ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Дубровская Марина Михайловна1, Галуцкая Мария Юрьевна2, Евсеева Алина Вячеславовна3
1МДОУ «Детский сад №15 п. Разумное «Тропинка детства» Белгородской области Белгородского района, учитель-логопед
2МДОУ «Детский сад №15 п. Разумное «Тропинка детства» Белгородской области Белгородского района, учитель-логопед
3МДОУ «Детский сад №15 п. Разумное «Тропинка детства» Белгородской области Белгородского района, педагог-психолог

Аннотация
В статье описаны дидактические, методические и психологические аспекты исследований в области использования в дошкольном образовании информационно-компьютерных технологий. Анализируются особенности использование интерактивных компьютерных игр в работе с детьми с ОВЗ как метода дошкольного образования, формы организации коррекционно-развивающей деятельности и дидактического средства обучения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровская М.М., Галуцкая М.Ю., Евсеева А.В. Особенности использования интерактивных игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/10/55548 (дата обращения: 24.02.2024).

Использование компьютерных технологий во многих областях жизни человека в настоящее время – это необходимость, диктуемая уровнем развития современного общества.

В российском образовании задачи по внедрению компьютерных технологий закреплены законодательно: «Концепция информатизации сферы образования в России на период до 2010 года» (2002), «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» (2014), «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года» (2016); «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» (2021 г.) и др.

В документе «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» сформулирована задача: «Создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [4].

Дошкольное образование, являясь уровнем общего образования, в настоящее время также решает задачи формирования безопасной цифровой образовательной среды. Решение этой проблемы рассматривается в различных аспектах: дидактическом, методическом и психологическом.

Дидактические проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании нашли отражение в работах О.Г. Алексеева, Л.А. Ибрагимовой, О.И. Пащенко и др. О.И. Пащенко пишет: «Введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры» [5].

Методические разработки Н.В. Апатовой, Ю.М. Горвиц, А.В. Тараканова и др. позволяют конкретизировать цели, задачи использования информационных технологий в дошкольном образовании. Ю.М. Горвиц предложил началом информатизации дошкольного образования в нашей стране считать 1986 г., когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами, в котором была налажена систематическая работа [1].

А.В. Гадаев считает наиболее важным положительное влияние интерактивных компьютерных игр на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ [9].

Так же отметим, что одним из их преимуществ компьютерных игр в коррекционном образование является способность к эффективному повышению мотивации ребенка к образовательной деятельности. Опыт работы авторов статьи подтверждает, что грамотное применение компьютерных игр в процессе индивидуальной и группой коррекционной работы с детьми обеспечивает создание позитивных мотивов, стимулирующих их образовательную деятельность.

В настоящее время разработано великое множество интерактивных игр, направленных на: развитие различных психических процессов у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие и речь); на закрепление понятий обобщения и классификации; на знание геометрических фигур (плоскостных и объемный); развлекательного характера и др. [2, 6, 9]. Некоторые из игр указаны в таблице (Таблица 1).

Кроме этого авторами статьи для детей с речевыми нарушениями и с незначительной задержкой интеллектуального и психического развития разработаны авторские интерактивные игры и упражнения в программе PowerPoint и апробированы в условиях дошкольного логопедического пункта детского сада [7].

Таблица 1. Интерактивные компьютерные игры и упражнения

Название игр и игровых программ Цель игр
Игры для Тигры (игровая программа) [2] Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраст
Внимание, память, логика (Ветерок-озорник, Отпадный пряник, Геометрические фигуры и др.) [6] Развитие основных психических функций у дошкольников ОВЗ с помощью интерактивной игры
Слогушки, Таинственные предложения, Понимание в речи предлогов и др. [9] Коррекция фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Когда это бывает? Сколько? Кто у кого? Парочки и др. [9]

 

Расширение представлений об окружающей предметной и социальной действительности
Овощи, Цветы, Фрукты, Грибы (авторские разработки) Формирование умений анализировать, обобщать, классифицировать

При планировании коррекционно-развивающих занятий с использованием интерактивных компьютерных игр важно учитывать, что популярность таких игр обусловлена, прежде всего, их соответствием ведущему типы деятельности детей дошкольного возраста, поэтому любой дошкольник, независимо от его особенностей в физическом или психическом развитии, предпочитает игру любым иным формам деятельности. Отсюда на педагогах и родителях лежит ответственность за тематику и содержание предлагаемых детям игр.

И именно поэтому длительное время основным барьером к полноценному использованию обучающих компьютерных игр в дошкольном образовании являлась психологическая неготовность родителей, учитывая большой процент детей и подростков, страдающих от игровой зависимости [9].

Однако, современный опыт применения интерактивных компьютерных игр в специальном образовании доказывает их безопасность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ при условиях грамотной организации коррекционного занятия.


Библиографический список
  1. Горвиц, Ю.M., Чайнова, Л.Д., Поддьяков, H.H. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
  2. Игры для Тигры. – URL: https://mederia.ru/catalog/programma_igry_dlya_tigry/ (дата обращения 20.09.2021).
  3. Калинина, Т., Дмитриев, Ю. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников. – М.: МПГУ, 2019. – 140 с.
  4. О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 г. – URL: https://cheladmin.ru/sites/default/files/n/page/25381 (дата обращения 20.09.2021).
  5. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2013. – 227 с.
  6. Создание интерактивных игр в программе Microsoft Power Point для детей дошкольного возраста. – URL: https://yandex.ru/video/preview/?text (дата обращения 20.09.2021).
  7. Созонова, А.Ю. Игра – интерактивный метод обучения // Концепт . – 2013. – Т. 3. – С. 2566–2570.
  8. Юлина, В.В. Интерактивные компьютерные игры и упражнения. – URL: https://nsportal.ru/user/42371/page/interaktivnye-igry (дата обращения 20.09.2021).


Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: