Ирина Сергеевна
Южный федеральный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме профессионального самоопределения студентов, успешность которого оказывает влияние на эффективность учебно-профессиональной деятельности. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что успешное профессиональное самоопределение, совершенное на основе рефлексии собственных способностей, интересов и целей способствует высокой учебной активности студентов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Лабынцева И.С. Успешное профессиональное самоопределение как фактор высокой учебной активности студентов // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55418 (дата обращения: 21.02.2024).

Выбор профессионального пути в свое время приходится совершить каждому человеку. Профессиональное самоопределение зачастую является не просто выбором будущей профессии, но и образа жизни в целом. Поэтому особенно важно совершить правильный профессиональный выбор, согласующийся с собственными жизненными целями и ценностями, личностной направленностью. Однако далеко не всем абитуриентам удается сразу правильно определиться в мире профессий. Нестабильная социально-экономическая ситуация способствует ориентации на престижность и доходность профессии при ее выборе, что не всегда соответствует индивидуальным особенностям личности и приводит в дальнейшем к трудностям в профессиональной самореализации.

Личностное и профессиональное самоопределение – центральное новообразование юношеского возраста. И хотя психологическая готовность к самоопределению считается новообразованием раннего юношеского возраста, именно студенческий возраст считается периодом наиболее интенсивного самоопределения.

П.Г. Щедровицкий отмечает, «что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [цит. по: 1, с.330].

Как отмечают ученые, профессиональное самоопределение и выбор профессии могут быть нерелевантны. Это происходит тогда, когда молодые люди подходят к выбору профессии неосознанно, а следуют рекомендациям значимых людей, основываются на факторах престижности профессии, легкости поступления в вуз и т.п. Выбор профессии соответствует профессиональному самоопределению в том случае, когда выбор профессии осуществляется в соответствии с собственными интересами, целями, склонностями и способностями [2, 3,4.]

Профессиональное самоопределение является одним из важнейших видов личностного и жизненного самоопределения. Это результат самопознания, рефлексии собственных способностей, интересов, ценностных ориентаций и склонностей, в том числе и на предмет соответствия данных личностных особенностей требованиям и возможностям выбираемой профессии.

Как показал теоретический анализ, в качестве основных факторов успешного профессионального самоопределения исследователи выделяют следующие:

- наличие познавательных и профессиональных интересов, составляющих внутреннюю мотивацию профессионального выбора;

- соответствие способностей требованиям профессии;

- профессиональная направленность, соответствующая профессии;

- направленность мотивационно-ценностных ориентаций на саморазвитие, достижения, самореализацию и самоактуализацию;

- рефлексивно-интернальный уровень ценностно-мировоззренческих ориентаций [1, 2, 5].

Таким образом, профессиональное самоопределение можно считать успешным, когда человек проявляет позицию субъекта профессионального выбора и совершает выбор профессии, основанный на осознании соответствия своих способностей, интересов и целей требованиям и возможностям профессии.

Психолого-педагогические исследования проблем профессионального обучения показывают, что сознанный, ответственный выбор профессии как выбор дальнейшего жизненного пути, является залогом успешной учебно-профессиональной деятельности, и, следовательно, важным фактором учебной активности студентов. Учебную активность можно определить как уровень вовлеченности студента в процесс учебно-профессиональной деятельности, ее интенсивность, зависящая не от внешних воздействий, а от внутренней мотивации и усилий самого студента.

Теоретический анализ показал, что при наличии исследований в области профессионального развития студентов в условиях учебно-профессиональной деятельности, недостаточно изучен вопрос о взаимосвязи профессионального самоопределения и учебной активности современных студентов, относящихся к «поколению Z». Как отмечается учеными, нынешнему цифровому поколению, при их способности работать в режиме многозадачности и высокой скорости переработки информации, характерна психологическая незрелость, инфантилизм, нестабильность интересов, проблемы с планированием, что оказывает влияние на успешность профессионального самоопределения [6]. Таким образом, проблемой исследования стал вопрос о взаимосвязи особенностей профессионального самоопределения современных студентов и их учебной активности.

Эмпирическое исследование проводилось в 2022- 2023 годах на базе Южного федерального университета, в исследовании принимали участие студенты 1-ого курса IT-направлений подготовки в количестве 91 человека (17% девушек и 83% юношей). Возраст респондентов 17-18 лет.

В исследовании были использованы следующие методики: «Вопросник учебной активности студентов» А.А. Волочкова, методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, методика «Уровень конкурентоспособности личности» (анализировались шкалы, диагностирующие стремление к саморазвитию и профессиональному росту) В.И. Андреева, методика «Субъективные основания профессионального выбора» (Лызь Н.А., Лабынцева И.С.) .

Изучение особенностей профессионального выбора показало, что 40% первокурсников имеют высокий уровень учебной активности и 28,8% студентов характеризуются низким уровнем учебной активности. Сравнительный анализ мотивов и субъективных оснований выбора профессии студентов с высокой и низкой УА показал, что у студентов с высокой УА, по сравнению со студентами с низкой УА, достоверно выше выражены внутренние индивидуально значимые мотивы (φ*эмп=2,8, р=0,001) это говорит о том, что они при выборе профессии основывались на том, что избранная профессиональная деятельность соответствует их собственным потребностям и интересам. Для студентов с низкой учебной активностью более характерно преобладание внешних положительных мотивов (φ*эмп=2,6, р=0,003), это говорит о том, что для них более важным является, приносит ли занятие той или иной профессиональной деятельностью материальные блага, повлияет ли это на их социальный статус и престиж, является ли она востребованной на рынке труда. Также у студентов с низкой учебной активностью, в большей степени выражены внешние отрицательные мотивы, т.е. выбор профессии, возможно, был совершен под давлением внешних обстоятельств.

Сравнительный анализ субъективных оснований выбора профессии показал, что студенты с высокой УА, по сравнению со студентами с низкой УА, достоверно более уверены в правильности совершенного профессионального выбора (φ*эмп=2,7, р=0,002), намерены работать в избранной профессиональной области (φ*эмп=2,35, р=0,008), выше оценивают соответствие своих способностей и интересов требованиям и возможностям профессии (φ*эмп=2,44, р=0,006). Это свидетельствует о том, что студенты с высокой УА при выборе профессии в большей степени проявили себя как субъекты профессионального самоопределения, по сравнению со студентами с низкой УА.

Так же нами были получены следующие особенности профессионального самоопределения студентов с разной учебной активностью:

- студентам с высокой УА, по сравнению со студентами с низкой УА, в большей степени свойственно стремление к профессиональному росту (Uэмп=167,5, р≤0,01);

- студенты с высокой УА, по сравнению со студентами с низкой УА, в большей степени характеризуются профессиональной направленностью в области «Человек-Знаковая система» (φ*эмп=2,7, р=0,002), т.е. данные студенты в большей степени ориентированы на работу с информационными технологиями, компьютерной техникой, им нравится мыслить в системе чисел, знаков, кодов: это говорит о том, что совершенный выбор адекватен профессиональной направленности и подтверждает полученные ранее результаты о том, что студентам с высокой УА в большей степени характерен осознанный, ответственный выбор профессии, сделанный с учетом совоих способнойстей и интересов.

Таким образом, в профессиональном самоопределении студентов с высокой учебной активностью, по сравнению со студентами с низкой учебной активностью в большей степени выражена его осмысленность и внутренняя мотивация выбора. Следовательно, профессиональное самоопределение, в основе которого лежат индивидуально значимые мотивы выбора профессии, стремление к профессиональному росту и профессиональная направленность, соответствующая осваиваемой профессии, обуславливает высокую учебную активность.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования профориентационной работы психологических служб, т.к. наглядно демонстрируют значимость осознанного, ответственного профессионального самоопределения.


Библиографический список
  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 480 с.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ТАНДЕМ, 2000. -384с.
  3. Лабынцева И.С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности // «Известия ЮФУ. Технические науки». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2012. – №10 (135). С. 226-231
  4. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Особенности выбора профессии и вуза будущими ИТ-специалистами // Современные компьютерные технологии. Сборник статей Научно-методической конференции. Южный федеральный университет, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности. 2020. С. 105-111
  5. Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор профессиональной Я-концепции студентов вуза [Текст]: монография / Т.Е. Дорошенко. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2008. – 164 с.
  6. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // Педагогика. 2022. №6. С.86-95


Все статьи автора «Лабынцева Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: