ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Жирных Марина Александровна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»
учитель

Аннотация
В статье определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ. Автор статьи описывает содержание и подходы к организации и проведению мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жирных М.А. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/10/55530 (дата обращения: 03.03.2024).

Основной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в муниципальных образовательных организациях. Также закон определяет задачи патриотической направленности:  «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ)  подчеркивается значимость и актуальность патриотического воспитания. Право воспитывать патриотизм предоставляется семье и образовательным организациям.  Ценностными ориентирами ФГОС ОВЗ

являются обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей с ОВЗ. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются большинством  педагогов-новаторов. В этом направлении работают И. А. Пашкович, Т. А. Касимова,  Н. К. Беспятова,  Т. С. Буторина,  Т. А. Орешкина  и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Современные реалии требуют от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ состоит в том, что результат не так ощутим, как с нормотипичными детьми. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.

Рассмотрим методы формирования гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссу, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, я выделила для себя группы методов по работе с детьми с ОВЗ:

I.     Методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, классные часы и беседы, лекции, дискуссии, метод примера).

Постановка воспитанника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (педагогическое требования, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение, поручение, коллективно-творческое дело, метод проектов).

Необходимо создавать ситуации, в которых ученик упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества (участие детей в общешкольных мероприятиях: соревнования, викторины, конкурсы, оформление стенгазет и др.). С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.     Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, викторины, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха).

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает детей к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

При работе с детьми с ОВЗ важно соблюдение следующих принципов:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное;

- принцип включения в деятельность.

Таким образом, формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ является целенаправленным, специально организуемым процессом.

Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение воспитанников в специфическую гражданскую деятельность.


Библиографический список
  1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
  2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
  3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
  5. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
  6. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.


Все статьи автора «Жирных Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: