ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Гурбанныязов Шамамет
Туркменский государственный институт экономики и управления
преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается история развития электронной коммерции и анализируются ее особенности.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гурбанныязов Ш. История развития электронной коммерции // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/04/55396 (дата обращения: 23.02.2024).

Первые системы и методы электронной коммерции стали появляться в связи с появлением технологий автоматизации торговли и продаж, а также внедрением автоматизированных систем корпоративного управления запасами. В 1960 году компании American Airlines и IBM попытались создать систему автоматизации бронирования мест в самолетах. Таким образом, недавно созданная SABRE (SemiAutomatic Business Research Environment) гарантирует, что рейсы авиакомпаний станут более доступными для обычных пассажиров, помогая им бронировать билеты по постоянно растущим тарифам и маршрутам полетов. Автоматизация расчета тарифов при бронировании (бронировании) пассажирских мест на рейсах, находящихся в эксплуатации, приводит к сокращению объема услуг. Это оказался первый бизнес-опыт создания системы электронной коммерции. Стандарты электронного обмена данными (EDI) были созданы для продвижения электронной коммерции. В своем первоначальном значении они представляют собой целый свод правил оформления стандартных деловых документов (приказов, счетов-фактур, таможенных деклараций, страховых бланков, расчетных счетов и т.п.) в электронном виде.

К концу 1960-х годов в системе управления воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом в США использовались четыре отраслевых стандарта обмена данными. Такая множественность и разнообразие стандартов, безусловно, в какой-то мере тормозили экономическое развитие. Исходя из этого, был создан Координационный комитет по транспортным данным (TDCC) для гармонизации стандартов типов данных, подлежащих обмену.

Документы, разработанные этим комитетом, основаны на следующем стандарте ANSIX.12.EDI. Примерно в то же время такие же события происходили в Англии, но в этой стране более широкое распространение получила не транспортная, а коммерческая система. Набор спецификаций Tradacoms, разработанный в то время в Англии, был принят Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) в качестве стандарта для обмена данными между международными торговыми организациями. Этот набор шаблонов и спецификаций формата был назван GTDI (обмен торговыми данными общего назначения). В 80-х годах прошлого века были начаты работы по взаимной интеграции и тесному согласованию спецификаций, получивших широкое распространение в Европе и США.

На основе GTDI Международной организацией по стандартизации ИСО был разработан новый стандарт – Электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта (EDIFACT, ISO 9735) (который используется в качестве транспортного стандарта).

В свою очередь, это дает мощный толчок к росту трафика электронной коммерции и количества вовлеченных в нее компаний. В 1996 г. (в то время, когда интернет-торговля только начинала набирать обороты) объем транзакций ЭОД составил 300 млрд долл. США, а в 1999 г. объем достиг 1,1 трлн долл. США.

За последние 20 лет рынок электронной коммерции быстро вырос. Это объясняется увеличением числа пользователей сети Интернет, усилением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн-структур на сознание населения, ежедневным расширением и совершенствованием электронной платежной системы.

Компания, которая продает свой продукт, размещает на своем сайте специальный интерфейс (который может быть открытым или закрытым). С его помощью конечный потребитель или фирма-партнер может выбрать нужный ему товар или услугу и разместить соответствующий заказ в информационной системе компании-продавца. После этого с помощью специального программного обеспечения и ERP-системы (Enterprise Resource Planning) компании-продавцы самостоятельно анализируют и обрабатывают поступающий заказ, перевод средств с одного расчетного счета на другой банковский счет или появление заказа в компания-получатель совершать иные (вторичные) операции, необходимые для Системы электронной коммерции избавляют покупателей от необходимости встречаться напрямую с продавцом лицом к лицу. Покупатель выбирает нужный ему товар сидя за компьютером, он может получить всю информацию и характеристики товара в электронном виде, может прочитать и ознакомиться с ним. Продавец, в свою очередь, должен постоянно изучать существующие условия в рыночном пространстве и потребности потребителей, незамедлительно приспосабливаться к их изменениям, покупать или арендовать торговые и складские площади там, где это необходимо, и т. д. рискует. Таким образом, бизнес-метод продавца, ведущего бизнес виртуальным образом, напоминает в своем первоначальном значении работу мелкого посредника (брокера).


Библиографический список
  1. Бурняшов, Б. А. Электронная информационно-образовательная среда учреждения высшего образования : монография / Б. А. Бурняшов. – Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017. – 216 c. – ISBN 978-5-93926-289-7. – URL: http://www.iprbookshop.ru/78383.html (дата обращения: 10.02.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
  2. Гречушкина, Н. В. Педагогическое общение в электронной информационнообразовательной среде : учебное пособие / Н. В. Гречушкина, Н. В. Мартишина. – Москва : Русайнс, 2020. – 179 с. – ISBN 978-5-4365-5889-9. – URL: https://book.ru/book/938328 (дата обращения: 10.02.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
  3. Диков, А. В. Социальные медиасервисы в образовании : монография / А. В. Диков. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 204 с. – ISBN 978-5-8114-4741-1. – URL: https://e.lanbook.com/book/140771 (дата обращения: 10.02.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
  4. Молоткова, Н. В. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в условиях цифровизации образования : учебное пособие / Н. В. Молоткова, А. И. Попов. – Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. – 80 c. – ISBN 978-5-8265-2131-1. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99778.html (дата обращения: 12.02.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
  5. Никулова, Г. А. Стилевые проявления при обучении в условиях информатизации и цифровизации образования : монография / Г. А. Никулова, Л. Н. Боброва. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 173 с. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-014837-3. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1007611 (дата обращения: 10.02.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.


Все статьи автора «Акмурадов Хангелды»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: